«За такие минуты можно заплатить и часами. Золотыми»

Оперетту «Летучая мышь» подарили зрителям Дзержинска студенты музыкального колледжа и актеры театра драмы в рамках фестиваля «Рождественские встречи».
Ошибки правосудия, любовные перипетии, тайны, золотые наручные часы в качестве «живого» реквизита, шутки, остающиеся смешными для зрителей 21 века, и бал с намеком на новогодний маскарад – благодаря всему этому оперетта и либретто, написанные полтора века назад, остаются актуальными и сегодня.
«Летучая мышь» – это оперетта австрийского композитора Иоганна Штрауса. В основе либретто – немецкий фарс «Тюремное заключение» и французский водевиль «Новогодний вечер». Дзержинские же артисты взяли за основу своей «Летучей мыши» одноименный советский фильм с Виталием и Юрием Соломиными, Людмилой Максаковой и Ларисой Удовиченко в главных ролях. Все диалоги и шутки – именно оттуда.
История «Летучей мыши» удивительно проста и понятна зрителям. Спустя четыре года после свадьбы муж начал тяготиться семейной жизнью и женой. Она скучает дома, отвергая навязчивые ухаживания молодого студента, а он развлекается охотой и ухаживаниями за чужими женами. Инцидент на охоте доводит его до тюрьмы, но даже это для него веселее, чем вечер дома. По дороге в тюрьму друг уговаривает его заскочить на бал к князю. Там же инкогнито оказываются и его жена в маске летучей мыши, и ее служанка, мечтающая стать актрисой. А бедного студента принимают как раз за неверного мужа и отправляют в тюрьму. На балу главный герой принимается ухаживать за Летучей Мышью, не зная, что прекрасная незнакомка – его жена. В итоге все тайны раскрываются, все герои оказываются на своих местах: служанка – в театре, студент – в университете, прощенный муж – рядом с красавицей-женой...
…А начинается оперетта на дзержинской сцене весьма необычно – с представления персонажей. Главную героиню (несчастную жену Розалинду) играют две актрисы – студентки музыкального колледжа, родные сестры: одна – на балу, вторая – в доме. Ее служанку Адель – тоже. Дело в том, что оперетта – дипломная работа выпускников музыкального колледжа, поэтому было задействовано так много актрис. Вместе с начинающими актерами на сцене выступают их педагоги (и одновременно актеры Дзержинского театра драмы). В частности, Артем Баранов искрометно изображает хмельного дежурного тюрьмы, страдающего галлюцинациями и проблемами с вестибулярным аппаратом на фоне употребления шампанского. Его пантомима разбавляет студенческие диалоги и сольные партии.
Впрочем, диалоги заслуживают отдельного внимания. Их буквально хочется разобрать на цитаты. Например, так главный герой рассказывает о судебном заседании и вынесении приговора: «Суд удаляется – суд возвращается, все встают – меня сажают». А так он объясняет свою супружескую неверность: «Жена – это прочитанная книга. За 4 года можно китайский язык выучить, не то что жену».
Или вот диалог между влюбленными:
– Вы женаты?
– Женат. Но это не имеет значения.
– Давно?
– Давно женат или давно не имеет значения? Женат 4 года. А не имеет значения с тех пор, как встретил ее.
– Я ее знаю?
– Это вы сами должны решить, знаете ли вы себя…
А вот диалог несчастного студента и коварной служанки, в чью госпожу он безнадежно влюблен:
– Она дома?
– Нет!
– Ах, а говорила ли она обо мне?
– Каждое утро!
– И что же она говорит?
– Если он придет, то меня нет дома!
И наконец, история с золотыми часами. Это подарок обманутой жены своему неверному мужу. Незнакомка (она же жена, как вы помните) выманивает их у главного героя за обещание новой встречи. «За такие минуты можно заплатить и часами», – неоднозначно объясняет он сам себе свой поступок. Когда же наутро супруга спрашивает про часы, муж говорит, что сдал их в починку. «Они врали!» – уверяет он. И тут героиня выдает ему часы с многозначительными словами: «Они верны! А врет здесь кое-кто другой!».
…Действительно, в этой истории верное одно лишь время, которое непременно расставит все на свои места.
Анна ДМИТРИЕВА.