Задержка второго дыхания
Славное прошлое и шаткое настоящее дзержинского аэроклуба.
Можно ли утверждать, что в 2015 году городскому аэроклубу исполняется 80 лет, если за это время его жизнь прерывалась несколько раз? С каждой следующей главой в своей летописи наша летная школа все меньше похожа на саму себя в начале пути. И различие так сильно, что тянет начать новый отсчет каждый раз после ее очередного возрождения. Например, нынешний аэроклуб скорее похож на 15-летнего подростка, только встающего на крыло, чем на 80-летнего старца, подарившего нашей стране девять Героев Советского Союза и десятки профессиональных летчиков, авиатехников и авиаконструкторов. Тем не менее, они связаны, потому что являются самостоятельными частями одной истории – истории дзержинской авиации.
Все началось с кружка
В 30-е годы прошлого столетия авиация в нашей стране была на подъеме. Лозунги «Трудовой народ, строй воздушный флот!» и «Комсомолец, на самолет!» звучали на всю страну. Горячий отклик они находили и в городе химиков Дзержинске. В середине 30-х годов в городской школе №2 уже работал авиамодельный кружок. Его воспитанники успешно выступали на областных и всесоюзных соревнованиях и даже были рекордсменами по некоторым типам моделей.
Параллельно с развитием авиамоделизма в Дзержинске развивалось и другое направление – планеризм. В 1934 году завод имени Я.М. Свердлова приобрел для увлеченных летной техникой ребят планер «УС-4». Именно с его помощью юные дзержинцы делали первые попытки покорить небо. Их восторг нельзя было описать словами, и в городе стали поговаривать о необходимости появления собственного аэроклуба.
Разговоры подкреплялись делами. Некоторые дзержинские организации заявили о готовности сделать взносы в создание летной школы. Эту инициативу сразу подхватывали неравнодушные горожане. В итоге общественных денег накопилось достаточно для покупки двух бипланов «У-2» (или «ПО-2»), и в апреле 1935 года их доставили в Дзержинск железнодорожным эшелоном.
Получала и разгружала новые самолеты первая группа курсантов аэроклуба. Весной и летом на Бабушкинском поле небольшая группа энтузиастов развернула работы по строительству аэродрома и ангара для «ПО-2» и планера свердловского планерного клуба «УС-4». Вскоре начались занятия, и уже через полгода, весной 1936 года, курсанты совершали учебные полеты по маршруту: поселок Бабушкино – село Черное – Чернореченский химический завод имени М.И. Калинина.
С открытием аэродрома в Бабушкине почти каждые выходные проводились народные гулянья с выставками летной техники, полетами и катаниями на самолетах. Конечно, среди регулярных участников таких гуляний были в основном дети и подростки, грезившие небом. Взрослые уважали счастливчиков, попавших в клуб, местная ребятня завидовала им.
Между тем стать курсантом было непросто. Кандидат на обучение в аэроклубе был обязан пройти две строгие комиссии – медицинскую и мандатную. Учиться было так же сложно, как пройти отбор.
Все занятия и полеты проводились в нерабочее время и в выходные дни, рано утром или вечером. У курсантов – молодых рабочих, студентов химического техникума имени Красной Армии и учеников некоторых школ – не оставалось ни минуты свободного времени. Да и дисциплина здесь была «железная». Любого могли отчислить за малейшее нарушение. Неудивительно, что летчики-новички держались за свои места и вкладывали в обучение все силы.
Вероятно, это трудно, но такова была молодежь 30-х годов. Трудности ничуть не отбивали у них желания пополнить ряды аэроклубовцев. Многие с малых лет всерьез мечтали стать (и становились) сильными и смелыми защитниками своей Родины.
Год, изменивший все
В 1937 году наш город посетил Валерий Чкалов, кумир советских ребятишек. В тот год дзержинский аэроклуб уже перебазировался в поселок Бабино, где появились новый аэродром, ангары для самолетов и планеров, маслогрейки. Клуб обеспечили техникой и классами для теоретических занятий. Работал постоянный штат сотрудников: помимо руководителей (начальника, комиссара и замполита) – главный по летной подготовке, два летчика-инструктора, три авиатехника и два инструктора-планериста. Бабинский аэродром из третьей категории был переведен в четвертую и стал называться Дзержинским аэроклубом имени Героя Советского Союза Николая Каманина. Стоит упомянуть и о том, что газета «Дзержинец» писала об обстановке на бабинском аэродроме в каждом выпуске. Жители города были в курсе его дел.
В общем, аэроклуб был морально и профессионально готов к наплыву посетителей: после визита Чкалова мальчики и девочки с одинаковым рвением кинулись писать заявления на зачисление в ряды начинающих летчиков. Во время набора курсантов на 1938 год было подано более 600 заявок.
Война круто изменила быт городской летной школы. В 1940 году она из гражданского общественного заведения превратился в полувоенное, «заточенное» на нужды горвоенкомата. Ребятам выдавали армейскую форму, во время полетов на аэродроме их поставили на довольствие. В клубе ввели воинскую дисциплину, а в его штате появились военные специалисты – офицеры. Задача была – готовить призывников, которые после обучения должны были сразу ехать в Энгельсское летное училище.
За один 40-й год аэроклуб выучил больше юных летчиков, чем за все время его существования. Основная группа состояла из 54 курсантов. Едва они завершили обучение, как летная школа приняла с отрывом от производства 75 человек. В мае 1941-го взяли еще 80 новичков, в июле – еще 69. В дополнение к этому шла подготовка нескольких групп парашютистов.
С увеличением масштабов потерь Советских войск летчиков-преподавателей одного за другим стали призывать в армию. В 1942 году появился документ о ликвидации дзержинского аэроклуба. Оставшиеся летчики были отправлены в Куйбышев (Самару), техники – на автозавод в Нижний Новгород, оборудование – на станцию Раменское Московской области.
Тишина
После войны клуб не работал. В 1949 году он, было, возродился, но как филиал Горьковского аэроклуба имени Баранова. Занятия по единственному направлению парашютного спорта проходили в Богородске, но недолго. Было всего два выпуска. Потом заповедный участок земли, где готовили героев войны, долгие годы пребывал в запустении.
Времена перестройки нанесли дзержинскому аэроклубу удар, от которого он до сих пор никак не может оправиться. Заниматься самолетами, пылящимися в ангарах, стало попросту некому. Система ДОСААФ была занята внутренними разрушениями. В итоге прекрасные образцы советской летной техники разобрали на металлолом. А на месте ангаров, теперь пустых и бесполезных, построили коровники.
Старожилов города, особенно участников войны, эта ситуация оскорбляла. Они не раз обращались к властям Дзержинска с просьбой позаботиться о судьбе аэродрома, снова и снова пытаясь описать величину его исторического значения. Была несколько раз озвучена идея – поставить на месте аэродрома обелиск, напоминающий о трехстах летчиках и Героях Советского Союза, вышедших из стен нашего аэроклуба. Героев было девять: Валентин Ситнов, Михаил Просвирнов, Павел Матвеев, Александр Матвеев, Николай Балакирев, Евстафий Сухарев, Александр Молев, Геннадий Галанов и Николай Конышев.
Из писем в газету «Дзержинец» мы узнаем, что ответом на доводы было простое и железобетонное «денег нет».
Новая веха
Начало 2015 года. На столе в одном из новых ангаров дзержинского аэроклуба лежит потрепанная тетрадка формата А4. Это журнал полетов летчика Виктора Ларкина. Первая запись в ней датируется 17 июля 2007 года. Именно этот год и можно считать началом очередной главы в истории дзержинского аэроклуба.
В 2007-м заботу о бабинском аэродроме взял на себя Алексей Юрьевич Хилов, бывший директор завода «Корунд» и экс-заместитель мэра Дзержинска. Сейчас это автономная некоммерческая организация, на территории которой с переменным успехом ведется деятельность по возобновлению работы аэродрома.
Заново построены три ангара, в которых находятся 10 самолетов, – в основном американского производства. Есть, однако, и уникальные образцы советского авиастроения. Например, старенький, но по-прежнему прекрасно работающий учебно-тренировочный самолет «Як-18Т», который еще называют «летающей партой», потому что именно его используют в обучении все гражданские и военные летчики. «Як-18Т» имеет четыре пассажирских сидения и багажник и летает со скоростью 200-250 км в час.
Есть в коллекции дзержинского аэроклуба и настоящая реликвия – спортивно-пилотажный одноместный самолет «Су-31», серийный выпуск которого давно прекратился. Выглядит он, как новенький, и до сих пор летает. Предельная скорость его перемещений по воздуху – 450 км в час.
Ни медиков, ни авиатехников на аэродроме нет. Несколько летчиков, которые приезжают в Бабино для тренировок, сами обслуживают свою технику, сами укатывают полосу и сами следят за своим самочувствием во время и после полета. Эти несколько человек – энтузиасты, вложившие много денег и сил в дело воссоздания хотя бы части того, что некогда было на бабинском аэродроме.
Зимой в аэроклубе немного посетителей, летом можно встретить молодых летчиков на практике. Людей без образования к полетам не допускают, однако система обучения так и не была восстановлена полностью.
Раньше летную подготовку проходили на безвозмездной основе. Даже питание и экипировка были бесплатными. Теперь обучением занимаются в частном порядке, а полеты стоят определенной суммы. По этой причине люди, которые в курсе дел аэроклуба, говорят о нем скорее как об относительно успешном бизнесе, закрытой организации для состоятельных людей. Только они могут позволить себе прикоснуться к небу.
Будет ли это окончательной трансформацией городского аэроклуба, покажет время. Но вот факт: 80 лет прошло с тех пор, как из числа 15-летних романтиков неба, мечтающих хотя бы немного походить на Чкалова, был скомплектован самый первый набор курсантов; миновали темные времена перестройки; распался Советский Союз; прокатился по стране кошмар 90-х… а над поселком Бабино до сих пор летают самолеты.
В статье использованы материалы книги
Николая Соловьева "Поднявшись в небо над Окой"