Памяти искусствоведа

В начале марта ушла из жизни Лариса Ивановна Помыткина – известный нижегородский искусствовед, педагог и музейный деятель, заслуженный работник культуры Российской Федерации.
Ее вклад в культуру города и региона неоспорим и многообразен. Помыткина отдала профессии полвека: трудилась в художественном музее, преподавала в учебных заведениях Нижнего Новгорода – от художественной школы до педагогического университета, занималась организацией выставок нижегородских художников. В 2000-х и 2010-х годах она принимала активное участие в работе общественной организации «Нижегородский центр поддержки и развития музеев».
Авторитет не подлежал сомнению
В профессиональных кругах о Ларисе Ивановне можно услышать противоречивые мнения, чему причиной являлся ее непростой характер, но для многих ее авторитет как специалиста не подлежал сомнению.
Профессия искусствоведа нередко предполагает публичность, и Помыткина любила и умела быть на виду. Все, кто знал ее в период работы в Нижегородском художественном музее, вспоминают о ней как о блестящем экскурсоводе, умевшем заинтересовать и расположить к себе любую публику: и колхозника, и домохозяйку, и партийного руководителя. Выступить на вернисаже, принять участие в телепередаче, прочитать лекцию для большой аудитории – всё это она делала с удовольствием и не без блеска. Лариса Ивановна не была обделена остроумием и, что называется, за словом в карман не лезла. Даром популяризатора она обладала даже в большей мере, чем исследователя. До сих пор, кстати, помню ее публичную лекцию о Карле Брюллове и Александре Иванове, их знаменитых полотнах «Последний день Помпеи» и «Явление Христа народу», услышанную мной (проходила она в зале музея «Нижегородская радиолаборатория») много лет назад, еще будучи студентом 2-го курса.
«Индейская» невозмутимость
Весьма точно представил Л.И. Помыткину на портрете художник Иван Еськов (2019 г.). Он изобразил ее на выставке и не без доли юмора сопоставил невысокую коренастую фигуру искусствоведа с керамическими изделиями в стиле латиноамериканских индейцев. Да и на лице Ларисы Ивановны лежит почти «индейская» невозмутимость. Образ приобрел легкий оттенок иронии, что не помешало автору передать характер и настроение модели.
Л.И. Помыткина родилась в мае 1939 года в Горьком. Как большинство нижегородских искусствоведов, она получила профессиональное образование в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, который окончила в 1974 году.
С 1969 по 1985 год была научным сотрудником Нижегородского государственного художественного музея (НГХМ), одновременно преподавала в художественной школе, затем некоторое время в художественном училище и университете им. Н.И. Лобачевского. После ухода из музея местом ее работы надолго стал педагогический университет.
В начале 1980-х вступила в Союз художников, в дальнейшем была ответственным секретарем и членом правления областной организации союза. Заслуги Помыткиной не раз отмечались наградами: присвоением звания заслуженного работника культуры РФ, премией города Нижнего Новгорода, золотой медалью Союза художников России. Вела она также разнообразную общественную деятельность, являясь членом экспертно-фондово-закупочной комиссии НГХМ и областного экспертного совета по народным промыслам, заместителем главного редактора журнала «Нижегородский музей».
Широта интересов
Искусствоведческие интересы Помыткиной были весьма разнообразны. Представление об их широте дает ее последняя книга «Художник и картина: точка схода» (2019 г.), куда вошли избранные тексты о русском и западноевропейском искусстве, о нижегородских художниках. Еще в студенческие годы Помыткина обратилась к творчеству Диего Веласкеса и в дальнейшем посвятила великому испанцу ряд статей и докладов. К 1970-м годам в советском искусствознании уже сложилась определенная традиция изучения Веласкеса и вообще испанского искусства XVII столетия, и молодой искусствовед постаралась найти новые аспекты в разработке испанской тематики. В этом она опиралась и на труды зарубежных ученых, и на применение геометрических методов для анализа композиции живописных произведений. Особое ее внимание привлекли пространственные решения двух выдающихся поздних картин мастера – «Менины» и «Пряхи», отличающихся сложным, многослойным смысловым наполнением. Работы Помыткиной о Веласкесе не явились «прорывными», но получили определенный резонанс среди искусствоведов-испанистов.
Монография о Маковском
В 1978 г. вышла в свет небольшая монография Ларисы Ивановны об одном из самых необычных экспонатов Нижегородского художественного музея – полотне Константина Маковского «Воззвание Минина», которое поражает своими грандиозными размерами и сложностью многофигурной композиции.
Картина была впервые показана на Всероссийской художественно-промышленной выставке, состоявшейся в 1896 году в Нижнем Новгороде, и через 12 лет вернулась в Нижний насовсем в качестве дара императорского правительства родине мининского ополчения. Огромное произведение разместили в здании городской Думы, ставшем в советское время Дворцом труда, а в 1972 году передали художественному музею.
Для экспонирования картины к зданию музея – бывшему особняку Сироткина на Верхне-Волжской набережной – был сделан специальный пристрой. В книге Помыткиной рассказывается об истории создания произведения, анализируются особенности его образного строя и выразительных средств, использованных художником, приводятся оценки картины современниками. В наследии мастера «Воззвание Минина» выделяется не только размерами, но и масштабом образа, его гражданским звучанием. Константин Маковский был модным светским портретистом и автором картин на тему роскошной боярской жизни XVII века. Именно поэтому ему, как представителю салонного направления, в советский период исследователи уделяли мало внимания. Работа Помыткиной стала одной из первых серьезных и объективных публикаций о художнике – не случайно спустя более 30 лет книга была переиздана.
Долгая дружба с нижегородскими художниками
Особенно много и успешно Лариса Ивановна писала о нижегородских живописцах и графиках, со многими из которых ее связывала долгая дружба. Если собрать эти статьи и заметки вместе, получится яркая картина художественной жизни города и области на протяжении второй половины ХХ и начала XXI столетия.
Интерес Помыткиной вызывали художники совершенно разного творческого склада: Галий Надеждин, опиравшийся в своих картинах на стилистику древнерусской иконописи, Владимир Величко, чьи акварели отличаются почти натуралистической точностью, Виктор Березин, создавший целую изобразительную Пушкиниану, Юрий Либеров, писавший пейзажи в импрессионистически свободной манере. Имена многих других здесь просто нет возможности перечислить. Со вступительными статьями Помыткиной были изданы справочник «Художники Нижнего Новгорода», приуроченный к 70-летию регионального отделения союза (2003 г.), и альбом «Художники земли Нижегородской» (2008 г.).
Писала она и о дзержинских художниках. Так, одной из первых Помыткина по достоинству оценила самобытное творчество Анны Петровны Дикарской – самодеятельной художницы, чье имя сейчас принадлежит к числу классиков наивного искусства России. Благодаря Помыткиной в 1989 году в Нижнем Новгороде прошла ретроспективная выставка произведений Владимира Николаевича Смирнова, которого дзержинцы знают по мозаикам на фасадах Дома книги и политехнического института. Высоко оценивала искусствовед живопись Юрия Викторовича Белосельского.
Обращалась Помыткина также к темам из более отдаленного прошлого нижегородского искусства. Многие ее публикации представляют ценный вклад в краеведение. Таковы, например, статьи об истории Нижегородского художественного техникума, действовавшего в 1920-х годах и возрожденного в следующем десятилетии уже как Горьковское художественное училище, крупный очерк о скульпторе и графике Андрее Кикине (1898–1963 гг.).
Вместе с ней ушла эпоха
В 2009–2010 годах по инициативе Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области был реализован не имеющий аналогов в других регионах издательский проект – серия книг «Библиотека имени И.П. Склярова. Народные художественные промыслы Нижегородской области». В ее создании приняли участие ведущие искусствоведы, журналисты, музейные работники. Помыткиной была написана книга о резьбе по камню и кости. Как и многие другие издания серии, эта работа восполнила значительный пробел в изучении народного искусства нашего края.
Когда умирает незаурядный и заслуженный человек, часто говорят: «Вместе с ним ушла целая эпоха». В значительной степени эти слова приложимы и к Ларисе Помыткиной. Она принадлежала к тому поколению нижегородских искусствоведов, чьими стараниями в 1960–1980-х годах художественная жизнь города была насыщенной и разнообразной, и культурные традиции не оборвались в период распада СССР и в последующее время. Л.И. Помыткина первой начала заниматься многими страницами истории нижегородского искусства ХХ века, и результаты ее изысканий могут послужить отправной точкой для дальнейших исследований. Конечно, хотелось бы, чтобы молодое поколение коллег продолжило эту важную и увлекательную работу.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.