«Репортер» рассказывает о талантливом актере Алексее Зайцеве, чья творческая карьера началась в Дзержинске
Кинокартину «Алешкина любовь» я посмотрел весной 1961 года. Этот легкий, светлый и веселый фильм понравился мне не только сюжетом, но и игрой Леонида Быкова, других известных уже актеров. Сильное впечатление произвело и исполнение роли молодого паренька Женьки новым для меня актером Алексеем Зайцевым. Позднее я смотрел и многие другие фильмы с участием этого нашего земляка. В Дзержинске и началась его актерская карьера.
В 50-е годы драматический театр Дзержинска прославился на всю страну своей удачной постановкой спектакля «Настоящий человек» по повести Б. Полевого. Постановщику этого спектакля и исполнителям главных ролей были присвоены высокие звания.
Но в этом спектакле были и едва заметные роли. Одну из них играл впервые вышедший на подмостки театра совсем еще молодой паренек. В роли мальчишки, нашедшего в лесу раненого летчика Маресьева, он лишь показался на минутку на сцене.
Вряд ли тогда кто-то мог представить, что этот низкорослый, невзрачный человечек станет известным в стране актером кино и театра. Лишь руководительница драмкружка А.Е. Черданцева верила в талант этого упорного паренька из деревни Игумново, который за десять километров ходил на занятия в клуб Ворошиловского поселка. Будучи актрисой местного театра, А.Е. Черданцева рассмотрела у него незаурядные актерские задатки.
В Дзержинский театр драмы приняли не актером, а истопником котельной
Родился Алексей 28 марта 1939 года. Учился сначала в начальной Игумновской школе, затем в Бабинской семилетке, а среднюю школу в 1957 году оканчивал в Ворошиловском поселке. Тогда-то А.Е. Черданцева и посоветовала Алексею непременно поступать учиться на актера. Но в студию при Горьковском областном театре его не взяли. Не приглянулся он председателю приемной комиссии. По его мнению, ростом парень не вышел.
Для дзержинского же театра низкий рост Зайцева помехой не стал. Алексея приняли, но не актером, а истопником котельной.
Первая главная роль и первый успех
И хотя свободных актерских ставок тогда не было, новый главный режиссер Григорий Исаакович Залкинд по просьбе Черданцевой ввел Алексея в состав труппы. И сразу же дал ему главную роль в модной тогда комедии В. Розова «В поисках радости».
Залкинд поставил парня на главную роль неспроста. Талант Алексея был виден невооруженным глазом. И действительно зрители встретили игру Зайцева с большим восторгом, а областная газета «Горьковская правда» в своей рецензии признала игру Зайцева лучшей.
Евтушенко специально для Зайцева написал стихи, которые помогли поступить в Щукинское училище
Но как бы талантлив ни был человек, без знаний ему многого добиться невозможно. И Алексей решил ехать в Москву. Но в карманах совсем было пусто. Тогда он нанялся помощником кочегара на паровоз и таким необычным образом прибыл в столицу.
Но ни ВГИК, ни ряд театральных вузов не узрели в нем актера. По свидетельству сайта «Кинозал ТВ», находясь у Залкинда в гостях, Алексей познакомился с Евгением Евтушенко. И поэт специально для него написал стихи, которые помогли поступить в театральное училище имени Б. Щукина.
Еще будучи студентом, Зайцев начал сниматься в кино. Причем роли были непроходные. Картины «Ветер», «Алешкина любовь», «Колыбельная» стали началом его кинокарьеры.
Его всегда интересовал Человек
В 1963 году Алексей Зайцев оканчивает учебу в «Щуке» и меняет театр за театром: ТЮЗ, театры имени А.С. Пушкина, имени Моссовета, имени Ленинского комсомола. Вовсе не потому, что приходится не ко двору. Как сам признавался Алексей Зайцев, «не устраивали роли, которые предлагали. Это совсем не то, что хотелось играть... Меня всегда интересовал Человек. От Акакия Акакиевича до Ричарда III».
В 1967 году А. Зайцев пишет киносценарий «Ракушечный остров», состоящий из снов, ощущений, атмосферы разных времен, и предлагает его своему другу режиссеру В. Дербеневу. Тот соглашается ставить и до поры до времени берет Зайцева вторым режиссером на свою картину «Рыцарь мечты».
Однако скромному поэтическому фильму без лозунгов и притворного патриотизма не суждено было появиться. Год-то был юбилейный, которому не нужны были поэтические фильмы, в которых «слишком много задумчивости».
Подпольный спектакль «Сторож»
А судьба снова сводит А. Зайцева с Григорием Залкиндом. И они ставят пьесу британского драматурга Гарольда Пинтара «Сторож». Это был спектакль, впервые в СССР поставленный в жанре абсурда, про диссидента, смешной и грустный. Поскольку драматургия спектакля была «не наша», его запрещали. «Сторожа» можно было увидеть только в подвалах или отдаленных Домах культуры.
«Лет пять-шесть, – рассказывал сам Алексей Зайцев, – «Сторожа» играли в подвалах, Домах культуры бескорыстно. Попасть на эти «крамольные» спектакли было почти невозможно, поскольку информация о них передавалась из уст в уста и кто-то из знакомых должен был тебя отвести туда, где играют».
Цензурные гонения в эпоху расцвета Брежнева
«В эпоху расцвета Брежнева, – сетовал актер, – ему вместе с гротесковыми «Ричардом III» и «Лифтом», объединенными темой «наемных убийц», была объявлена война. Толпы приглашенных на спектакль разгонялись, выделенные для представления помещения в последний момент – без объяснений – закрывались, а актеры оставшуюся часть вечера проводили в отделении милиции». Гонениям подвергались не только спектакли, но и сам А. Зайцев.
Поскольку многие театры отказывали в работе, А. Зайцеву пришлось стать телережиссером документальных фильмов. Многие люди, например, до сих пор помнят телепортреты ученых Н.Н. Блохина и С.П. Капицы, снятые Алексеем.
Приглашение от Любимова
Удача не покидала нашего земляка. В 1971 году в свой театр его пригласил Ю.П. Любимов. В Театре на Таганке было много актеров, близких Алексею по духу. На одной сцене он играл с Владимиром Высоцким и другими знаменитыми артистами.
В конце 70-х он играет Поприщина и Акакия Акакиевича в «Ревизской сказке» по Н.В. Гоголю, Мармеладова в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского, Лю Синя в спектакле «Турандот, или Конгресс обелителей» Б. Брехта, Чебутыкина в чеховских «Трех сестрах».
Но и «Стулья» не сходят со сцены. В этом спектакле Зайцев продолжает играть главную роль. Успех огромный. Однажды вместо трехсот приглашенных пришли полторы тысячи зрителей и после спектакля аплодировали стоя. Но вместо похвалы – увольнение с работы.
Увольнение после подпольного показа
Девять лет отработал Зайцев в Театре на Таганке, затем играл в Театре имени Моссовета, в Театре сатиры. Но и там продержался недолго. После очередного «подпольного» показа «Сторожа» Зайцева загребли в милицию, изгнали из театра, а Залкинда с телевидения.
Но без работы востребованный актер не оставался. В Московском драматическом театре имени К.С. Станиславского А. Зайцев великолепно играл главные роли в горьком, смешном и страшном спектакле «Стулья»» Эжена Ионеско, повествующем, как одинокие старик и старуха устраивают бал «фантомов», принимают воображаемых гостей. По-прежнему Алексей блистал в «Ричарде III» и «Лифте», в «Двух веронцах», в «Собачьем сердце» в роли Шарикова.
Написал пьесу в психушке
И вновь в судьбу актера вмешалась милиция. Более того, Алексея Никифоровича на 45 суток отправили в психушку. Хотя там он и написал пьесу «Остановка в пустыне», в театр его уже не взяли.
Лишь гораздо позднее у него появилась возможность играть свободно, без каких-либо гонений. Таким, например, стал автобиографический для Алексея Зайцева спектакль Г.И. Залкинда «С Новым годом!» по пьесе М. Варфоломеева. Зачастую Алексей сам находил место и играл там все спектакли, поставленные Залкиндом, после 1985 года – уже открыто, в собственной редакции и с прежним успехом.
С кино не расставался
Наряду с игрой в театре Алексей Зайцев не расставался с кино. Фильмов с его участием довольно много. Типажного актера приглашали сниматься в «Колыбельной» М. Калика, «Бэле» С. Ростоцкого, «Острове Колдун» Т. Лукашевич, в детективе «Бриллианты для диктатуры пролетариата».
Но более запоминающиеся образы были созданы Алексеем Зайцевым в фильме «Бирюк» (роль мужика), в дилогии «Огонь» – «Белый круг» (инженер Мусиенко), в «Пяди земли» (Коханюк), в «Знаке беды» (Недосека), в «Мертвых душах» (Селифан), в «Возьми меня с собой» (Митроха), в «Плюмбуме...» (Коля-Олег), в «Дамском портном» (Антон).
Не осталась незамеченной зрителями и игра А. Зайцева в фильме «Красное вино победы», в многосерийном фильме «Хлеб – имя существительное».
Блистал даже во второстепенных ролях
Во многих фильмах актер играл эпизодических персонажей. Но как играл! Поэт Е. Евтушенко в отзыве о бездомном бродяге Коле-Олеге в фильме «Плюмбум, или Опасная игра» сказал, что он «сыгран на уровне самого высокого мирового класса». И действительно образ выпавшего из привычной для всех колеи человека так убедителен, будто это не актер, а истинный подзаборник.
Были у Алексея Зайцева и яркие работы в ряде короткометражек: «Мой зять украл машину дров», «Соло», «Объездчик». В них, как и в больших фильмах, актер стремился раскрыть характер героев, их психологию. И это ему удавалось вполне.
Фильмография актера из Дзержинска насчитывает 67 работ
В начале творческого пути Алексею Зайцеву во ВГИКе сказали: «В кино вы сниматься никогда не будете, так что у нас вам делать нечего». К счастью, эти слова не оказались пророческими. Фильмография актера из Дзержинска насчитывает 67 работ.
Кроме того, он написал несколько пьес, сценариев и множество стихов. Одна его работа получила признание и за рубежом.
Как свидетельствует исследователь актерского мастерства А. Тремасов, в конце 80-х годов Алексей Никифорович удостоился первого приза во Франции за спектакль «Остановка в пустыне». Он гастролировал в Польше, в 1991 году со спектаклем «Остановка в пустыне» принимал участие в Эдинбургском фестивале искусств, выступал в Лондоне и Оксфорде. В каждом из этих городов дал по десять концертов.
Затем по нескольку сезонов Алексей Никифорович выходил на сцену в московских драматических театрах «Сфера» и «Мел». Время от времени снимался и в кино. В 2006 году, например, в эпизодической роли в фильме «Сволочи». А на сцене театра-студии «Мел» Алексея Никифоровича Зайцева можно было увидеть и в 2015 году.
Скончался на малой родине – в Игумново
Свой земной путь этот талантливый человек завершил на своей малой родине. Он скончался 26 мая 2018 года. Родился в Игумново, по своей воле был и похоронен на кладбище родного поселка.
К большому сожалению, в нашем городе нет памятной доски этому актеру мирового уровня, смелому новатору, внесшему большой вклад в развитие культуры нашей страны.
Вячеслав САФРОНОВ.