Законодательное Собрание Нижегородской области отменило двуглавую систему управления практически во всех муниципальных образованиях области
В конце мая Законодательное собрание Нижегородской области приняло в двух чтениях изменения в Закон «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Нижегородской области». По сути, это отменяет двуглавую систему управления практически во всех муниципальных образованиях области.
Из первоначального проекта, который был внесен еще в 2015 году председателем комитета по вопросам государственной власти области и местного самоуправления Валерием Осокиным (фракция «Единая Россия»), были «выключены» только два города – Саров и столица региона Нижний Новгород.
Система себя не оправдала
Вот как объяснил инициативу сам Валерий Осокин: «К сожалению, «двуглавая система» не оправдала возложенных на нее ожиданий. Уже более 40 регионов России перешли на систему избрания глав муниципальных образований по конкурсу. Это расширяет круг претендентов – участвовать в конкурсе смогут не только депутаты Земских собраний и Городских дум, но и любой соответствующий требованиям законодательства гражданин», – считает депутат ОЗС. Нижний Новгород в связи с особым «статусом» столицы региона пока сохраняет двуглавую систему, однако «возможность смены системы МСУ в Нижнем Новгороде – это вопрос на перспективу. Мы будем обсуждать его с правительством области, Городской думой», – подчеркнул Валерий Осокин.
На первый взгляд кажется, что отмена двуглавой системы управления автоматически приводит к возвращению всенародных выборов мэра. Однако этот вывод – абсолютно ошибочен. Как все будет на самом деле именно в Дзержинске?
Окончательное решение – за Думой
Глава муниципального образования будет избираться представительным органом по результатам конкурса и возглавит местную администрацию. Кандидатов (собственно участников конкурса) имеют право выдвигать: губернатор, депутатские фракции в Городской думе, депутаты Думы в количестве не менее трети от установленного числа, политические партии и иные общественные объединения. Это полностью исключает самовыдвижение на пост главы МСУ, а следовательно, – и появление «случайных людей» в местной администрации.
Конкурсная комиссия, которая рассмотрит кандидатуры, состоит из двух «половин»: одна назначается губернатором области, вторая – местным представительным органом власти, то есть в случае Дзержинска – Городской думой. Количество членов комиссии каждое муниципальное образование назначает самостоятельно.
Конкурсная комиссия после рассмотрения всех кандидатов выбирает не менее двух претендентов на пост главы МСУ. Отобранные кандидатуры рассматриваются местной Думой.
То есть окончательное решение по главе администрации принимает Городская дума.
Можно предположить, что отмена «двуглавой системы» местного самоуправления продиктована рядом, мягко говоря, «спорных» ситуаций в различных районах области. Например, в Кулебаках в течение года отсутствовал глава местного самоуправления, и снять «нерадивого» управленца не представлялось возможным: по закону, он должен лично подписать документ об уходе с поста.
«При существующей ранее системе многое зависело от человеческого фактора: если глава администрации и глава МСУ по какой-то причине не находят общий язык, то страдает весь район или округ», – отмечают эксперты.
Елена ЛАЗАРЕВА.