Заметки к портрету художника

В краеведческом музее работает выставка произведений заслуженного художника РФ Николая Бурдастова, ушедшего из жизни прошлой весной.
В мае этого года ему бы исполнилось 70 лет.
Николай Юрьевич Бурдастов принадлежит к художникам с индивидуальным и хорошо узнаваемым творческим лицом. При многообразии жанров, в которых он с успехом работал (это и тематическая картина, и пейзаж, и портрет, и виды интерьеров), у него была своя, глубоко пережитая и прочувствованная тема – русское православие, его подвижники и святыни. Всегда оставаясь верным принципам реалистической школы и выработав вполне устоявшуюся живописную манеру, он не переставал совершенствовать свое мастерство: если сопоставить друг с другом произведения, созданные на протяжении 1990-2010-х годов, то видно, как обогащается палитра художника, становится более тонким и дифференцированным его восприятие цвета. Наконец, третий компонент счастливой судьбы живописца – давнее и заслуженное признание, выражающееся и в официальных наградах (в 2007 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник РФ»), и в неизменном внимании зрителей.
Экспозиция в краеведческом музее, организаторами которой выступили вдова и дочь мастера, включила вместе с крупными, тщательно законченными полотнами, многие из которых ранее уже демонстрировались на выставках, многочисленные этюды, наиболее ранние из которых исполнены в конце 1980-х гг. Тем самым перед нами разворачивается творческая биография незаурядного живописца на протяжении более чем 25 лет.
Уроженец города Майкопа, Н.Ю. Бурдастов окончил Горьковское художественное училище в 1972 году и художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова в 1978 году. Основной упор в подготовке будущих художников кино был сделан на освоение различных видов и техник графики, живописи же уделялось сравнительно мало учебного времени. Бурдастов, по воспоминаниям его однокурсника и друга Ю.М. Бурова, ныне известного нижегородского художника, уже тогда стремился быть именно живописцем, работать с цветом. Несомненное влияние на мировоззрение молодого художника оказал преподававший во ВГИКе искусствовед Н.Н. Третьяков, знаток и ценитель древнерусского искусства.
В 1982 г. Н.Ю. Бурдастов стал членом Союза художников. На протяжении многих лет он вел активную общественную работу в Горьковской-Нижегородской организации Союза, а в 1990-х гг. в Дзержинске создал и возглавил объединение «Реалисты», куда вошли ведущие художники города. Произведения Бурдастова экспонировались на многочисленных зональных, республиканских, всероссийских выставках и за рубежом, приобретены рядом музеев.
Особенно привлекала мастера тематическая картина (историческая и бытовая), предоставляющая художнику возможность говорить о сложных и важных нравственных проблемах, вызывая зрителя на раздумья, и зримо воплотить свой духовно-этический идеал. Таковы картины из истории православного монашества. Размеренно-неторопливая интонация повествования и убедительность образа, сочетающего бытовую конкретику и символичность, присущи образу «Варнавы Ветлужского» (1996 г., 2002 г.; на разных выставках это произведение экспонировалось под различными датами, и непонятно, имеют место варианты картины или автор дорабатывал полотно и затем поставил новую дату.) Заволжский подвижник ставит крест в знак основания нового монастыря. Широко, пространственно написан первозданный, еще не тронутый человеком лесной пейзаж с голубыми далями. В картине «Явление образа Богородицы Авраамию Галицкому на Чудском озере» (2012 г.) прорвавшиеся сквозь молочно-белые облака солнечные лучи наполняют пространство почти ослепительным светом, создающим атмосферу чуда.
Очень полно представлены на выставке пейзажные произведения Бурдастова. Среди его работ в этом жанре трудно выделить наиболее яркие и интересные: все они составляют единую и очень искреннюю сюиту о среднерусской природе. Художника привлекают хмурый день ранней весны и осеннее закатное солнце, разлив Оки и архитектурные мотивы с церковками и старыми домами, прозрачные краски утра и интенсивные цвета летнего дня. Огромный простор неба, приобретшего теплый, чуть фиолетовый оттенок, и золотистое позднее солнце, освещающее стога, лошадей, домики села и силуэт белого храма вдали («На закате. Сентябрь», 2005 г.). Залитые половодьем берега и пойма, искрящаяся под радостными весенними лучами вода, приветливо раскинувшееся село с неизменным церковным силуэтом («Половодье», 2014 г.). Настроением умиротворенной тишины отмечено полотно «Замерла осень» (2012 г.), цветовая гамма которого построена на спокойных, чуть приглушенных красках. Соответственно варьируется и живописная техника: от энергичного пастозного мазка до тонких лессировок.
Природа в этюдах и картинах Бурдастова предстает в величавом спокойствии и одухотворена сдержанным, но глубоким, лирическим чувством. Его пейзажи по-настоящему «картинны»: сохраняя непосредственную связь с конкретным видом, они дают обобщенный образ, вызывающий разнообразные ассоциации. В полотне «Ясное утро. Дудин монастырь» (2013 г.) древняя обитель на берегу Оки предстает среди широкого речного простора, не господствуя над ним, а являясь неотъемлемой частью окружающего ландшафта. Белоснежные стены, мягкое золото осенней листвы, насыщенная голубизна реки создают великолепный цветовой аккорд, выражая зримую гармонию природы и творения человеческих рук. На противоположном берегу вдали едва виднеется город: история встречается с современностью, и в пейзажный образ входит аспект времени, заставляющий задуматься о вечных, непреходящих ценностях.
Простотой и сдержанностью решения отличаются написанные Бурдастовым портреты, часто изображающие близких художнику людей и не требующие обилия аксессуаров, чтобы правдиво и доброжелательно рассказать о человеке. Благородной скромностью отмечены натюрморты, составленные из простых полевых и лесных цветов или предметов сельского обихода.
Обаяние работ Бурдастова – в их содержательной глубине, где нет места нарочитой патетике, в крепком, по-особому основательном мастерстве. Одна из лучших его картин историко-православной тематики – «Преображение» (2003 г.). На этой выставке ее нет, но произведение, без сомнения, памятно всем поклонникам творчества Николая Юрьевича. Древнерусские каменотесы высекают из белоснежного камня рельеф со сценой Преображения Господня, образ которого получает в картине многомерное значение. Это и евангельское чудо, и преображение под руками мастера косной материи каменных глыб в произведение высокого совершенства. Наконец, это и преображение самого художника в подлинно творческом труде. Созидание, душевная гармония, радость и напряженная самоотдача в творчестве – таково образное содержание этого полотна, где яркий свет соседствует с облачным предгрозовым небом, вносящим оттенок драматизма в исполненную сосредоточенной тишины сцену. Это произведение воспринимается как квинтэссенция жизненной и художнической позиции Николая Бурдастова.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения