Акварель и немного гуаши

В нижегородской школе искусств и ремесел имени А.С. Пушкина «Изограф» открылась очередная выставка преподавателей этого учебного заведения.
Площадь Сенная, 13а
Школа «Изограф», расположенная по этому адресу, – место по-своему уникальное. Ее история насчитывает без малого 30 лет, и за это время школа, начинавшая свою деятельность как частная студия, превратилась в крупный и значимый для города центр художественного образования. Основателем «Изографа» был заслуженный художник РФ Дмитрий Дмитриевич Арсенин (1926 – 2001 гг.). Ветеран Великой Отечественной войны, выпускник Горьковского художественного училища и Института им. И.Е. Репина в Ленинграде, Арсенин был буквально влюблен в творчество Пушкина – поэт и его персонажи стали героями многих произведений художника. Другой любовью Дмитрия Дмитриевича было народное искусство Нижегородского края. Не случайно созданная им школа получила имя Пушкина, а в обучении была сделана попытка совместить академическую подготовку с освоением воспитанниками различных художественных ремесел. Эту традицию поддерживает современное поколение педагогов.
За последние несколько лет в школе сложилась новая традиция – регулярные выставки живописных и графических работ преподавателей. «Акварель и немного гуаши» – такое название получила новая выставка.
Иван Еськов
Творчество члена Союза художников России Ивана Ивановича Еськова хорошо знакомо нижегородцам и дзержинцам. Акварелям Еськова, как и большинству его картин, присущи четкость лаконичного рисунка, спокойный горизонтальный формат и столь же ясное построение пространства, сдержанность цвета.
Думается, особенно удачным получился лист «Горьковское море» (2010 г.): гладь воды под облачным небом, виднеющийся вдали парус, кусты и камни на первом плане, и вместе с тем здесь есть и широкий простор, и ощущение величия природы.
Александр Осминин
Александр Михайлович Осминин – член Союза художников с 2000 года. Основной темой его картин является сельский пейзаж, и мастер умеет найти в своем родном селе Русское Маклаково (Спасский район) и его окрестностях неисчерпаемое богатство мотивов.
Он не стремится к буквальному копированию натуры, а соединяет реалистичность с условными приемами; главную роль в его работах играет цветовое пятно, пространство и формы передаются обобщенно.
В его работах нет жестких контуров и мелких деталей, акварель ложится свободно и вместе с тем точно по форме.
При простоте видов композиционные решения разнообразны. Где-то это изображение одного мотива крупным планом («Снег тает», 2019 г.), где-то – сопоставление светлой массы деревьев и темного объема деревенской баньки («Апрель», 2019) или же панорамный охват ландшафта («Осень», 2020 г.). Особенной поэтичностью и свежестью отличается маленький этюд «Теплое солнце» (2019 г.).
Людмила Катаранова
Акварели Людмилы Александровны Катрановой, даже написанные на пленэре, отличают стремление к завершенности и внимание к деталям.
Художница очень много работает с натуры и регулярно приезжает на этюды в окрестности Дзержинска, где у нее появились любимые места: дендрарий, луга, ручьи и протоки в пойме Оки.
Она стремится точно передать увиденные в природе эффекты освещения и цвета («Яркий день», 2019 г., «Зима отступает», 2020 г.).
Творческое кредо Людмилы Александровны можно сформулировать примерно так: «Природа бесконечно разнообразна и прекрасна, и задача художника – суметь передать хотя бы какую-то долю этой красоты, не исказив ее».
Мария Фролова
Пейзажные этюды Марии Юрьевны Фроловой привлекают грамотно найденной мерой детализации. В акварели «Первый снег» (2018 г.) лес и его отражение в воде написаны по влажной бумаге, пятна цвета мягко касаются друг друга, а потом, когда красочный слой просох, тонкой кисточкой были намечены стволы и ветви.
Отсутствие мелких подробностей также способствует впечатлению, что мы видим пейзаж сквозь легкую пелену падающего снега, а умело подчеркнутые детали придают произведению изысканность, стильность.
В серебристо-серой, почти монохромной гамме исполнен «Туман» (2018 г., акварель) с нежными градациями тона и лаконичностью рисунка.
Мария Бурмагина
Использование акварели в качестве графического материала демонстрируют две работы Марии Алексеевны Бурмагиной. Она увлекается парусным спортом и для своих листов взяла сюжеты, знакомые не понаслышке.
В работе «Яхты у причала» основную роль играет четкий, суховатый рисунок, а цвет, сильно высветленный, взятый почти без оттенков и сгущающийся только на среднем плане в изображении деревьев, выступает как дополнение.
В другом листе, изображающем яхты на реке, есть ощущение свежего ветра, динамика, а неспокойная поверхность воды передана отдельными мазками, между которыми оставлена непрокрашенная бумага.
Ольга Захарова
Пейзажные акварели Ольги Владимировны Захаровой имеют, как правило, очень скромные размеры и написаны с почти миниатюрной тщательностью. Формы моделируются мелкими, аккуратными мазочками, при этом всегда сохраняется целостность по тону и цвету.
Художница часто предпочитает сдержанный, чуть приглушенный колорит при пасмурном рассеянном свете. Таков этюд «Проясняется», запечатлевший Благовещенский собор в Гороховце во время реставрации.
Сюжетные композиции Захаровой сделаны в своеобразной манере, делающей их похожими на иллюстрации в детской книге («Бабушка и внук», 2019 г., акварель).
В подобных работах соединяются реализм деталей, условность пространства, когда фоном для фигур нередко служит бумага, и простодушно-наивное настроение.
Сергей Акимов
Гуашью по тонированной бумаге исполнены представленные на выставке этюды автора этих строк, который, не будучи художником, пишет «для себя».
Гуашь – техника менее капризная, чем акварель, и допускает неоднократное исправление неточностей, что далеко не всегда возможно в акварели. Вместе с тем она позволяет использовать широкий спектр приемов от письма экспрессивным, открытым мазком («Апрельское солнце», 2017 г.) до внимательной проработки деталей и достижения мягких тональных переходов и цветовых нюансов («Ранние звезды», 2020 г.).
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.