В Нижегородском государственном художественном музее открылась совместная выставка Александра Осминина и Алексея Быкова
Будучи давними друзьями, они и в творчестве во многом являются единомышленниками, сходным образом смотрят на многие вопросы искусства. При этом каждый обладает и любимым кругом мотивов, и неповторимым живописным почерком.
«Случайная осень» отнюдь не случайна
Оба художника являются постоянными участниками областных выставок, их работы не раз демонстрировались за пределами Нижнего Новгорода в составе коллективных экспозиций, однако возможность познакомиться с их творчеством в столь полном объеме зрители получили впервые. Каждый представил примерно по 60 произведений. Экспозиция заняла половину первого этажа выставочного зала. Куратор – известный нижегородский искусствовед Ирина Маршева – дала ей весьма интригующее название «Случайная осень». В действительности все произошло совсем не случайно: эта выставка задумывалась давно. В 2020 и 2021 годах сначала А.М. Осминин, затем А.И. Быков отметили юбилеи, но эпидемия заставила отложить выставку до лучших времен.
Экспозицию, в которую вошли работы разных лет, в том числе написанные совсем недавно, можно назвать подлинным праздником цвета. Первые два зала посвящены каждому художнику в отдельности, затем их произведения представлены вперемешку. И Осминин, и Быков – прирожденные живописцы, для которых всегда на первом месте стоит эмоциональная выразительность колорита. При этом каждый понимает ее по-своему. Манере Осминина, для которой лучше всего подходит термин «декоративный реализм», присущи обобщенность, отказ от мелких подробностей, стилизация в трактовке пространства и форм, напоминающие о том, что автор картин – театральный художник по образованию. Цвет у него всегда дается крупными пятнами, контрастными или, наоборот, со сложными, как бы переходящими друг в друга оттенками. В живописи Быкова, как правило, тоже присутствует условность, но она имеет иной характер. Его картины более пространственны, в них меньше декоративности, мазок подчеркнуто экспрессивен, а цвета порой настолько насыщенны и подобраны так, что возникает ощущение светоносности самого красочного слоя.
Оба художника отдают предпочтение пейзажу, и у каждого есть свой излюбленный круг мотивов. Для Осминина источником вдохновения служит его родное село Русское Маклаково в Спасском районе нашей области. Одним из главных «героев» полотен Быкова является уникальный природно-архитектурный ландшафт в исторической части Нижнего Новгорода с кремлем, оврагами, старинными храмами. Из написанных в разные годы картин, где присутствует изображение кремля, сложилась целая сюита, воспевающая красоту Нижнего. В некоторых нижегородских пейзажах присутствуют элементы исторического жанра, отсылающие нас к облику города XIX – начала XX столетий, а то и более ранних времен. Обращаясь к теме старины, Алексей Быков не стремится к топографической и документальной точности, созданные им образы скорее ассоциативны, поэтически фантазийны, персонажи на городских улицах – всегда лишь дополнение к архитектуре и природе.
Еще одна черта роднит двух художников: стремление избежать повествовательности. Для них живопись – это живопись, а не рассказ в картинках. Не столько важен сюжет – тут они не гонятся за чем-то необычным, сколько само исполнение, богатство цвета, настроение. Это, однако, не значит, что их следует причислить к представителям «чистого искусства», заботящимся лишь о формальном решении произведения. Вместе с чисто эстетическим воздействием их творчество вызывает немало размышлений и ассоциаций, обладает глубокой и жизнеутверждающей образностью.
Кроме картин в технике масляной живописи, художники продемонстрировали и иные, пока еще не знакомые широкой аудитории, стороны своей деятельности. Алексей Быков, имея профильное образование, занимается реставрацией икон и иконописанием и представил несколько работ в этом виде искусства. Осминин три-четыре года назад увлекся акварелью, и листы в этой технике вместе с двумя портретными рисунками тоже заняли место в экспозиции.
От Русского Маклакова до Нижегородского кремля
Александр Михайлович Осминин родился в 1960 году. Выпускник Горьковского театрального училища по специальности «художник-бутафор» (1986 год), член Союза художников России с 2000 года. Его творчество неразделимо связано с родными местами, где он сейчас проводит большую часть времени, еженедельно приезжая в Нижний Новгород на работу. Художник преподает в школе искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф», где ведет занятия и с детьми, и со взрослыми по программам «Живописное мастерство» и «Живописная радуга». По сути, это формат авторской творческой мастерской.
Сельские ландшафты, казалось бы такие привычные и незамысловатые, предстают в его произведениях едва ли не в бесконечном многообразии. То это показанные крупным планом дом и заваленный снегом двор под ярким февральским солнцем, которое превращает воздух в подвижную световую среду и делает глубокие тени насыщенно-голубыми и сиреневатыми («К весне», 2014 год). Здесь все построено на контрастах темного и светлого, теплого и холодного, создающих приподнятое настроение в ожидании скорой весны. То это затянутая молочно-белыми полосами тумана долина, среди которой деревья выглядят какими-то фантастическими исполинами («Сентябрьское утро», 2015 год). Или увиденная с высоты птичьего полета деревенька с окружающими ее покосами под мягким вечерним светом («Теплый вечер», 2021 год).
В 2011 году оба художника участвовали во всероссийском пленэре в Йошкар-Оле. Для одной из работ А.И. Быков выбрал эффектный вид на набережную в центре города, тогда еще достраивавшуюся, с высокими силуэтами храмов и взволнованной поверхностью воды, написав его в импрессионистически динамичной и свободной манере («На набережной», 2011 год). Осминин же показал скромный уголок тихой улицы, решив небольшой по размерам этюд почти плоскостно, с яркими пятнами осенних деревьев («Йошкар-Ола. Осень», 2011 год). В этой работе есть немного наивная интонация, сродни детскому рисунку, но именно в этой простоте и заключено очарование. Очень интересно сравнить также работы обоих авторов, изображающие Русское Маклаково: насколько по-разному живописцы видят один и тот же ландшафт.
Еще одна тема, к которой нередко обращается Осминин, – изображение цветов. Любимый прием – показать максимально крупным планом букет, стоящий в простой глиняной крынке на деревянном столе, и эти композиции тоже говорят о красоте и бесхитростном счастье деревенской жизни («Васильки», 2011 год).
Алексей Иванович Быков родился в 1971 году. В 1993 году окончил Суздальское художественно-реставрационное училище и в 2005 году вступил в Союз художников. В отличие от своего друга и коллеги, он много занимается архитектурным пейзажем. Его произведения, демонстрирующиеся на выставке, созданы на протяжении чуть более двадцати лет и показывают, как эволюционировала манера художника, его отношение к цвету. В более ранних работах колорит сдержанный, мягкий, абсолютно реалистический.
По-акварельному нежны и прозрачны краски в небольшом этюде «Макарьевский монастырь» (1999 год). Серый день, светло-зеленый луг, отражающиеся в воде деревья. Монастырский ансамбль показан издали, его архитектура не господствует над природой, а воспринимается как ее неотъемлемая часть. Тонко передано состояние поздней осени в картине «Благовещенский монастырь» (2010 год), где храмы XVII столетия со стройными шатрами и изящными главами видны сквозь тонкие ветви почти облетевших деревьев. Мягкое, приглушенное освещение придает спокойным светлым краскам перламутровые переливы.
Гармоничная лаконичность свойственна картине «Осень в Кужутках» (2012 год) – на наш взгляд, одной из наиболее удачных у Быкова. Энергичный изгиб небольшой речки уводит взгляд в глубину, где его останавливает изображение перелеска и пологих холмов. Широкими цветовыми плоскостями написаны серо-голубоватое небо, имеющее равномерную окраску от горизонта до зенита, гладь воды, застывшая, словно в предчувствии холодов, пожухлая трава по берегам. На этих участках движения кисти плавные, сливающиеся друг с другом, а группа деревьев у воды изображена отдельными отрывистыми мазками, создающими эффект листвы, трепещущей на легком ветру.
В более поздних произведениях цвет становится ярче, насыщеннее, сочетания пятен контрастнее, в трактовке форм появляется значительная доля условности. От следования традициям русского реалистического пейзажа художник идет к более индивидуальной манере, трансформирует натурные впечатления в образ, где неотделимы реальность и воображение. Особенно это касается пейзажей с историческими мотивами, в которых хорошо узнаваемые памятники зодчества дополнены вымышленной застройкой и нет строго определенного сюжета, поэтому зритель в первую очередь любуется красотой насыщенных колористических созвучий.
В картине «В давние времена» (2022 год) дома на первом плане имеют подчеркнуто геометризованную форму, очерченную темным контуром, тогда как дальний план изображен как бы слегка размытыми цветовыми плоскостями. И над всем обширным пространством господствуют кремлевские башни на высоком обрывистом холме. В другой работе того же года – «В давние времена. Нижегородский мотив» – кремль показан в ином ракурсе: его стены энергично сбегают по диагонали к Волге, а на первом плане очень обобщенно, почти намеком даны фигуры людей, лошади, подводы. И архитектура, и стаффаж словно готовы превратиться в абстрактные красочные пятна, и все подчиняет себе золотистый вечерний свет, заливающий небо, играющий бликами на постройках и фигурах.
«Случайная осень» – одна из тех выставок, где буквально каждый экспонат вызывает желание внимательно всмотреться и сказать о нем хотя бы несколько слов. Но в полной мере перевести живописные образы в словесное описание невозможно, их надо увидеть, и смею заверить: яркие и позитивные впечатления гарантированы. Выставка продлится в течение месяца.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.