Нижний Новгород стал первым в России городом, где водителей начали штрафовать за езду с выключенными внешними световыми приборами
Камера типа «Азимут-3» работает на улице Коминтерна с июля 2021 года в рамках пилотного проекта.
В Дзержинске, как сообщили «Репортеру» в местном ГИБДД, подобная практика пока не используется. Впрочем, вскоре она может распространиться по всей России, несмотря на протесты экспертов.
Камера типа «Азимут-3» работает на улице Коминтерна с июля 2021 года в рамках пилотного проекта. (Однако нижегородцы стали жаловаться в соцсетях на штрафы с камер за выключенные фары еще в конце июня.) Местные власти прорабатывают возможность распространить практику на другие улицы города.
По данным издания «Коммерсантъ», с первого июля по начало августа Нижегородское управление ГИБДД вынесло более 7,3 тысячи штрафов на сумму 3,5 миллиона рублей. И это несмотря на то, что буквально в конце июля пресс-центр МВД России заверял, что пока нарушения не планируют фиксировать с помощью камер: «В настоящее время сотрудниками полиции правоприменительная практика по статье 12.20 КоАП РФ на основании материалов, получаемых с использованием технических средств автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения, не осуществляется».
Только начало?
Изготовитель камер «Азимут-3» (пермская компания «Технологии безопасности дорожного движения») уточняет, что их приборы применяются не только в Нижегородской области, но и в других регионах (в частности, в Пермском крае, Оренбургской, Брянской, Тверской, Воронежской областях) и тамошние «Азимуты» ничем не отличаются от наших: они также готовы фиксировать нарушения правил пользования внешними световыми приборами – было бы добро от местных управлений ГИБДД. Однако на эксперимент пока решились только нижегородские стражи дорог.
Впрочем, велика вероятность того, что уже этой осенью функцией распознавания автомобилей с выключенными фарами и дневными ходовыми огнями оснастят 1500 камер, обслуживаемых компанией «Астралаб», которая разработала для этих целей специальный программно-аппаратный комплекс (ПАК). Речь идет о 12 регионах, включая Москву, Крым, Ульяновск, Красноярск, Омск, Иркутск, Тверь и так далее.
«Эту функцию мы будем запускать в сентябре, когда дни станут короче, а ночи длиннее. Сейчас работы находятся на завершающей стадии», – пояснил изданию Autonews.ru директор «Астралаб» Сергей Ласкин.
Масса нюансов
Примечательно, что нынешняя попытка возложить на камеры работу по выявлению водителей, не включающих осветительные приборы днем, уже не первая.
В 2014 году ГИБДД Тамбова начала штрафовать нарушителей на основе данных автоматических комплексов, однако московское начальство эту практику быстро запретило, в связи с тем что приборы не были сертифицированы на распознавание этого нарушения.
Уже в 2015 году рядом производителей была разработана соответствующая программа.
Новшество опробовали в 2016 году в Москве: пять камер (комплексы «Автоураган») в пилотном режиме начали фиксировать выключенные фары автомобилей, но до рассылки штрафов дело так и не дошло, как и до подключения новых камер. Как можно предположить, тогда эксперимент не удался.
Насколько он будет удачным на этот раз, покажет время. Однако многие специалисты по-прежнему относятся к попыткам внедрить ноу-хау скептически. Они предупреждают о том, что выявить автомобиль с выключенными световыми приборами и при этом не ошибиться камере не так-то просто. Так, прибору довольно сложно распознать, горят ли фары у машины в солнечный день: мешают блики. В дождь или снег фото получается недостаточно четким.
Сомнительная история
Слишком сырой назвала новую технологию в разговоре с корреспондентом «Коммерсанта» эксперт по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева. Она уверена, что использовать ее масштабно рано.
«Большой процент ошибок. Многие современные автомобили оборудованы светодиодными фарами, свет которых имеет частоту, отличающуюся от частоты кадров в камере. В результате на некоторых снимках машина будет сфотографирована с выключенными фарами, хотя они были включены», – полагает эксперт.
Ей вторит эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман. Он напоминает, что новейшие машины оборудованы светодиодными или лазерными фарами, часто узкими и вытянутыми, с четко направленным на дорогу пучком света. И под определенным углом – а камеры, как правило, установлены сверху – в них может попадать слишком мало света, и тогда будет казаться, что свет выключен.
«Лично для меня это чрезвычайно сомнительная история: камера может ошибаться в целом ряде случаев», – согласен с другими критиками нововведения вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Впрочем, разработчики программного обеспечения для камер фотовидеофиксации уверяют, что опасения скептиков несколько преувеличены. Система делает несколько десятков снимков, что значительно снижает вероятность ошибки, а в неподходящих условиях – при ярком свете, в дождь и снег – камеры якобы и вовсе прекращают фиксацию.
Попробуй докажи
Тем не менее, вопросов пока гораздо больше, чем ответов. Как, например, быть водителю, который вынужден выехать на дорогу с выключенными фарами, например, в случае технической неисправности – элементарно, чтобы доехать до автосервиса. Инспектору можно объяснить ситуацию, камере – нет. Придется потом ехать в отделение и писать объяснительную, прикрепив к ней документы из автомастерской?
Как сообщают СМИ, ГИБДД Нижегородской области уже отменила 48 таких штрафных постановлений, встав на сторону автомобилистов.
Тем не менее юристы в один голос утверждают: доказать, что камеры ошиблись, будет непросто. И действительно, чем подтвердить свою невиновность? Чем подкрепить свои доводы? Шансов больше у обладателей современных авто, в которых ходовые огни включаются автоматически при запуске двигателя, но и тут надо постараться убедить правоохранителей, что они исправно функционировали.
«Как доказать факт, что у тебя были включены фары или дневные ходовые огни? Лично я и наши юристы пока не знаем», – констатирует Антон Шапарин. Как полагают юристы, многие такие без вины виноватые водители просто не захотят никому ничего доказывать из-за 500 рублей – выругаются и заплатят штраф.
Габариты не подходят
Правило – использовать осветительные приборы автомобиля днем – вступило в силу с 1 января 2006 года, тогда только на загородных трассах. Через несколько лет, с 20 ноября 2010 года включать их обязали всех и везде, независимо от модели и назначения транспортного средства.
Согласно пункту 19.5. российских ПДД, «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни».
Пункт 19.4 правил позволяет вместо ближнего света фар использовать противотуманные фары.
Световые приборы призваны улучшить видимость автомобиля на дороге и снизить количество дорожно-транспортных происшествий. За нарушение этих требований предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в 500 рублей.
Кстати, ездить на автомобиле с включенными габаритными огнями без иных осветительных приборов правилами запрещено. Габариты можно включить только на стоящей автомашине, чтобы выключить двигатель и не сажать аккумулятор включенными мощными лампами ближнего света.
Нейросеть в помощь
Как камеры фотовидеофиксации вычисляют машины с выключенными фарами? С помощью нейросети. «Камера видит госрегзнак в потоке и выявляет наличие контрастных зон справа и слева от него. Это и есть признак включенных фар или ходовых огней», – пояснили в Ассоциации производителей и операторов систем распознавания и фотовидеофиксации (ОКО).
И телефон увидят
Помимо невключенного света фар, в 2021 году в некоторых российских регионах камеры начали фиксировать непристегнутые ремни безопасности. Вслед за Москвой постановления стали приходить в Татарстане и Тамбове. Комплексы распознают отсутствие ремня и у водителя, и у пассажира.
В Москве в помощью камер оштрафовали несколько тысяч водителей за разговоры по телефону во время движения.
У аналитиков есть вопросы и к этим новшествам. Главная претензия – трудности с оспариванием «вердикта» камеры. Как отмечает Григорий Шухман, основная проблема контроля ремня и телефона камерами в том, что фиксируется не перемещение ТС по дороге, а положение ремня и жесты людей внутри салона. И если скорость, нарушение разметки, проезд на красный, пешеходный переход и другие нарушения с использованием ТС можно проверить, например, по записи видеорегистратора, то составы с ремнем и телефоном очень трудно, а иногда и невозможно проверить. Тот же телефон – это просто некий прямоугольный предмет, который держит водитель экраном к себе в сумраке салона автомобиля. И никаким образом при обжаловании перепроверить, что именно было у водителя в руке, невозможно.
Кроме того, в ближайшее время специалисты хотят научить камеры следить за хорошими манерами на дороге, отслеживая агрессивных водителей, а также тех, кто выбрасывает мусор из машины на дорогу.
Наталья ПАНКРАТОВА.