Вышел в свет справочник о развитии изобразительного искусства в Нижнем Новгороде и Нижегородской области

Представлены в нем и дзержинские художники: Иван и Клавдия Еськовы, Александр Худиенко, Иван Логинов и другие.
3 мая 2023 года Нижегородское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» отметило 90-летие со дня основания. К юбилею была приурочена масштабная экспозиция в выставочном зале Нижегородского государственного художественного музея, на которой демонстрировались не только произведения современных живописцев, графиков, мастеров декоративно-прикладного творчества и народных промыслов, но и работы классиков нижегородского искусства из фондов музея.
Пока длилась выставка, вышел в свет справочник о художниках – членах отделения. Называется он «Зрелость творческого долголетия» и представляет собой объемный – 300 страниц – том, содержащий статьи о развитии в Нижнем Новгороде и области изобразительного искусства, биографические данные о художниках и множество высококачественных иллюстраций.
Инициатором и основным автором этого издания выступила художник и искусствовед Наталья Квач. В работе над книгой приняли участие ее супруг Сергей Квач, также являющийся членом Союза художников, дизайнер Вячеслав Петрухин и несколько нижегородских искусствоведов.
От замысла к результату
Создание творческих союзов в масштабе всей страны было одним из важнейших событий в культурной жизни СССР 1930-х годов. Если в первое послереволюционное десятилетие существовало множество больших и малых художественных сообществ, занимавших как авангардные, так и традиционные эстетические позиции, то теперь им на смену пришло централизованное объединение, находящееся под руководством государства и партии. Нижегородская, тогда Горьковская, организация Союза художников была создана одной из первых в провинции.
В советское время она уверенно занимала одно из лидирующих мест в стране по активной творческой деятельности. Всероссийскую известность приобрели живописцы Лазарь Хныгин, Александр Каманин, братья Михаил и Владимир Холуевы, Вячеслав Жемерикин, Ким Шихов, скульптор Павел Гусев. Членами Союза являлись и являются многие мастера народных промыслов, в первую очередь хохломской и городецкой росписей. Сейчас отделение, возглавляемое заслуженным художником РФ Владимиром Величко, насчитывает в своем составе 225 человек. Многие из них отмечены почетными званиями и наградами, несколько художников состоят членами Российской академии художеств.
Первоначальный замысел юбилейного издания был совершенно иным: планировалось подготовить не справочник, а монографию, что стало бы новым словом в нижегородском искусствознании. Справочники о художниках Нижнего и области выходили и в советский период, и в последнее двадцатилетие, причем Н.В. Квач была автором двух из них, опубликованных к 80- и 85-летию НОСХ. Все эти издания отличаются друг от друга по научной концепции, отбору материала и структуре его представления, но все-таки любой справочник – это краткие биографические сведения и одна-две, максимум три репродукции работ каждого автора.
В новой же книге задумывалось дать всесторонний анализ истории и современного состояния нижегородского искусства. Планировалось, что каждая глава монографии будет посвящена определенному виду искусства или жанру: портрет в творчестве нижегородских художников, пейзаж, исторические и бытовые сюжеты и так далее, включая декоративно-прикладное творчество, народные промыслы и церковное искусство.
Н.В. Квач составила план будущей книги, к работе над ней предполагалось привлечь многих нижегородских искусствоведов; каждый бы написал свой раздел. Однако по разным причинам некоторые из них отказались участвовать в проекте, и в итоге пришлось возвратиться к традиционной форме справочника.
Жаль, что не удалось реализовать первоначальную идею, но и в этом случае книга получилась содержательной и красивой. Такую приятно держать в руках и перелистывать. Как часто бывает при осуществлении крупных замыслов в сжатые сроки, не обошлось без недочетов, но в целом они не портят впечатления, и мы перечислять их не станем.
Открывается справочник большой статьей Н.В. Квач, рассказывающей об истории и современности Нижегородского отделения Союза художников России. Автор показывает, как росли численный состав и профессиональный уровень организации, какие тенденции были характерны для разных этапов в развитии НОСХ и подчеркивает, что творчество горьковских – нижегородских художников всегда шло в ногу со временем, отвечало на актуальные общественные запросы. Говоря о нынешнем дне, она делает акцент на участии нижегородцев в крупных межрегиональных и всероссийских выставках. Значительное внимание уделено мастерам прикладного искусства и народных промыслов.
Статья Е.В. Советской посвящена нижегородским скульпторам и представляет собой, пожалуй, первый обзор по данной теме. Произведения скульптуры давно входят неотъемлемой частью в городское пространство, но найти искусствоведческую информацию об авторах монументов, украшающих площади и улицы Нижнего Новгорода и городов области, подчас не так-то просто. Из нижегородских скульпторов пока только П.И. Гусев удостоился монографии.
Работа Елены Советской восполняет тем самым очевидный пробел. Е.В. Советская – медик по профессии и ученица Н.В. Квач по Нижегородскому государственному лингвистическому университету им. Н.А. Добролюбова – занимается различными вопросами отечественного искусства, является автором книги о резном декоре зданий Нижнего Новгорода XIX – начала XX века.
В следующей статье рассматривается творчество нижегородских пейзажистов. Ее автор – Антон Марцев, выпускник Нижегородского художественного училища и НГЛУ им. Н.А. Добролюбова по направлению подготовки «Теория и история искусств», – давно и с успехом изучает образ Нижнего Новгорода в живописи и графике XVII–XX столетий. Его публикации обогатили краеведение многими фактами, связанными с визитами в Нижний выдающихся русских художников. Его очерк о пейзажистах краток и местами превращается в простое перечисление имен, но главная мысль – пейзаж как поле для художественных и духовных поисков – раскрыта вполне убедительно.
Особенностью новой книги стал обширный обзор деятельности нижегородских искусствоведов. Люди, не связанные с художественной сферой, имеют весьма смутное представление об этой профессии, художники же нередко относятся к искусствоведческому труду пренебрежительно или потребительски. В действительности искусствовед – одновременно и посредник между художниками и публикой, и представитель науки, имеющей давнюю историю и разветвленную структуру. Нижегородские искусствоведы занимались и занимаются не только организацией выставок, составлением альбомов и написанием художественно-критических статей, музейной работой и преподаванием, но и научными исследованиями. Именно этот аспект оказался в центре внимания в данном очерке. Приводится в справочнике и список основных публикаций искусствоведов-нижегородцев. Он далек от полноты, но все же дает представление об их профессиональных интересах и вкладе в культуру.
Немного о дзержинцах
Представлены в издании и дзержинские художники. Из мастеров старшего поколения это Иван и Клавдия Еськовы, Александр Худиенко, Иван Логинов.
Одной из лучших своих работ – картиной «Отче наш Серафим, моли Бога о нас» (2006 год) – представлен Юрий Пешехонов, в творчестве которого образы нижегородской истории занимают очень важное место. Облик святого изображен в соответствии с иконографической традицией и сразу узнается; Серафим задумчиво стоит в дверном проеме своей невысокой и тесной деревянной кельи, а сквозь окно виден вдалеке белоснежный и торжественный храм. Полотно написано в гармоничной гамме неярких, сдержанных красок, что в целом характерно для манеры художника.
Несколько непривычно выглядит натюрморт Михаила Полякова «Деревенская утварь» (2020 год). Этого живописца зрители знают в первую очередь по ярким, размашисто исполненным пейзажам, здесь же цвет сохраняет свои плотность и насыщенность, но настроение более спокойное, колорит сдержаннее, формы более конструктивны. Картина Марины Поляковой «По Волге-матушке» (2014 год) написана в хорошо знакомой любителям искусства декоративной манере, объединяющей контрастные сочетания красок, узоры, некоторую лубочность форм и долю юмора.
Сергей Белосельский представлен ранними работами «Крылечко» и «Костромской дворик» (обе – 1990 год), однако в целом его манера за прошедшее время изменилась не сильно. Он по-прежнему отдает предпочтение пастозному письму, насыщенному цвету и нередко старается скромным мотивам придать особую образную значительность.
В акварелях Николая Еряшкина свободные затеки и мазки краски создают зыбкую, постоянно меняющуюся цветовую среду, из которой, словно мираж, возникают формы, и кажется, что они скоро вновь исчезнут («Человек и птица», 1997 год; «Белый ангел», 2010 год). Два листа с эффектными, можно сказать, парадными видами старой Праги демонстрируют особенности почерка другого дзержинского акварелиста Виктора Кузнецова, работам которого присущи четкий рисунок, внимание к деталям, светлая палитра.
Как замечательные мастера гобелена известны Валентина Белосельская и Галина Шевченко. Их произведения раскрывают широкий диапазон выразительных возможностей этой сложной и кропотливой техники, в которой декоративность может сочетаться с символизмом образа или почти реалистической конкретностью отдельных деталей. Именно это мы видим в работах В.А. Белосельской «Свято-озеро» (1998 год) и «Древо жизни» (2008 год).
В композициях Г.Л. Шевченко большую роль играют абстрактные и полуабстрактные формы и своеобразная цветовая динамика, достигаемая использованием разнообразных оттенков («Тайна Азишской пещеры», 2014 год). Судить о мастере лишь по нескольким произведениям сложно, но в данном случае работы выбраны весьма удачно и ярко раскрывают своеобразие творчества художниц.
К сожалению, тираж книги мал, только 300 экземпляров. Большую их часть разобрали художники, некоторое количество поступило в библиотеки, и сложно сказать, попадет ли хоть сколько-нибудь в продажу. Это, кстати, беда большинства изданий о нижегородских художниках. По сути, они доступны только самим членам профессионального сообщества. Наша статья, конечно, не рекламная, но, если кому-то из читателей «Репортера» встретится издание, о котором мы рассказали, приобретите, не разочаруетесь.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.