Был ли известный художник Альберт Бенуа в Черноречье?
![Вид Нижнего Новгорода. 1896 год.](http://reporter-dz.ru/sites/default/files/styles/article_image/public/media/novosti/50benua.jpg?itok=DB35UutK)
Как известно, в 1896 году в Нижнем Новгороде проходила грандиозная промышленно-художественная выставка.
В ее организации и работе принимал участие широко известный в то время русский художник с итало-французскими корнями Альберт Николаевич Бенуа, один из основателей Общества русских акварелистов (1880 г.), академик живописи (с 1884 г.), участник многих российских и зарубежных выставок.
Так, вернувшись из путешествия на Восток, он запечатлел свои чувства в работах, выставлявшихся весной 1896 года на академической выставке в Петербурге. В рецензии на эту выставку С.П. Дягилев называет А.Н. Бенуа акварелистом-виртуозом («Новости и Биржевая газета», СПб., 1896, №8).
Вскоре его приглашают заведовать художественным отделом знаменитой Нижегородской промышленно-художественной выставки 1896 года. Альберт Бенуа принимал и расставлял картины художников, работал с представителями других направлений искусства, встречался с видными нижегородцами. Вместе с тем он находил время и для творческой работы, создавал новые живописные произведения. С этой целью А.Н. Бенуа выезжал и за пределы Нижнего Новгорода.
В связи с этим, в том числе и в наше время, появились различные домыслы. Например, А.М. Тисовская в работе о селе Желнино указывает, что по приглашению желнинского купца Маркова (какого?) А.Н. Бенуа гостил в его имении в селе Желнино (Тисовская А.М. «Желнино: история, топонимика и культура». // Гуманитарные научные исследования. 2015, №11 [электронный ресурс]).
Эти сведения вызвали сомнение. Сообщая о посещении художником Желнино, Тисовская ссылается на книгу Н.Ф. Филатова «Веси Нижегородского края: очерки истории сел и деревень Поволжья», Н. Новгород, 1999. Но в этой работе известного исследователя Нижегородского края упоминание о селе Желнино и о А.Н. Бенуа отсутствует.
Желнино действительно было родным селом богатого купца Маркова. Не Алексея, как у Тисовской, а Арсения Маркова. Но очень сомнительно, что неизвестный Альберту Бенуа 16-летний юноша мог запросто подойти к 44-летнему академику, к которому с особым пиететом относились даже царствующие особы, и пригласить его в гости. Вот Агния Николаевна, его мать – рыбница, как называл ее А.М. Горький, могла это сделать.
Однако это лишь предположение. Следов пребывания А.Н. Бенуа в Желнино не находилось. Не оказалось сведений об этом и в последних исследованиях жизни и творчества известного художника (Екатерина Савинова. «Альберт Бенуа. Великий представитель художественной династии», М., 2016).
Но в океане сведений, содержащихся в Интернете, нашелся факт авторства Альберта Бенуа картины под названием «Желнино», выставлявшейся в 1897 году на весенней выставке в залах Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Еще больше усилило интерес к этой теме сообщение в художественном разделе журнала «Нива» за апрель 1897 года. «Несколько превосходных пейзажей, – отмечалось в нем, – представлено Альбертом Бенуа» («Нива»,1897, № 16, стр. 374).
В том же году художником Н.И. Кравченко был выпущен иллюстрированный каталог этой выставки. Некоторым образом этот каталог мог бы прояснить ситуацию. И очень важно, что он сохранился в Российской национальной библиотеке (РНБ), находящейся в Петербурге (Весенняя выставка картин в залах Имп. академии художеств: кат. ил. (Петербург), 1897. Русский книжный фонд РНБ. 130/1705; 18.300.7.94. Составитель Кравченко Н.И.).
Но цифровой копии, которую можно было бы заказать в библиотеке, не существовало. Пришлось ехать в Северную столицу записываться в РНБ и выписывать многообещающий каталог.
Он оказался достаточно объемным и хорошо сохранившимся, хотя был отпечатан не на лучшей бумаге. Согласно этому каталогу, в выставке приняли участие 170 экспонентов. Зрителям было представлено около 400 картин и скульптур. Из них 116 акварельных работ 44 авторов. Среди них значится и Альберт Николаевич Бенуа. В каталоге перечислены десять его выставлявшихся акварелей. Судя по названиям, написаны они были во время пребывания А.Н. Бенуа в Нижнем Новгороде: «Разлив Оки», «Уголок ярмарки», «Ока и Волга», «Нижний Новгород», «Первый снег», «Село Желнино».
С нетерпением перелистываю страницы каталога, желая увидеть иллюстрацию последней картины. Сначала встретилась работа «Первый снег». Второй оказалась картина «Нижний Новгород». Дважды просмотрел каталог от корки до корки, но «Желнино», как и семи других картин, в нем не оказалось. Непонятно, по какому принципу отбирал работы для каталога его составитель. Ясно лишь, что на 44 листах каталога репродукции всех выставлявшихся картин поместиться не могли. Каталог содержит лишь 63 иллюстрации. И, как многих других картин, иллюстрации «Желнино» в нем не оказалось.
Но это не стало большим разочарованием. Подтвердилось главное: если существовала картина А.Н. Бенуа под названием «Желнино», а еще подобных названий населенных пунктов в Нижегородской губернии не было, художник, несомненно, бывал в этом селе. Будучи в Нижнем Новгороде, он вполне мог добраться до него по железной дороге. Восторгаясь местными красотами и самим селом, Бенуа и написал загадочную картину. Судьба ее, как и некоторых других, неизвестна. Картина могла быть продана, подарена или затеряться. Но теперь мы точно знаем, что знаменитый художник А.Н. Бенуа по приглашению ли Марковых или самостоятельно приезжал в село Желнино. И это является еще одним примечательным фактом в его истории и в истории всего Черноречья.
Вячеслав САФРОНОВ.