Графика Светланы Рязановой: одухотворяя реальность…
19 августа отмечает день рождения нижегородский художник и искусствовед Светлана Валерьевна Рязанова. Дата не юбилейная, но мы воспользуемся ей для того, чтобы рассказать о произведениях, созданных художницей за последние несколько лет.
Притяжение рисунка
Светлану Рязанову можно без преувеличения назвать человеком уникальным. Незаурядный талант, широта интересов, фундаментальная профессиональная подготовка, художественная и искусствоведческая, сочетаются в ней с подлинной интеллигентностью и исключительной скромностью.
Как художник она работает в сфере графики, создает пейзажи и тематические композиции в различных техниках рисунка. Зрители имели возможность познакомиться с ее произведениями на многих коллективных выставках нижегородских художников и на двух персональных экспозициях, состоявшихся в Нижнем Новгороде в 2019 и 2020 годах. Научные интересы Рязановой касаются вопросов эстетики и теории искусства, при этом она не ограничивается материалом изобразительного искусства и затрагивает в своих исследованиях также музыку и литературу. Целый ряд статей написан ей о творчестве М.А. Врубеля.
Наконец, Светлана Валерьевна – талантливый педагог. В Нижегородском художественном училище, которое сама окончила в 1998 году, она преподает историю искусства и мировой культуры. Она принадлежит к тем педагогам, кто не только блестяще знает предмет, но и подвергает свою практическую деятельность рефлексии, размышляет об актуальных проблемах художественного образования, охотно делится с коллегами своим опытом, выступая на конференциях и семинарах.
Творчество С.В. Рязановой занимает в современном нижегородском искусстве совершенно особое место с точки зрения тематики и техники исполнения произведений. Многие ее работы посвящены литературным и историческим сюжетам. Обращаясь к пейзажу, Светлана не фиксирует натуру с документальной точностью, а создает богатые смыслами и ассоциациями образы. Далеко не каждый художник способен от этюда, от уровня натурных впечатлений подняться до эстетического обобщения. С.В. Рязанова этим качеством обладает в высокой степени.
Вторая особенность ее творчества заключается в том, что художница предпочитает тональный рисунок всем другим видам графических изображений. Речь идет не о зарисовках с натуры, а о тщательно продуманных, завершенных произведениях. Ни у кого другого из современных нижегородских художников рисунок не стал самостоятельной сферой творчества. Многие работы Рязановой исполнены в технике сепии, дающей приятный коричневый оттенок и тонкие тональные переходы. В последнее время она отдает предпочтение графитному карандашу, извлекая из него едва ли не безграничные выразительные возможности.
От реальности к фантазии
С.В. Рязанова родилась и живет в поселке Большое Козино близ Нижнего Новгорода, в Балахнинском районе. В 2015 году здесь, на обширном лугу, проводился фестиваль электронной музыки, по впечатлениям от которого художница создала серию «Лето фестивальное. Грезы о будущем». Входящие в нее три листа являются замечательным примером того, как воображение соединяет действительность и вымысел. Тут надо подчеркнуть, что Светлана прекрасно разбирается в музыке, владеет фортепиано, и вообще этот вид искусства играет в ее жизни чрезвычайно важную роль, нередко становясь источником вдохновения. А некоторые из ее рисунков вызывают музыкальные ассоциации.
В этой серии автор, опираясь на реальные впечатления, создает свой особый мир, очень непохожий на наши будни. Здесь почти стирается граница между настоящим и вымышленным. Это именно «грезы о будущем». И будущее предстает не пугающим, а завораживающим, хоть и странным. Фестивальные декорации, возвышаясь над лугом, становятся похожи на фантастическое видение, а колышемая ветром трава – на морские волны. При этом есть вполне реальное пространство, линия горизонта, нависшие над луговиной облака.
В другом листе показанные крупным планом декорации напоминают то ли гигантские сказочные грибы, то ли причудливые сталактиты. Наконец, в третьем рисунке не только ландшафт фантастичен, но и люди выглядят гостями из будущего. Привязанные к высоким шестам ленты и флаги развеваются на ветру, фигурки персонажей ритмично выстроены на фоне необычных по формам построек, а может быть, инопланетных космических кораблей. Во всех трех рисунках использованы разнообразные линии и штрихи, то плотные, сгущающиеся в темное пятно, то легкие, едва заметные. Отливающий серебристым оттенком графитный карандаш создает эффект полуреальности-полувидения.
По родным местам
Прошлому родных для художницы мест посвящена серия «Заповедные мотивы земли Нижегородской» (2018 год), также включающая в себя три рисунка карандашом.
Неподалеку от Большого Козина произошло одно из важных событий Смутного времени: был разгромлен отряд поляков, направлявшийся к Нижнему Новгороду. Сейчас на месте этого сражения, в котором участвовал Кузьма Минин, установлен памятный камень. Он-то и стал «главным героем» входящего в серию листа «Ветер памяти». Что интересного для картины или рисунка можно извлечь из камня, пусть и мемориального? Казалось бы, ничего. Но только не для С.В. Рязановой, которая в своей работе создала лаконичный и окрашенный романтическим мировосприятием образ.
На первом плане – склоняющиеся под ветром пучки травы. Камень отодвинут чуть влево от центра, и в правой части открывается вид на равнину с низким горизонтом. Все элементы композиции изображены без натуралистичности, с большой долей условности. Именно это превращает реальный мотив в метафору. Ветер памяти не только колышет травы, но и пробуждает наше воображение, предлагая представить то, что происходило здесь четыре столетия назад.
Сюжеты двух других листов серии – «Дорога к источнику святого Пафнутия Балахнинского» и «У источника святого Пафнутия Балахнинского» – связаны с именем местного святого, жившего в XVI веке. Родник, который сейчас отмечен небольшой деревянной часовней, бьет на том месте, куда, согласно преданию, Пафнутий удалялся для молитв.
В «Дороге…» использован прием, уже знакомый нам по «Ветру памяти». Ветви деревьев и трава на обочине моделированы энергичными наклонными и дугообразными линиями и штрихами, которые пересекаются, сталкиваются, накладываются друг на друга, отчего возникает ощущение какой-то тайной жизни природы. Позади ворот, над которыми укреплена икона, сгущается полумрак, и это темное пятно будто зовет зрителя вглубь по дороге.
Следующий лист. Скромную часовню окружают высокие деревья, подчеркнуты наклоны их стволов, и в этом мотиве, как и в косых линиях ветвей, таится предвестие угрозы. Одна из ветвей темным рваным пятном нависает прямо по центру композиции. Лес увиден не современным человеком, а как бы глазами самого Пафнутия, пришедшего в это глухое место. Деревья погружены в тень, тогда как открытое пространство вокруг часовни залито светом. Такое сопоставление воспринимается как символическое. Лес и пугает, и укрывает от досужих глаз место уединения святого, в ответ на молитву которого солнечные лучи несут умиротворение и благодать.
Даже когда для художницы первоочередной задачей является точно запечатлеть определенный вид, образ получается узнаваемым, но не протокольным. Таков рисунок «Дом деда, С.Г. Чкалова, в Высокове» (2022 год, бумага, карандаш), задуманный как часть цикла «По чкаловским местам Нижнего». В деревне Высоково, давно уже вошедшей в состав Сормовского района Нижнего Новгорода, проживали многие родственники знаменитого летчика. Один из любимых С.В. Рязановой приемов – увидеть главное через какой-либо другой мотив, максимально крупно изображенный на первом плане. В данном случае это прихотливо изогнутое дерево, которое будто указывает нам на стоящий в глубине добротный дом. Очертания этого древесного старожила находят отклик в линиях белых следов, оставленных в небе самолетом. Если бы автор не прибегла к этим двум мотивам, перед нами была бы просто зарисовка с натуры; теперь же вид конкретного места наполняется и разнообразием впечатлений, и историческими ассоциациями.
Отчасти эта работа перекликается с чуть более ранней композицией «Вспоминая Чкалова» (2021 год, бумага, карандаш), где также основной мотив – памятник летчику у Нижегородского кремля – отодвинут в глубину, небо прочерчено «дорожками» от самолетов, а масштаб пространства задают стоящие на первом плане деревья.
К бесспорным творческим удачам принадлежит небольшой пейзаж «Озеро. Пасмурный день» (2022 год), выполненный пастелью. Из-за низко нависших туч выглянуло солнце, его свет упал на середину водной глади, заставив ее сиять подобно драгоценному кристаллу. В тени остались первый план с остроконечными пучками осоки и деревья на вдающемся в озеро мысе. Лучи льются в самый центр пространства, и туда же стягиваются все основные линии композиции. Солнце еще не разогнало плотных облаков, но готово наполнить собой все вокруг. Цвет в рисунке применен очень сдержанно, использованы только черный, серый, кирпично-коричневый оттенки. Шероховатый, нарочно не плотный красочный слой создает впечатление изменчивой, подвижной среды, передает поток света на фоне облаков и мерцание бесчисленных бликов на поверхности воды.
Простой этюд вырастает до образа единства и гармонии бытия: настолько интенсивно автор переживает красоту природы. У С.В. Рязановой есть работы, сделанные непосредственно с натуры. Например, акварели с видами Волги или большекозинского пруда. Они лиричны, нежны по цвету, но, в общем-то, представляют собой обычные этюды. Образный строй «Озера…» при внешней простоте композиции гораздо сложнее, глубже. Здесь соединились большое и малое, постоянное и изменчивое, вечное и мимолетное. А главное в том, что все это выражено очень сдержанно, без лишнего пафоса, без какой бы то ни было литературности, только самим графическим языком произведения, безошибочным отбором мотивов и изобразительных приемов. Такое доступно лишь истинному художнику, не только безупречно владеющему мастерством, но и имеющему, что сказать своим зрителям.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.