Между реализмом и декоративностью
В августе отметил 60-летие замечательный нижегородский живописец, член Союза художников России Александр Михайлович Осминин. В Дзержинске его творчество знакомо, пожалуй, лишь немногим любителям искусства, и юбилейная дата дает повод восполнить эту лакуну.
Декоративный реализм
Биография Александра Михайловича во многом типична для его поколения: деревенское детство, переезд в областной центр, служба в армии, учеба. Он родился в 1960 г. в селе Русское Маклаково Спасского района Горьковской области, в 1986 году окончил художественное отделение Горьковского театрального училища. Вспоминая студенческие годы, Осминин всегда подчеркивает, что училище не только дало ему профессию, но и сформировало его кругозор, познакомив вчерашнего деревенского парня с наследием мировой и отечественной культуры. Молодому человеку оказалось близко и то, что обучение в театральном училище было менее академично по своей форме, чем в художественном. Профессия сценографа и бутафора требует и владения традиционно реалистическими рисунком и живописью, и декоративного видения, понимания условного характера сценического действа, и фантазии, и чисто ремесленных навыков.
С 1995 года Осминин регулярно участвует в областных выставках, в 2000-м вступил в Союз художников. В этот же период его мастерство достигло зрелости, сложилась индивидуальная живописная манера, которой он верен до сих пор. Это вовсе не означает, что искусство Осминина однообразно: напротив, оставаясь в кругу излюбленных мотивов, композиционных и живописных приемов, он умеет не повторять самого себя и всякий раз внести в создаваемый образ новые эмоции и оттенки смыслов. Его творческое постоянство не имеет ничего общего с шаблонностью и догматизмом. Его почерк – не заученный, а сложившийся органично в результате поисков и, как следствие, очень целостного и естественного взгляда на мир.
Несмотря на то что Осминину не довелось работать в театре, полученное образование наложило явный отпечаток на его живопись. Его манере присущи эмоциональность, обобщенное восприятие натуры, звучность цвета, свободная манера письма с несглаженной фактурой красочного слоя. Творческий метод мастера можно назвать декоративным реализмом. Художник смело обобщает натурные формы, отказываясь от малосущественных деталей, и добивается насыщенности колорита. Пейзажи Осминина всегда основаны на конкретных натурных впечатлениях, но художник обязательно трансформирует увиденное, стремясь к эмоциональной выразительности образа. Важную роль играет письмо открытым, свободным мазком, создающее шероховатую фактуру картинной поверхности. Самый незамысловатый мотив – деревенский дом под раскидистыми деревьями, занесенный снегом сарай или первые проталины – приобретает у Осминина пластическую и цветовую выразительность.
Приведем один пример. К числу лучших произведений художника относится картина «К весне». Сюжет ее типичен для мастера: деревенский дом, тонкие стволы берез, одинокая фигура чем-то занятой во дворе женщины. Цветовые контрасты и шероховатая фактура красочного слоя создают впечатление позднего, уже покрытого настом снега, на котором лежат густые голубые тени, и по-весеннему ласкового солнца. Дальний план весь растворяется в игре световых бликов. Колорит строится по декоративным законам, но при этом цвета не локальные, а сложные и передают реальное состояние. Все эти эффекты света и красок можно наблюдать в действительности – художник же усиливает, подчеркивает их, и образ становится выражением глубокого поэтического чувства.
Прирожденный живописец
Александр Михайлович – прирожденный живописец, для которого на первом месте всегда стоит цвет, будь то контраст ярких пятен или гармония сближенных оттенков. Его рисунки (к сожалению, за единичным исключением они никогда не экспонировались) тоже отличаются живописной трактовкой формы, которая моделирована не жесткими контурами, а мягкими штрихами. Художник отдает предпочтение масляной технике с ее возможностями варьировать густоту мазка, достигать максимальной плотности цвета и вместе с тем передавать сложные нюансы освещения. В картине «Лето. Русское Маклаково» (2012 г., холст, масло) весь первый план занимает усыпанная цветами лужайка, художник использовал здесь множество мелких разноцветных мазков, между которыми просвечивает холст, что создает эффект пышной и мягкой травы. Нередко картина строится на сильных цветовых и тональных контрастах («После грозы», 2018 г., холст, масло). Пастозно, то рельефными, то полупрозрачными мазками выполнен гармоничный по цвету этюд «Солнце заходит» (2018 г., картон, масло). Работа невелика по размерам, но вмещает обширное пространство, почти две трети которого занимает небо, покрытое сгущающимися к горизонту облаками. Простота мотива компенсируется сложностью световых эффектов. Автор не стремится воспроизвести их фотографически и передает цветовые и тональные отношения суммарно, но точно. Широкими движениями кисти обозначены лента реки, берега, темная масса леса, по верхнему краю которого пробегают оранжевые блики закатных лучей. Особенно выразительно написано небо, где краски просвечивают сквозь друг друга, приобретают мягкое перламутровое и опаловое сияние.
Эпическим характером образа выделяется полотно «Осень. Журавли» (2015 г., холст, масло). На смену ярким краскам здесь приходит сдержанная гамма охристых и желтовато-коричневых оттенков, вместо яркого солнца – рассеянный свет пасмурного дня. С высоты птичьего полета открывается панорама пологих холмов, где среди лесов и перелесков затерялась деревня. В светлом высоком небе мелькают силуэты собирающихся в стаи птиц. Композиция тщательно продумана ритмически: темные полосы леса окаймляют очертания холмов, а в небе, прозрачном и холодном, ритм создают редкие темные облачка и кружащие журавли. В картине нет и намека на повествовательность, но в структуру образа полноправным компонентом входит время. Здесь присутствует ощущение чего-то неизменного, стародавнего, почти былинного. Так эта земля выглядела и сто, и пятьсот, и более лет назад.
Обширный натурный материал дают художнику родное село и его окрестности. При этом Осминин умеет увидеть нечто новое в привычных видах, будь то контраст между осенней листвой и густой синевой неба («Осень», 2016 г., картон, масло) или созвучие неярких теплых красок, рождающее задумчиво-грустную интонацию образа («Последняя зима», 2016 г., холст, масло). Обращается он и к жанру натюрморта, где основными чертами его работ опять-таки являются немногословность композиции, насыщенность цвета, энергичная пастозная техника письма. Особенно удачны композиции с цветами. В «Пионах» (2012 г., холст, масло) красивый красочный аккорд создают крупные розовые цветы и густая листва, переливающаяся то теплыми желто-зелеными, то холодными голубоватыми оттенками, а фон, сотканный из отдельных разноцветных мазков, наполнен чуть приглушенным светом. В других работах («Колокольчики», 2012 г.; «Полевые цветы», 2013 г.; «Сирень», 2019 г.; все – холст, масло) художник мастерски пользуется приемами стилизации, придавая изображению декоративную условность и плоскостность, делая композицию фрагментарной.
Баланс реализма и декоративности
Произведения Осминина – гармоничный баланс реализма и элементов декоративности. Это прекрасный пример того, что реалистический взгляд на мир вовсе не предполагает документально-точной фиксации увиденного и может гармонично соединяться со стилизацией формы и цвета. Его пейзажи абсолютно естественны с точки зрения выбора мотивов. При этом за внешней стороной образа нередко обнаруживается более глубокий смысл – утверждение ненарушимого хода бытия, проявляющегося в циклической смене природных явлений и подчиненного этому ритму жизни людей. Это содержание возникает благодаря тому, что формы реальности показаны художником обобщенно, с элементами стилизации, исключающими случайное и второстепенное, но не искажающими натуры.
Если считать, что счастье художника заключено не в громкой славе и высоких ценах на его произведения, а в том, чтобы обрести в искусстве собственную дорогу и достойно идти по ней, то Александр Осминин – счастливый художник. Найдя свой круг сюжетов и выразительных средств, он не стремится к внешне броским формальным экспериментам и не тиражирует однажды найденных удачных решений. Живопись Осминина не наскучит, подобно тому, как не могут наскучить разнотравье лугов или проплывающие по небу облака. Трудно формулируемое словами, но явственно ощутимое чувство духовного единства с родными местами, ясная простота визуального высказывания сближают его искусство с поэзией Николая Рубцова или нижегородца Александра Люкина и сообщают произведениям мастера непреходящую эстетическую ценность.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.