Побольше бы таких учителей!
«Помогите нам сделать сюрприз для самого лучшего учителя!» – просьба в телефонной трубке звучала как SOS. Призывный сигнал шел от родителей учеников 4-го «Б» школы №9, а разговор – об учителе начальных классов Наталье Владиславовне Красниковой.
На том конце провода меня призывали написать о педагоге, поскольку не так уж давно был День учителя, совсем недавно – день рождения у Натальи Владиславовны, ну а, в-третьих, просто потому что… она есть. Такие, как она, убеждали меня родители, теперь почти перевелись.
И правда: давно что-то ко мне не обращались с просьбой написать об учителе. Сейчас родители все больше жалуются на тех, кто учит их детей. У медали есть и другая сторона: педагоги нынче тоже не в восторге от общения с родителями. Помнится, как-то посочувствовала своей бывшей однокласснице, работающей учителем словесности в школе, попеняла на теперешних учеников, не знающих ни русского языка с литературой, ни элементарных правил приличия. Она же удивила меня ответом: оказалось, что ученики в современной школе – не самое страшное, куда труднее нынче общаться с родителями.
А тут какой-то невероятный идиллический треугольник из учителя, учеников и их родителей. Поговорила с одним из них – допустила мысль, что, может, только он так восторженно воспринимает педагога своего ребенка. Поговорила со вторым, третьим… На пятом поняла, что надо стать недостающим звеном в этом сюрпризе, который придумали для Натальи Владиславовны Красниковой родители ее учеников, – опубликовать то, что они про нее рассказали мне. Ведь это не дежурные поздравительные слова, а очень живая, искренняя история – о любви и призвании, уважении и благодарности.
Дети – в надежных руках
Ольга Игоревна САВЕЛЬКИНА:
– Как же не правы те, кто принижает роль учителя, особенно первого, в формировании ребенка! А ведь от него не меньше, чем от родителей, зависит его будущее. По крайней мере, у моего ребенка оно точно изменилось, и круто, когда мы его перевели после второго класса в 9-ю школу, к Наталье Владиславовне. В другой школе сын так и остался бы навечно в неуспевающих и окончательно растерял бы всякое желание учиться, а тут, в компенсационном классе, за год с небольшим он настолько подтянулся, что нам теперь не страшно идти в обычный пятый класс. Впереди еще три четверти – то ли еще будет! А то, что было до третьего класса, ребенок просто забыл, вычеркнул из памяти, обнулил: не хочет вспоминать ни прежнего учителя, не помнит, как звали одноклассников из другой школы. А по сути, из другой жизни.
Думаю, все родители нашего класса меня поддержат: наши дети в надежных руках! Наталья Владиславовна – коррекционный педагог, который работает не по заниженным требованиям к ученикам, многие из которых имеют проблемы со здоровьем, а, напротив, буквально вытягивает из детей все их способности, своей настойчивостью и требовательностью помогает им превзойти самих себя. Даже мы, родители, порой сомневаемся в успехе дела, а Наталья Владиславовна – никогда. Ни за что не поставит на ребенке крест, будет до последнего биться даже в самых трудных случаях.
Помню, в класс пришел очень хулиганистый мальчик. В прежней школе, да и родители, уже не знали, что с ним делать. Наталье Владиславовне удалось подобрать к нему ключик: она стала загружать парня просьбами о помощи – себе, одноклассникам. И ему так понравилась роль положительного героя, которого хвалят, благодарят, что он изменился до неузнаваемости. Вот уж где индивидуальный подход!
Наталья Владиславовна – боец, который никогда не сдается. Не выходит у ребенка что-то сделать с первого раза? Она будет с ним работать до тех пор, пока не получится. В продленке не просто делает с учениками домашнюю работу, а снова и снова объясняет материал, не считаясь со временем. Представляете, как изменилась и моя жизнь после перехода сына в 9-ю школу?! Теперь мы вечерами не уроки учим, доводя друг друга до истерик, а общаемся, ходим гулять – в общем, находим достойное применение высвободившемуся времени.
Сейчас мало кто так работает: в основном учителя перекладывают закрепление знаний на плечи репетиторов. А тут никаких репетиторов не надо: Наталья Владиславовна одна за всех. Среди первых приходит в школу, позднее многих уходит домой. Даже жалость закрадывается в наши родительские сердца: когда же она для себя, для своей семьи живет-то?!
Все время ловлю себя на мысли: как же нам повезло с Натальей Владиславовной!
Учитель для родителей
Евгения Викторовна КАЙГОРОДОВА:
– Да, Наталья Владиславовна строга. У нее нет любимчиков. Скидку на болезнь не делает. Дает детям не поблажки, а шанс доказать, что они могут лучше и больше и это целиком зависит от них. Держит класс в тонусе, задав ребятам такой ритм, что лениться им просто некогда. Но во всей это взыскательности нет даже намека на злость, твердосердие. Все совсем наоборот: Наталья Владиславовна слишком даже переживательная. Ей не все равно, что происходит с ребенком за пределами школы.
Допустим, получил ученик плохую оценку – расстроился. Учитель звонит вечером родителям, спрашивает, как ребенок справился с этой ситуацией, не нужна ли помощь – беспокоится. По нынешним временам это большая редкость, но она всегда – понимаете, всегда – на связи. Ей можно позвонить даже поздно вечером и не услышать в ответ неудовольствие.
Наталья Владиславовна сумела объединить не только наших непростых, особенных детей, но и нас, родителей. Мы стали как одна большая семья с одним общим стремлением сделать все возможное и невозможное, чтобы наши дети крепко стояли на ногах в будущем. Наталья Владиславовна и для нас добрый, мудрый учитель, который всегда поддержит в неудачах и не позволит сдаться, поведет за собой и приделает крылья. Она и нас любит, не только наших детей. Представляете, в День учителя Наталья Владиславовна просит своих учеников поздравить и родителей с этим праздником, потому что считает нас их первыми учителями.
Нам и нашим детям очень повезло встретить на пути такого человека!
Обыкновенное чудо
Евгения Владимировна ЗМАНОВСКАЯ:
– В истории нашей семьи Наталья Владиславовна – человек-волшебник, сотворивший с моим ребенком, с рождения имеющим проблемы со слухом, настоящее чудо. И я ей очень благодарна за это!
В силу серьезности диагноза дочке предложили учиться в специализированной школе-интернате, а это значит, мы должны были расстаться со своим ребенком. Эта мысль была невыносима – я стала искать другой вариант и нашла! К Наталье Владиславовне дочка пришла неговорящей. И уже в первом классе заговорила! Как учитель это сделала, для меня просто загадка.
Удивительно, что при разнообразии диагнозов у своих учеников Наталья Владиславовна знает, как с каждым из них работать. То есть получается, она изучила проблему изнутри, прежде чем подступиться к ней. Скажу больше, наша учительница постоянно учится, осваивает новые методики, техники, знаю, что она даже владеет языком жестов – специально выучила, чтобы иметь возможность помочь глухим ребятишкам.
Наталья Владиславовна сама большая трудяга и наших детей заставляет трудиться в полную силу. В это трудно поверить, но им это нравится. Дочь в школу идет с радостью, уроки учит без напоминаний и, главное, сама! Оказывается, можно учить, не отбивая желания учиться.
Подметила, что дети рядом с Натальей Владиславовной становятся спокойнее, уравновешеннее. Это потому что она такая. Все просто: нет агрессии в учителе – нет ее и в учениках. Наталья Владиславовна сама не конфликтный, безобидный человек и детей учит не доводить дело до выяснения отношений, а если уж они все-таки зашли в тупик, то помогает ребятам решать проблему миром, по-хорошему.
Она, как и все скромные люди, не осознает своей ценности. Это же скольким детям она помогла преодолеть себя, скольким матерям подарила радость, на сколько судеб повлияла, имея за плечами более чем двадцатилетний стаж работы! Не удивляюсь, что и через много лет после окончания школы ученики продолжают поддерживать связь со своим первым учителем, звонят, рассказывают о своих успехах, приглашают ее на свои выставки, концерты, праздники. Глубокий след она оставляет в каждом сердечке. Такую учительницу разве забудешь?
То, что мы с дочкой попали под опеку Натальи Владиславовны, считаю большой удачей, повезло – так повезло!
Знания с душеобразованием
Нина Валерьевна СУХАРЕВА:
– Я когда вошла в класс, чтобы познакомиться с Натальей Владиславовной, сразу поняла: нам сюда. Глубокий, образованный, интеллигентный человек. И вдобавок еще неравнодушный: у нее за всех и за все болит душа, она никогда не отмахнется от чужой проблемы, не сошлется на занятость, для каждого найдет нужные слова.
Школы нынче в большинстве своем самоустранились от воспитания детей – учат, и хорошо еще, если это делают на уровне. Наталья Владиславовна, наверное, одна из немногих, кто, как и в советские времена, занимается душеобразованием, для кого важно вырастить не просто успешного ученика, который на ЕГЭ легко и правильно ответит на вопросы, а настоящего человека. Но чтобы воспитать хорошего человека, надо самому быть хорошим человеком. Наталья Владиславовна просто уникальна в своей доброте, ответственности, порядочности, подвижничестве.
Она центр притяжения для нас и наших детей, вечный двигатель, от которого подзаряжаемся мы все. Кажется, Наталья Владиславовна никогда не отдыхает! Помимо содержательных школьных занятий устроила нашим детям еще насыщенную внеклассную жизнь: постоянно водит их на выставки, лекции, сама для них устраивает праздники – без всяких там аниматоров и сторонних организаторов. Нас, родителей, вовлекает в этот бесконечный круговорот событий. Наталья Владиславовна стала членом семьи каждого из своих воспитанников и уже успела оставить важный след не только в ребячьих душах, но и в наших, родительских тоже. Учитель от Бога! Побольше бы таких!
Нам всем, чьи дети учатся у Натальи Владиславовны, сильно повезло. Причем вдвойне: крепкий педагог плюс школа, в которой созданы самые лучшие в городе условия для компенсационной работы – это беспроигрышное сочетание, дающее нашим детям шанс вырваться из круга ограниченных возможностей.
Елена СЕРОВА.