Испытание снегом
«Репортер» попытался выяснить: что и кто мешает более качественной уборке снега в городе?
В последние недели самой обсуждаемой темой в дзержинких соцсетях стали обильные снегопады и их последствия, что, в общем-то, неудивительно. Некоторые интернет-пользователи радуются снежному изобилию, которое в последние годы бывает не часто, но большинство горожан сетуют на плохую, по их мнению, уборку снега. Организации, ответственные за эту уборку, призывают проявить терпение.
Больше горок
Центр погоды «Фобос» еще в начале октября прогнозировал, что осадков в декабре, январе в России будет выше нормы, но такое ощущение, что зима и снегопады, как всегда, наступили для коммунальных служб неожиданно.
Справедливости ради надо сказать, что снега в нашем регионе действительно много.
По сообщениям того же «Фобоса», Нижний Новгород вошел в тройку городов Центральной России с самыми высокими сугробами, образовавшимися в результате обильных снегопадов 10 января. По этому показателю Нижний Новгород делит третье место с Владимиром. Выше сугробы только в Гусь-Хрустальном и Туле. В Дзержинске, как сообщает администрация, с 10 по 15 января выпало 29,9 мм снега, что составляет больше половины месячной нормы осадков.
Что делать со снегом – ломают голову во многих муниципалитетах. Так, глава администрации Заволжья Елена Носкова предложила подчиненным создавать из него полезные вещи.
«Можно горок наделать, чтобы люди катались, и вам со снегом не бороться, – предложила она директору тамошнего ФОКа. – Ничего страшного, будем ходить пешком. Управляющие компании, муниципальные учреждения, думайте, что предпринять, чтобы были горки, чтобы снизить накал страстей по поводу «как выйти из дома, как пройти и проехать», – не растерялась руководитель города.
Глава Дзержинска Иван Носков никаких оригинальных идей по поводу использования бесхозного снега не предложил. Впрочем, думается, что жители города ждут от мэра не креатива, а чистых улиц.
Запутанная схема
Надо сказать, что схема уборки города от снегопадов в последнее время стала весьма запутанной.
В Дзержинске есть дороги регионального подчинения (это наиболее крупные магистрали, в частности – проспект Ленина, Заревская объездная и подъезд к городу от трассы М-7 «Волга»), содержанием которых, в том числе и зимним, занимается Главное управление автомобильных дорог области.
Есть муниципальные дороги и территории, в том числе тротуары вдоль дорог, убирать которые должен МБУ «Город».
За уборку придомовых территорий отвечают управляющие компании.
Территорией возле социальных учреждений занимается МБУ «Прометей Дзержинск».
За уборку территорий возле магазинов (в пределах метра) отвечают их владельцы.
Кстати, посмотреть, за кем закреплена та или иная территория, можно на публичной кадастровой карте.
Администрация рапортует, что город от снега очищает 70 единиц техники (из них 33 задействовано управляющими компаниями и ТСЖ для расчистки дворовых территорий) и 300 дворников и дворовых рабочих.
Можно и лучше
Тем не менее горожане жалуются, например, на снежную кашу возле социальных учреждений (зона ответственности МБУ «Город»).
«Люди, понятное дело, хотят всего и сразу, но так не бывает. Существует определенный график уборки улиц, до каких-то улиц трактор доезжает раньше, до каких-то позже, но в течение нескольких дней после снегопада тротуары и проезды прочищаются. Другое дело, что если снег идет сутками, то итогов этой работы может быть не заметно уже через пару часов», – рассуждает бывший сотрудник МБУ «Город».
Тем не менее он признал, что работа предприятия, мягко говоря, далека от совершенства. «Нормальной рабочей техники, конечно, недостает, для уборки тротуаров приходится нанимать подрядчиков. Но главная проблема «Города» – это кадры. Зарплаты у рабочих невелики, даже у водителей снегоуборочных машин. В общем, рабочих рук не хватает. Задерживаются на предприятии в основном те, кто не может устроиться в другие организации, – например, пенсионеры, а им уже тяжеловато выдерживать такую нагрузку, брали и людей, которых можно отнести к асоциальным», – объясняет наш собеседник.
По его словам, не лучшим образом на работе учреждения отражается и система единых госзакупок, когда любые материалы, работы и услуги приходится закупать через конкурс. На подготовку и проведение закупочной процедуры уходит уйма времени, качество поставляемых товаров нередко ужасающее, и при интенсивной нагрузке они быстро выходят из строя.
«Город», безусловно, мог бы работать куда лучше, если бы администрация не экономила на нем, подняла бы зарплаты сотрудникам и нашла возможность изменить его правовую форму – например, преобразовать в МУП, чтобы не проводить бесконечных аукционов по любому поводу», – уверен бывший сотрудник «Города».
Техника уехала в Нижний?
Что касается придомовых территорий, за чистоту которых отвечают УК, то в соцсетях не встречается нареканий в адрес дворников, которые убирают так называемые входные группы (территорию около подъезда). А вот с дворами, которые очищаются сейчас тракторами, ситуация более сложная.
В одной из крупнейших управляющих компаний города «Управдом-Дзержинск» нам сообщили, что на территории УК работает 10 единиц уборочной техники и за два, три дня она объезжает все дворы. Но, опять же, при продолжительных снегопадах их слишком быстро заваливает вновь, и жителям два, три дня приходится месить снег.
Привлечь больше техники мешает то обстоятельство, что все статьи расходов УК утверждены на год вперед, и если зимой потратить больше запланированного, то летом на уборку придомовой территории денег останется гораздо меньше, чем требуется.
Кроме того, найти свободную снегоуборочную технику в период интенсивных снегопадов не так-то просто.
Примечательно, что многие пользователи дзержинских соцсетей убеждены: в период снегопадов снегоуборочную технику из Дзержинска угоняют в Нижний. Как оказалось, отчасти эти слухи верны.
Конечно, никто не отправит в областную столицу грейдеры, которые официально числятся на балансе МБУ «Город». Однако даже это муниципальное учреждение, как уже говорилось, вынуждено прибегать к услугам подрядчиков, например, для уборки тротуаров.
Что касается дзержинских УК, то у них своего парка снегоуборочной техники просто нет – для очистки дворов нанимаются подрядные организации. Между тем, рынок уборочной техники узкоспециализирован и потому ограничен. Во время обильных снегопадов, когда спрос на технику резко возрастает, некоторые дзержинские компании, занимающиеся уборкой, которые не связаны жесткими контрактами, отдают приоритет нижегородским заказчикам по банальной причине – они больше платят. «Там нам платят даже за простой, лишь бы мы всегда были где-то поблизости», – рассказывает знакомый тракторист.
Машины преткновения
Претензии есть не только у жителей к организациям, ответственным за уборку города от снега, но и наоборот. Мол, нормальной уборке препятствует автотранспорт. Уже который год власти города призывают горожан не оставлять на ночь машины вдоль обочин: припаркованные авто серьезно затрудняют расчистку проезжей части, в результате дороги становятся едва ли не вдвое уже, чем летом.
Управляющие компании в свою очередь просят обращать внимание на сообщения о чистке снега во дворах и на это время убирать личный транспорт.
«Конечно, когда весь двор заставлен машинами, уборка занимает намного больше времени, потому что тракторам приходится лавировать между машинами. В результате качество тоже совсем не то, что могло бы быть: около автомобилей снежная каша остается, потом они ее развозят по всему проезду», – объяснили в одной из УК.
Договориться с жителями, чтобы машины на время уборки не мешали, получается далеко не всегда. Чаще всего навстречу идут там, где есть активный старший по дому, который может организовать жильцов. Но таких домов пока меньшинство.
«В последние года три горожане стали мыслить очень по-рыночному, и на предложение отогнать машину иногда отвечают так: «Я вам плачу – как хотите, так и чистите, это ваши проблемы». Недавно был случай, когда наши сотрудники очищали кровлю, около дома встала машина. На просьбу наших сотрудников переставить авто, потому что сюда сейчас будет сбрасываться снег и лед, водитель ответил: «Мне пофигу» и ушел», – рассказывает наш собеседник.
Ничего не вижу
Но снег мало убрать – его еще надо и вывезти, хотя бы частично. В последние дни чаще всего горожане жалуются именно на снежные горы, особенно вдоль проезжих частей. «Интересно, а у нас из города снег будут вообще вывозить?», «На всех дорогах практически одна полоса занята снегом и со дворов выезжать проблематично: из-за куч снега вообще не видно, свободно там или летит кто», «Ладно сами дороги… но кучи перед пешеходными переходами реально огромные... Взрослых еще увидишь, детей – нет», – это типичные замечание пользователей соцсетей.
В администрации уверяют, что с начала снегоуборочной кампании из города на полигон вывезено более 54 тысяч кубометров снежной массы. Однако в приватных беседах чиновники говорят, что везти снег особо некуда. Кроме того, пока не до жира, то есть, не до вывоза, сначала расчистить бы все улицы. В пресс-службе администрации Дзержинска обещают, что вывоз снега продолжится после очистки всех дорог и тротуаров в городе.
Наталья ПАНКРАТОВА.