Тонкий, с оттенком иронии, юмор
«Репортер» – о творчестве нижегородского художника Андрея Гладкова.
В школе искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф» в Нижнем Новгороде прошла персональная выставка члена Союза художников России, преподавателя Нижегородского художественного училища Андрея Борисовича Гладкова.
В небольшую по количеству работ экспозицию (площадь выставочного зала невелика) были включены произведения разных лет: от листов из серии «Поволжье», созданной в 1989 году, до цикла литографий «Авиатор», исполненного два года назад. Зрители смогли познакомиться с творчеством мастера в его развитии. Выставка дала отличный повод рассказать об одном из наиболее самобытных и интересных художников-графиков Нижнего Новгорода.
Разнообразие тематики, среди которой есть бытовые, исторические сюжеты, пейзажи, безукоризненное чувство стиля, соединение реалистического подхода с приемами декоративной стилизации или пластической остротой форм, тонкий, порой с оттенком иронии, юмор – это неповторимое сочетание качеств характеризует искусство Гладкова.
В его графике по-настоящему своеобразный, незаимствованный взгляд на мир не отделим от крепкой профессиональной школы, дающей художнику свободу творческого высказывания. В 1980 году он окончил Горьковское художественное училище, в 1986-м – институт им. И.Е. Репина в Ленинграде. С этого времени является регулярным участником областных выставок, в 1991 году стал членом Союза художников. В начале 2015 года в Москве состоялась персональная выставка художника, очень представительная по составу произведений. В декабре 2015-го – январе 2016 года его литографии демонстрировались на выставке «Andrey Gladkov. Rusia en Litografias» в Испании.
Технику литографии он освоил, еще будучи студентом, и с тех пор она остается для художника любимой. С неменьшим успехом он занимается рисунком и акварелью, но именно литографические листы являются наиболее яркими и запоминающимися, выделяя их автора среди современных отечественных мастеров печатной графики.
Эта техника была изобретена в самом конце XVIII в. в Германии и в следующем столетии широко использовалась в издательском деле, однако в дальнейшем с распространением новых полиграфических технологий постепенно превратилась из массовой печатной продукции в явление индивидуально-авторское. В советском искусстве (особенно в первой половине ХХ в.) она пользовалась большой популярностью. Сейчас художники обращаются к ней не так уж часто. Среди нижегородцев Гладков – единственный, кто выбрал ее в качестве главной для себя. Процесс создания произведения начинается с того, что художник литографским карандашом или специальной тушью наносит рисунок на печатную форму, изготовленную из тщательно отшлифованного камня. Затем поверхность с изображением протравливается слабым раствором кислоты, после чего рисунок смывают особым растворителем. Далее форма покрывается краской, которая остается только на тех местах, где было нанесено изображение, и делается отпечаток.
Андрей Борисович Гладков работает как в черно-белой, так и в цветной литографии. В последнем случае требуются особые внимательность и точность, поскольку процесс печати на одном листе необходимо повторять для каждого цвета. Художник добивается то яркой, насыщенной красочности, то мягкой гармонии цвета, сочетая подчас почти живописное богатство и тонкость оттенков с чисто графической условностью в трактовке пространства и форм.
Он часто создает серии произведений, раскрывая в каждом листе какой-то новый аспект избранной темы. При этом он никогда не сбивается на бытописательство, не сочиняет «рассказ в картинках». Умение выстроить повествование, наполнить его точными и выразительными деталями – одна из особенностей таланта Гладкова. В цикле черно-белых литографий, посвященном блокаде Ленинграда (1984 г.), звучит героическое и возвышенное начало. Эти работы строги и лаконичны по форме. На фоне торжественной архитектуры разворачиваются повседневные ситуации в жизни осажденного города. Над Дворцовой площадью зависли грузные аэростаты, небо тревожно прочерчивают лучи прожекторов, девушки с винтовками за плечами спешат на свой пост («ПВО на Дворцовой площади»).
Из арки главного входа Адмиралтейства выходит колонна моряков, и над их четким, ритмичным строем величаво возвышается украшающая здание скульптурная группа Феодосия Щедрина: морские нимфы, поддерживающие земную сферу. Название «Атланты» в данном случае можно отнести не столько к статуям, сколько к тем, кто отправляется на защиту города, – разве им не предстоит проявить стойкость – не меньшую, чем у мифического персонажа? Над показанным фрагментарно и в резком ракурсе Исаакиевским собором кружат фашистские самолеты, один из которых сбит и падает, а ангел из украшающей храм скульптурной композиции словно со страхом и надеждой смотрит в небо («Блокадное небо»). Главный герой «блокадной» серии – сам город, величие и красота которого еще острее чувствуются перед лицом выпавшего ему трагического испытания.
Художественные средства, адекватные раскрытию современной темы, найдены Гладковым в серии «Железная дорога» (1986 г., черно-белая литография). Здесь есть и захватывающая романтика скоростей, и необычная красота сложных сооружений, и состоящая из встреч и расставаний жизнь вокзала. Автор в нескольких листах применяет очень выразительное сочетание максимально четкой моделировки деталей первого плана с элементами условности.
Так, в «Ночной электричке» прямо от края листа убегают в глубину, переплетаясь, рельсы, выделенные резким электрическим светом, который делает видимыми все детали. Стремительно движущийся поезд, строения вдалеке, огни фонарей и темное небо показаны обобщенными и контрастными пятнами насыщенного и бархатистого тона. Необычна композиция листа «Мост». Мост показан фронтально, в предельно резком перспективном сокращении, и идущий по нему состав движется прямо на зрителя. Главный мотив занимает лишь центральную часть литографии, по сторонам же открывается захватывающий дух простор и отражающиеся в воде белоснежные облака.
На выставке в «Изографе» художник показал три листа серии «Авиатор» (2017 г., черно-белая литография). Соревнования по авиамоделизму приобретают в его интерпретации оттенок футуристичности. Фигуры людей изображены обобщенно, облачное небо полно напряженной жизни. Внешне активного действия почти нет, но образы наделены внутренней динамикой, отчего воспринимаются не как бытовые зарисовки, а как остро выразительные высказывания на тему «человек, техника и стихия».
В абсолютно ином образно-эмоциональном ключе решена исполненная в технике цветной литографии серия «Поволжье» (1989 г.), три произведения из которой вошли в экспозицию. Здесь темой становятся красота природы, незамысловатые сценки провинциального быта, колоритные типажи вроде старого седобородого речника, прогуливающегося по деревенской улице и будто спорящего с петухом, имеющим весьма самодовольный и заносчивый вид («Речной волк»). Фигура старика в форменной тужурке дана целостным темным пятном; поверхность земли словно приподнимается и изгибается плавной дугой, вдоль которой стоят домики.
От общего впечатления взгляд переходит к подробностям и начинает рассматривать узор мелких цветов, усыпавших землю, или бересту на поленьях, переданную мелкими цветными штрихами. (Произведениям Гладкова вообще свойственна тщательная завершенность.) Поэтизация обыденного, добрый юмор, ощущение уюта неторопливо текущих будней составляют суть созданного мастером образа.
Отдал художник должное и прошлому Нижнего Новгорода, в котором его опять-таки привлекают характерные бытовые сюжеты. Такова серия цветных литографий «Нижегородская ярмарка 1896 года» (1991 г.), частично экспонируемая на выставке. Бурлящая жизнь грандиозного торжища распадается на отдельные, тщательно продуманные кадры, в которых действуют и простые горожане, и известные в отечественной истории личности. Крупный размер листов придает им определенную монументальность, композиция же бывает построена так, словно перед нами моментальный снимок, запечатлевший одно мгновение из вереницы постоянно сменяющих друг друга впечатлений («Колокольный ряд»).
Приемы стилизации мастерски использованы в листе «Стрелка. Ярмарочные склады» с его подчеркнутой четкостью ритмической организации и пространственной широтой. Кроме этого цикла у Гладкова есть также серия цветных литографий, посвященная всероссийской выставке, которая состоялась в Нижнем Новгороде в 1896 году.
Летом 2013 года художник совершил поездку в Испанию, результатом которой стала замечательная серия рисунков, сделанных тушью. В них использованы перо и сухая кисть, отчего контурные линии дополнены легким тоном, благодаря прозрачности которого достигается ощущение световоздушной среды. «Открыточным» видам и необычным сюжетам автор предпочитает характерные моменты повседневности: горожане в жару отдыхают у фонтана; художники на старой, мощенной булыжником улочке продают свои работы, но торговля идет у них вовсе не бойко; юноша и девушка встретились в ранний час на еще пустынной улице. Каждый рисунок – импровизация по реальным впечатлениям, отмеченная наблюдательностью, юмором и светлым мировосприятием. Автор всегда дает листам меткие названия, служащие не просто этикеткой, а ключом к пониманию смысла образа.
Не чужда Андрею Борисовичу Гладкову и лирика. Лирическое начало присутствует в некоторых испанских зарисовках. Поэтической гармонией отмечены две демонстрирующиеся на выставке акварели (2010 г.), изображающие парк пушкинской усадьбы в Михайловском. Освещение в этих работах мягкое, краски приглушены, тишина и уединение ничем не нарушены. Образ природы перерастает рамки натурного этюда, приобретая задумчивую одухотворенность.
В последние год-полтора выставочная деятельность в школе «Изограф» приобрела целенаправленный и систематический характер. Экспозиции в первую очередь преследуют образовательные цели, поэтому организаторы стараются пригласить тех мастеров, чье творчество одновременно обладает яркой индивидуальностью и продолжает традиции отечественного реалистического искусства, – тех, у кого есть чему поучиться. Андрей Гладков, без сомнения, принадлежит к их числу.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.