«Застройка должна стать цивилизованной»
Градостроительная проблематика в последний год неожиданно стала для Дзержинска одной из самых злободневных, потеснив привычного лидера – тему ЖКХ.
Руководство города хочет поправить архитектурный облик города с помощью планировки городских территорий. Первым на очереди проспект Циолковского. О разработке проектов планировки подробно говорили и на последнем заседании комитета Городской думы по строительству, архитектуре и землепользованию.
На какой стадии находится планировочная работа? Насколько масштабной она будет? Нужно ли продолжать в городе точечную жилую застройку? На эти и другие вопросы мы попросили ответить председателя думкома Сергея ПОПОВА.
«Хаотичная застройка должна прекратиться и приобрести цивилизованные формы», – убежден наш собеседник. Проект планировки территории города, который жестко регламентирует, что и где можно строить, – один из действенных инструментов достижения этой цели.
– Сергей Вячеславович, проект планировки проспекта Циолковского обещали представить общественности к концу года, как продвигается работа?
– На подготовку проекта из городского бюджета было выделено более 5 миллионов рублей, проведен конкурс, выбран подрядчик, который должен завершить работу к 20 декабря. Главное, чтобы компания (она, кстати, зарегистрирована в Оренбурге) качественно и в срок выполнила свои обязательства.
– Неужели поближе не нашлось подрядчика? Что могут знать в Оренбурге о нашем городке?
– Таково российское законодательство: заказ получает тот, кто запросил за свои услуги меньшую сумму. Подрядная организация должна выполнить четыре этапа работ: разработку рабочей редакции проекта и согласование его с городским управлением архитектуры и градостроительства, устранение замечаний, подготовку второй редакции, подготовка демонстрационных материалов для публичных слушаний. Затем – обязательное проведение публичных слушаний, устранение замечаний и в конце концов утверждение итогового варианта проекта.
Циолковка – только начало
– Будут ли аналогичные проекты разрабатываться для других городских территорий?
– Да, в следующем году на эту работу запланировано еще больше средств. Она, естественно, будет вестись постепенно и в первую очередь коснется основных проспектов, а затем будет распространена на все оставшиеся улицы.
– А что делать с уже имеющимися строениями, которые вызывают, мягко говоря, неоднозначную реакцию горожан. Взять ту же Торговую площадь. Даже без пресловутого сарая ее вид будет ужасен. Вы и сами давали нелицеприятные оценки ее облику. Что должна предпринять власть?
– Администрация в полной мере влиять на эту ситуацию не может. Речь идет о частной земле, на которой собственник волен осуществлять ту деятельность, которую считает нужным. А он, разумеется, пытается выжать максимум с каждого своего клочка. Результат все мы видим. Я считаю, что только регулярные консультации представителей администрации, главы города с предпринимателями могут что-то изменить.
– В последнее время активно ведутся споры относительно точечной жилой застройки – нужна ли она в городе. Каково ваше мнение?
– Плотность застройки в городах всегда высока. Это во многом связано с высокой стоимостью инфраструктуры и ее эксплуатации – располагать дома далеко друг от друга невыгодно, чем длиннее сети, тем дороже их обслуживание.
Мы просто привыкли к своим заросшим, не очень обустроенным, но достаточно просторным дворам. В Европе, даже Восточной, застройка плотнее, чем у нас, но зато междомовые пространства значительно более ухоженны, там нет бесхозных участков.
Точечная застройка не должна становиться массовым явлением. Надо осваивать незастроенные территории или сносить ветхие строения и комплексно застраивать освободившуюся землю. Тем не менее, думаю, что у нас возможности для точечного жилого строительства еще не исчерпаны. Другое дело, что вестись оно должно с обязательным условием – параллельным обустройством парковочных мест, которых катастрофически не хватает, а также детских и спортивных площадок, газонов.
Требуется ревизия дворов
– Проблема, увы, характерна не только для новостроек, и, похоже, никто не знает, как ее решать.
– Проблема нехватки паркингов у нас колоссальная, люди уже не могут поделить места во дворе, все чаще выяснение отношений происходит с кулаками. Если ничего не предпринимать, то скоро физические разборки между автовладельцами станут привычным явлением. Выработка внятной внутридворовой политики – приоритет №1 для городской власти. Нам требуется масштабная ревизия дворов, для того чтобы найти место и для парковок, и для газонов, и для мест отдыха.
Другое дело, что решить эту задачу можно только совместными усилиями горожан и городских властей. Жители домов должны самоорганизоваться, например, на уровне ТОС, составить план благоустройства своей внутридворовой территории. На уровне города целесообразно было бы принять программу софинансирования таких инициатив. Бюджет в одиночку эту финансовую нагрузку не потянет, а софинансирование – очень действенный метод, доказавший свою эффективность в решении множества самых разных проблем.