Наталья КВАЧ: энтузиаст нижегородского искусства
В самом конце декабря отметит юбилей нижегородский художник, педагог и искусствовед Наталья Викторовна Квач.
В культурной жизни города и региона это, бесспорно, одна из наиболее ярких и значительных фигур. Впечатляет широта ее профессиональных интересов. Как художник Квач работает преимущественно в жанре декоративной композиции, используя гуашь, акварель, технику вырезанки из бумаги. Как теоретик она занималась вопросами методики преподавания дизайна и изобразительного искусства, проблемами эстетики и теоретического искусствознания. Попробовала она свои силы также в литературоведении, предложив собственную интерпретацию «Слова о полку Игореве» и опубликовав ряд статей на пушкинскую тему. Особенно ценным представляется ее вклад в изучение и популяризацию творчества нижегородских художников и мастеров народных художественных промыслов, о чем мы и постараемся рассказать.
Увлеченность профессией
Наталья Викторовна принадлежит к тем людям, кто охотно и решительно берется за новое дело, постоянно стремится расширить поле своей деятельности, освоить что-то новое. В высшей степени ей присуща независимость суждений. Взявшись за новую научную тему, она не столько опирается на опыт предшественников, сколько действует совершенно самостоятельно и формулирует свой оригинальный взгляд на предмет исследования. Подчас ее идеи расходятся с общепринятыми в искусствоведении представлениями, но в любом случае стимулируют дальнейший ход мысли.
Будучи профессиональным художником, она и на работы других мастеров смотрит больше глазами художника, чем историка. В центре внимания для нее всегда находятся само произведение, использованные его автором выразительные приемы и раскрывающийся с помощью них смысл, а не историко-культурный контекст. Не случайно одной из главных тем ее теоретических размышлений стала композиция как единство содержания и формы, которое имеет иерархическую организацию: от главной идеи произведения до конкретного изобразительного мотива, от композиционного центра до детали.
Н.В. Квач родилась 25 декабря 1952 года в городе Константиновке Донецкой области УССР. Окончив Горьковское художественное училище (1975 год), она работала в Горьковском государственном художественном музее, заочно училась на факультете теории и истории изобразительного искусства Ленинградского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1980–1986 годы). В эти годы она освоила самые разнообразные сферы музейной деятельности: от проведения экскурсий до реставрационного дела. Яркий период в жизни художницы связан с белорусской Могилевщиной, где в 1990-х годах в городе Горки она вместе со своим супругом Сергеем Ивановичем Квачом, художником и архитектором, создала авторскую школу художественных ремесел.
Вернувшись в Нижний Новгород, Наталья Викторовна активно включилась в культурную жизнь, преподавала в различных вузах города, защитила диссертацию кандидата педагогических наук. В 2004–2015 годах Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова осуществлял подготовку студентов-искусствоведов. Н.В. Квач была в числе организаторов этой специальности, вела занятия по теории искусства, истории отечественной художественной культуры, руководила дипломными сочинениями выпускников. Несомненную методическую ценность имеет изданное ею пособие по написанию курсовых и дипломных работ по искусствознанию (2012 год).
Мастерство художественного критика
Еще в начале своего творческого пути, работая в художественном музее, Н.В. Квач стала организатором нескольких выставок нижегородских художников. В 2000–2010-х годах это станет одним из главных направлений ее работы. Ей присущи несомненный талант экспозиционера, умение сделать интересную и целостную по производимому на зрителей впечатлению выставку даже из очень разнородных произведений, не одинаковых по художественному качеству. Со многими нижегородскими художниками ее связывают десятилетия дружеского или делового общения. Это во многом предопределило характер ее публикаций о нижегородском искусстве, на которое она смотрит не со стороны, а как непосредственный и увлеченный участник художественной жизни. Рассказ о художнике всегда получается конкретным, обстоятельным и обоснованным, без незаслуженного превознесения достоинств его произведений и без нарочитого акцентирования творческих неудач. Такой и должна быть этическая позиция подлинного критика.
В разные годы героями книг Н.В. Квач становились Владимир Величко – заслуженный художник РФ, председатель Нижегородского отделения Союза художников России, Валерий Хазов – талантливый акварелист, для которого главным источником вдохновения являются его родные места, Большое Болдино и окрестности, Ким Шихов – один из наиболее известных и значительных нижегородских живописцев.
Монография о К.И. Шихове (2019 год) отличается особой полнотой информации и глубиной анализа. Она будет интересна не только нижегородцам, но и исследователям советского искусства. Творческая индивидуальность мастера сложилась в 1960-х годах. До произведений последних лет – замечательной пейзажной серии, написанной по материалам поездки на Соловецкие острова, – его живопись сохраняет отголоски «сурового стиля» с романтическим образным строем и особым пониманием формы.
В статьях к альбомам живописных и графических произведений ее супруга С.И. Квача (2010, 2016 годы) автору словно удалось на время забыть, что герой очерков – дорогой и близкий человек, и дать подробный искусствоведческий разбор его творчества. Вместе с тем в сдержанной объективности текста проскальзывают глубокая теплота и сердечность.
В 2013 и 2018 годах к 80- и 85-летию Нижегородского отделения Союза художников России по инициативе и под руководством Н.В. Квач были изданы богато иллюстрированные альбомы-справочники о членах отделения, дающие широкую панораму текущей художественной жизни области. Кроме биографических сведений о художниках обе книги включают аналитические статьи и краткие комментарии к творчеству каждого из представленных мастеров. Также Наталья Викторовна стала основным автором текстов в альманахе, освещающем творческую деятельность Нижегородского отделения Союза художников России. Он задумывался как ежегодный, но опубликованы выпуски лишь за 2014 и 2015 годы. Это было полезное и интересное начинание, к сожалению из-за финансовых и организационных трудностей не получившее продолжения.
Активное участие Н.В. Квач приняла в составлении каталога Большеболдинской картинной галереи, ставшей наряду с прославленным музеем-заповедником А.С. Пушкина одним из значимых культурных центров юга Нижегородской области. Галерея молода, ее коллекция, формирование которой началось в 2004 году, насчитывает около 600 произведений. Во вводной статье к каталогу Н.В. Квач подробно описывает историю создания и развития галереи, ее выставочную и просветительскую деятельность, состав фондов. Далее следует каталог, кроме перечня произведений содержащий биографические справки о художниках. Чуть более половины книги занимает альбом цветных репродукций.
С любовью к народному искусству
Центральная тема публикаций Н.В. Квач последнего десятилетия – нижегородское народное искусство. Наряду с Подмосковьем и Русским Севером наша область занимает одно из первых мест в стране по количеству народных промыслов. Это и всемирно знаменитые хохломская и городецкая росписи, и различные виды художественного текстиля, обработки металла, кости, камня, традиционная игрушка, керамика. По данным на 2018 год, в регионе действуют 29 промысловых предприятий, включая индивидуальных предпринимателей – больше, чем где бы то ни было в стране.
В 2009–2010 годах был реализован масштабный издательский проект «Библиотека им. И.П. Склярова. Народные художественные промыслы Нижегородской области», в котором приняли участие ведущие нижегородские искусствоведы, краеведы, журналисты. Совместно с супругом Н.В. Квач в рамках проекта подготовила книгу о нижегородской игрушке (2010 год). В ней впервые получили систематическое освещение все виды народной игрушки, исторически сложившиеся на территории региона, сохраняющиеся или возрождающиеся современными мастерами. Народное искусство Нижегородского края изучается давно, но игрушка никогда не была в числе приоритетных объектов исследования, и Н.В. Квач удалось ликвидировать существенный пробел в краеведении.
Работа над «игрушечной» темой заставила Наталью Викторовну задуматься о более общих проблемах народного искусства, о месте промыслов в современном культурном пространстве и в рыночной экономике, об использовании народных мотивов в фольк-дизайне, о соотношении индивидуальности мастера и традиции. Эта проблематика нашла отражение в целом ряде статей и научных докладов, часть из них можно прочитать в сборнике избранных работ Н.В. Квач «Вернисажи» (2012 год).
В 2018 году увидела свет написанная совместно с С.И. Квачом небольшая монография о художнике семеновской и мериновской росписи Тамаре Корьевой. Ее творчество – уникальный пример абсолютно органичного сочетания традиции и индивидуальной авторской фантазии. Будучи потомственной мастерицей, с детства зная стилистику и технические приемы росписи, она вносит в традиционную матрешку современные темы и литературные, например пушкинские, образы, не нарушая при этом основополагающих законов народного искусства. Мериновская же роспись, также бытовавшая на территории Семеновского района, обязана Т.Г. Корьевой спасением от полного исчезновения.
Итогом работы Н.В. Квач по нижегородским промыслам стала написанная совместно с С.И. Квачом книга «Живое древо традиций. Заслуженные мастера народных художественных промыслов Нижегородской области. 2011–2018», презентация которой прошла в сентябре 2020 года в Нижнем Новгороде. Почетное звание «Заслуженный мастер народных художественных промыслов Нижегородской области» было учреждено постановлением регионального Законодательного собрания летом 2011 года и с тех пор ежегодно присваивается пяти мастерам. На 2018 год звания удостоились 40 человек. О них и рассказывается в книге.
Эти люди отдали промыслам не одно десятилетие творческого труда, в их работах ремесло поднимается на уровень подлинного искусства. Для каждого мастера авторы книги нашли точные и выразительные характеристики, стремясь выделить наиболее важные черты индивидуальности художников, а качественные полноцветные иллюстрации наглядно подтверждают сказанное.
У Натальи Викторовны Квач по-прежнему много творческих дел и планов, и мы желаем юбиляру успешного осуществления всего задуманного, крепкого здоровья и неизменного вдохновения.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.