Кандидат искусствоведения Сергей Акимов – о выставке учеников нижегородского художника Юрия Бурова
В середине февраля в школе искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф» в Нижнем Новгороде открылась интересная и отчасти необычная выставка.
Ее участниками стали студенты IV курса Нижегородского художественного училища. Своеобразие экспозиции состоит в том, что представлены совсем свежие работы, выполненные в 2020–2021 годах, и это не учебные штудии натюрмортов или человеческой фигуры, а этюды на пленэре. В них тоже решаются конкретные учебные задачи, но сравнительно с длительной работой над постановкой в аудитории здесь больше непосредственности, экспрессии, подчас намеренной незаконченности исполнения. Дополнением к пейзажным произведениям стали несколько портретов.
Приверженец русской реалистической традиции
Все экспоненты – а их 9 человек – являются воспитанниками опытного педагога заслуженного работника культуры РФ Юрия Михайловича Бурова. В училище, которое сам окончил в 1972 году, он преподает почти 30 лет. Как живописец он работает преимущественно в жанре пейзажа, а также плодотворно занимается церковным искусством.
Буров – убежденный приверженец русской реалистической традиции. Ему глубоко чуждо стремление многих современных художников заявить о себе как можно громче, достичь максимального резонанса при минимуме размышлений и усилий. У студентов Юрий Михайлович старается сформировать отношение к искусству как к вдумчивому и серьезному труду, невозможному без пристального изучения натуры, композиционного мастерства, знания техники и технологии живописи. Казалось бы, это очевидные вещи, но в современной культуре зачастую размывается само понятие профессионализма и позиция таких мастеров, как Буров, приобретает особую значимость.
Некоторые представленные на выставке работы отмечены прямым воздействием манеры учителя. Оно проявляется в лиричности образов, стремлении передать тонкие цветовые и тональные отношения в сближенной гамме неярких красок, в использовании конкретных приемов.
Ульяна Зарубина
В небольшом этюде Ульяны Зарубиной «Осенний лес» (2019 год, холст, масло) листва и пожухшая трава как бы сотканы из отдельных некрупных мазочков, а охристые, коричневые, желтые, сиреневатые оттенки образуют приглушенную теплую гамму, передающую состояние пасмурного дня.
Екатерина Пачурина
Перекликаются с произведениями Ю.М. Бурова и пейзажи Екатерины Пачуриной. В «Золоте сентября» (холст, масло) главные цветовые пятна проложены довольно тонким слоем и потом отдельными густыми мазками подчеркнуты детали: стволы деревьев, кое-где листва, хвоя молодых невысоких сосенок.
Квадратный формат имеет работа «Апрель в Шуклино», и под стать ему простое и устойчивое построение композиции, где главным мотивом является отражение леса и неба в воде. Краски спокойны, основную роль играет не цвет, а тон, и только интенсивно-голубая полоска неба, отражающаяся в озерке, вносит насыщенный цветовой акцент.
В «Знойном полдне» (холст, масло), напротив, использованы яркие, почти локальные цвета, призванные передать ослепительную синеву неба и зелень молодой хвои.
Артем Красильников
Ряд пейзажных работ представил Артем Красильников. В этюде «Дали» (2020 год, холст, масло) перед зрителем расстилается увиденная с высокой точки равнина, над которой проплывают облака. Вытянутый горизонтальный формат подчеркивает широту простора. Здесь поставлена вполне определенная задача – проследить, как меняется цвет по мере удаления к горизонту, освоить законы воздушной перспективы.
Однако благодаря поэтическому настроению работа не воспринимается как чисто учебная. В другом этюде дано почти монохромное решение, использованы только оттенки серого и зеленого, краска положена сплавленной массой, очертания размыты, и возникает впечатление пелены дождя, сквозь которую видны темные силуэты деревьев («Дождливый день», холст, масло).
Простой мотив – деревенские домики у делающей поворот дороги – окрашен приподнятым настроением свежего солнечного утра, плотные коричневые и зеленоватые цвета сопоставлены с нежными оттенками снега и бледно-лазоревого неба («Зимнее утро», 2020 год, холст, масло).
Диана Сурова
С весьма сложными живописными задачами уверенно справилась Диана Сурова в трех пейзажах, изображающих глубокие поздние сумерки. Темнота в это время суток еще не сгустилась настолько, чтобы сделать пространство смутным, а очертания предметов – неопределенными, и художница пишет густым, фактурным мазком, свободно, но сохраняя четкость форм и глубину пространства.
Зима, угасающее небо, одиноко стоящий на пригорке домик и городские огни вдалеке («Черный дом», 2021 год, картон, масло). Здесь есть настроение одиночества, обособленной замкнутости и вместе с тем окно в доме светится желтым пятнышком, словно обещая тепло и уют.
В «Одуванчиках» (2020 год, картон, масло) луг едва-едва освещен последними отсветами заката, пробивающегося сквозь облака на горизонте. Эфемерные головки отцветших одуванчиков еще тускло мерцают в сумраке. Этюд довольно тонко разработан по тону, темнота получилась прозрачной, а не подобием непроницаемой стены. Жаль, что эти работы нельзя здесь опубликовать, потому что черно-белое воспроизведение сделает их почти нечитаемыми.
Юлия Белякова
Неровное качество исполнения свойственно пейзажам Юлии Беляковой. Художница стремится использовать разнообразные приемы, то работая сплавленными мазками и лессировками («Хмурится», 2020 год, холст, масло), то, напротив, широко и экспрессивно, яркими пятнами цвета («Бабье лето», 2020 год, холст, масло).
Порой же ее работы выглядят почти дилетантскими, как «Июльский полдень. Впечатление» (2019 год, холст, масло), где нет различия по тону и цвету между первым планом и далью, и потому уходящее к горизонту поле кажется почти плоским, лишенным глубины. Отрывистыми, положенными под разным углом мазками написан этюд Ольги Зеленцовой «Дорога после дождя» (холст, масло), неплохой по цвету, но с излишне раздробленными, невнятными формами.
Евгения Матвеева
Несомненными задатками портретиста обладает Евгения Матвеева. С автопортрета (2020 год, холст, масло) девушка смотрит задумчиво и немного грустно. Ее глаза не встречаются прямо со взглядом зрителя, фигура дана в чуть намеченном контрапосте, голова слегка склонена в сторону. Эти простые приемы позволяют избежать застылости позы и создают образ человека, погруженного в себя.
В плотных коричневых и темно-серых, почти черных, оттенках решен «Портрет антиквара» (2020 год, холст, масло). Одежда написана очень обобщенно, распахнутый воротник пальто обрамляет спокойное, с мягкими чертами, лицо, в котором чувствуются интеллект и утонченность. Это подчеркнуто еще и контрастом лица и одежды, которая выглядит как грубая и неопрятная роба.
Евгения показала также натюрморт с цветами и пейзаж – исполнены они более по-ученически, чем портреты. Если в дальнейшем она выберет своей специальностью именно портретный жанр, то, думается, сможет добиться успехов.
Кристина Лепехина
Трогательный образ создала Кристина Лепехина в портрете «Ванечка» (2020 год, бумага, гуашь). Мальчик разглядывает цветок, цветущая ветка яблони стоит рядом в стеклянной банке, светлые краски и заполняющие все пространство солнечные блики создают по-настоящему весеннее настроение. Произведение написано энергично, и вместе с тем в нем звучит интонация нежности.
Через несколько месяцев все участники выставки защитят дипломные композиции. А дальше? Хорошо, если найдут возможность продолжить образование в Москве или Петербурге. Откровенно говоря, в Нижнем Новгороде сейчас очень ограниченные возможности для того, чтобы начинающий художник, придерживающийся реалистических принципов, смог бы в полной мере раскрыть свое дарование.
Художественное училище – одно из старейших в России – ведет свою историю с первых послереволюционных лет, однако в городе никогда не было и нет высшего художественного образования. Его отсутствие не способны возместить предлагаемые вузами направления подготовки по дизайну и декоративно-прикладному искусству.
Неудивительно, что продолжив учебу в столице или в Петербурге, молодые художники не спешат вернуться в Нижний. Причина состоит даже не в отсутствии заказов (многие как раз вполне успешно находят возможность заработать), а в том, что в городе нет профессиональной среды как таковой. И это притом, что Нижегородское отделение Союза художников России является одним из самых многочисленных в стране.
Начинающие художники, по сути, предоставлены самим себе, без поддержки старших коллег и критиков. Весной 2018 года при региональном отделении Союза художников была восстановлена молодежная секция, существовавшая в советское время. Это, конечно, положительное начинание, но какой-либо активной деятельности секция не ведет. Чтобы состояться в профессии, молодому живописцу или графику не меньше, чем умение нешаблонно мыслить и владеть выразительными средствами искусства, нужны верность избранному делу, желание не размениваться на мелочи. И мы искренне желаем всем участникам выставки творческого роста, несмотря ни на какие обстоятельства.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.