Депутаты устали заниматься политической эквилибристикой?
Колумнист Алла Егорова – об отмене системы двуглавого управления МСУ.
На прошлой неделе у депутатов Законодательного собрания Нижегородской области была возможность попытаться опровергнуть народную мудрость о том, что две головы лучше одной. Они этой возможностью не воспользовались, а, напротив, воспротивились ей.
Два дня подряд – 27 и 28 августа – двери зала заседаний областного парламента были распахнуты для депутатов, которым предстояло принять решения по нескольким важным для жизни области вопросам. Увы! Вопросы остались без решений и даже без обсуждений, так как заседания Заксобрания не состоялись, и оба раза – из-за отсутствия кворума.
А ведь такую большую надежду возлагал на эти заседания тот, кто в очередной раз решил поэкспериментировать с региональным законодательством в плане внесения изменений в законы, касающиеся «отдельных вопросов организации местного самоуправления». Именно эти вопросы – об отмене двуглавой системы управления МСУ в Нижегородской области – и стали виной того, что некоторые депутаты сочли для себя возможным и правильным не явиться на общий сбор, обозначив тем самым свою позицию и по отношению к навязываемым им изменениям, а главное – к методам принятия данных изменений.
Разумеется, можно спорить о том: достойно ли людям, наделенным определенной властью, демонстрировать свою позицию таким образом, то есть «ногами»? Почему им было не сделать это открыто на заседании через голосование?! Чтобы ответить на эти вопросы, надо знать нюансы нынешней общеполитической и внутрипартийной ситуации в Нижегородской области. Мы их досконально не знаем. Но то, что руководству региона срочно-обморочно понадобилось менять под себя закон, а депутаты пусть неоднозначным способом, но срочно-обморочно этого не сделали, заставляет задуматься о многом. Ведь становится все очевиднее, что согласия в нашем регионе нет, а соглашательство уже многим опротивело.
Да, на протяжении достаточно продолжительного времени – практически сразу, как область возглавил Шанцев, – региональные парламентарии почти безропотно голосовали за то, что требовалось правительству. Ничего предосудительного в этом нет, если позиция депутатов действительно соответствовала позиции исполнительной власти. Однако, как известно, такое было далеко не всегда, особенно если дело касалось политических и управленческих вопросов.
Например, далеко не всем депутатам Заксобрания, причем различной партийной ориентации, было по душе введение в нашей области двуглавой системы управления на местах, за что так ратовал губернатор. Помнится, когда двуглавую систему управления МСУ «продавливали» через региональный парламент, звучало немало аргументированных, трезвых обоснований того, что данная система не приживется в отечественных реалиях, что она несовместима с нашим менталитетом. Однако губернатор то ли действительно считал, что две головы у муниципальной власти куда лучше одной, то ли ему на тот момент просто очень нужна была такая двуглавость, но он сумел добиться того, что депутаты ЗС (некоторые, встав на горло собственной песне, но подчиняясь фракционной дисциплине) его уважили, приняв необходимые ему изменения в соответствующие законы. Казалось бы, чего еще желать? Что хотел – получил, так и работай во благо области совместно с главами муниципалитетов и их администраций!
Однако прошло каких-то пять лет, и у нас пытаются все вернуть на круги своя. С соответствующей инициативой якобы выступил депутат ЗС НО Валерий Осокин, хотя для всех очевидно, что ни один депутат без указания определенного перста в нынешней неспокойной предвыборной ситуации не стал бы самостоятельно выдвигать инициативы, которые заведомо вызовут неоднозначное отношение в политических и околополитических кругах и возбудят общественность. Таким образом, понятно, откуда опять растут ноги и кому опять понадобилось экспериментировать с законом.
Мы, конечно, привыкли к тому, что закон у нас – что дышло… Но не до такой же степени! А тут за какой-то месяц его решили перевернуть с ног на голову.
Да, кто-то утверждает, что просто вернуть с головы на ноги, ведь, по сути, предлагаемая одноглавая система управления МСУ у нас уже была. Даже если и так, то все равно так срочно-обморочно в интересах области и ее жителей ничего делаться не может. Недаром же говорят: поспешишь – людей насмешишь.
Кстати, в данном случае спешка была такой, что, пусть даже ради проформы, но об отношении к инициативе Осокина (?) чуть не забыли (или не посчитали нужным?) спросить у представителей власти на местах, которым в случае чего и жить по этим новшествам. К счастью, приличия все-таки были соблюдены, и 20 августа – всего через восемь дней после рождения инициативы – главы МСУ муниципальных районов и городских округов Нижегородской области получили из Заксобрания послание под грифом «срочно». Срочно глав просили (!) В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ рассмотреть предлагаемые изменения по системе управления МСУ и до 25 августа 2015 года «выразить свое мнение по данному законопроекту».
Разумеется, на местах данную «просьбу», подразумевающую «обязательный порядок», выполнили. Отзывы на законопроект, как потом отмечали информационные агентства, были положительные. (Кстати, из Думы Дзержинска в Заксобрание тоже ушел «одобрямс».)
Казалось, вопрос решен и истинные инициаторы очередных игрищ с законом могут торжествовать. Оставалось ведь всего ничего: провести заседание Заксобрания и сделать на нем приятное губернатору. И тут вдруг – сбой! Вроде бы управляемые депутаты регионального парламента дважды сорвали заседания, на которые выносился пресловутый вопрос. Причем не исключено, что «ногами проголосовали» даже некоторые из тех депутатов, которые в душе согласны с предлагаемыми изменениями, но просто устали заниматься политической эквилибристикой в угоду чьим-то амбициям и неумению грамотно управлять людьми.
Да, возможно, что одноглавая система управления муниципалитетами действительно лучше двуглавой. Только вот есть серьезные подозрения, что вернуть-то нам ее пытаются не по этой причине (будь так, подготовка к изменениям началась бы в неспешном порядке в середине августа), а потому что она может позволить привести к власти на местах людей полностью зависимых от одного человека, который в свое время отказался от единоначалия в муниципалитетах, а теперь пытается его вернуть.
Кстати, возвращение одноглавой системы управления МСУ вовсе не означает возвращения всенародного избрания глав МСУ. Более того, предлагаемая система не позволяет даже избранным народом депутатам на местах избрать главу МСУ из своего числа.
Что она подразумевает? «…Установление иного порядка избрания глав муниципальных районов и городских округов представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса». И хотя в отзыве Нижегородского правительства на предлагаемые изменения сказано, что «избрание главы муниципального образования посредством применения конкурсных процедур позволит привлечь к руководству муниципальными районами и городскими округами наиболее квалифицированных лиц, отвечающих высоким требованиям в области муниципального управления…», невольно вспоминается, что примерно такими же словами и мотивировками нам не так давно объясняли необходимость и выгоду введения двуглавой системы управления МСУ, которая, как нам теперь без зазрения совести заявляют, себя не оправдала.
Где гарантия, что через год-два нам то же самое не скажут и о том, что в спешном порядке проталкивают сегодня?! На ошибках учатся?! Однако, когда подобные ошибки становятся традицией и законодательство постоянно пересматривается и подстраивается под одного и того же человека, может, менять надо не законодательство?..
Да и вообще, политическая эквилибристика мало кого украшает, не каждый хочет выглядеть в глазах окружающих, а тем более в своих собственных, политическим акробатом. Между тем именно это сейчас и предлагается продемонстрировать депутатам Заксобрания. Представляете, каково людям, которые, поддавшись на уговоры несколько лет назад, проголосовали за одно, а теперь должны голосовать за диаметрально противоположное?! Наверно, как минимум – некомфортно. Может, поэтому и не случилось кворума на двух подряд заседаниях Заксобрания?!
Хотя, как говорится, еще не вечер. На 10 сентября назначено очередное заседание ЗС НО. Понятно, что бесконечно срывать эти заседания отсутствием кворума депутаты не могут, да и недостойно это звания депутата. Хочешь не хочешь, а депутатам придется голосовать и тем самым открыто демонстрировать свою (?) позицию. Если она действительно «своя», то достойна уважения, – какой бы ни была.
Мы, конечно же, не можем знать, что там решат областные депутаты по затронутому здесь вопросу. Да в принципе нам, рядовым жителям, наверно, не так важно, какая система управления МСУ будет завтра работать в нашей области, – главное, чтобы работала. И разумеется, этот вопрос вообще можно было обойти своим вниманием, не касайся он своеобразных игрищ с законом. Судите сами: разве может быть у людей уважение к закону, над которым постоянно экспериментируют? И разве может быть у народа уважение к власти, у которой не хватает авторитета, сил, уважения, чтобы закон исполнять, и она подгоняет его под свои возможности и способности?!
Алла ЕГОРОВА.