За красивым фасадом…
После открытия перинатального центра гинекологическая помощь в Дзержинске стала еще менее доступной?
Прошло более полугода с момента помпезной сдачи в эксплуатацию Дзержинского перинатального центра, которая повлекла за собой серьезную пертурбацию всей системы городской гинекологической службы. Думается, пора оценить результаты – на мой взгляд, весьма неоднозначные.
Не оборудованием единым…
«Центр хорошо оснащен абсолютно по всем мировым стандартам и требованиям. И сегодня все жители Дзержинска и той части Нижегородской области, которая относится к этому району, получили возможность оказания на высоком технологическом уровне помощи по родовспоможению», – уверяла на открытии перинатального центра заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец. Так это или нет, сказать сложно, верить нашим чиновникам на слово, увы, не приходится.
Возможно, качество родовспоможения действительно повысилось, хотя оно не одним только оборудованием определяется. Например, летом многие роженицы жаловались на невыносимую духоту в новеньких родильных палатах.
Но ведь освободиться от бремени – полдела. Ребенка надо еще нормально выносить, а для этого – девять месяцев ходить на прием к гинекологу в женскую консультацию. Кроме того, складывается ощущение, что чиновники как-то подзабыли о том, что в городе живут еще и небеременные женщины, которым – вот незадача! – тоже время от времени требуется гинеколог.
Три в одном
До недавнего времени в Дзержинске работали три женские консультации, равномерно распределенные по территории города. Как рассказывают знающие люди, первоначально предполагалось, что после открытия перинатального центра они останутся на своих местах, а при центре будет функционировать только специальный консультационно-диагностический центр для женщин с патологией беременности. Но потом эти планы изменились, и в итоге все три городские ЖК оказались под крышей центра – на западной окраине города в явно тесноватом для всей амбулаторной гинекологической службы города помещении.
Теперь многие женщины жалуются, что до врача им приходится добираться через весь город на общественном транспорте, иногда с несколькими пересадками. В общем, можно с уверенностью говорить о том, что бесплатная гинекологическая помощь в городе для многих стала менее доступной, по крайней мере, территориально.
Кстати, те, кто ездят на личном транспорте, отмечают, что у центра всего несколько парковочных мест, половина из которых предназначена для инвалидов. А ведь речь идет об учреждении, которое обслуживает не только весь Дзержинск, но и некоторые районы области!
Долгая тряска в переполненных маршрутках – только начало женских мытарств. Затем пациентку нередко ждет многочасовое сидение перед кабинетом доктора: несмотря на то, что в центре выдаются талончики и практикуется запись на прием через Интернет, прием ведется в порядке живой очереди.
Все это происходит в переполненных коридорах, в тесноте и скученности, потому что помещение, куда переселили ЖК, как мне кажется, не справляется с нагрузкой. (Оно хоть и трехэтажное, но весьма компактное: на первом этаже располагаются две регистратуры, процедурные, ведется прием женщин, ранее относившихся к одной из бывших консультаций, на втором – принимают всех остальных, на третьем – дневной стационар.) На три этажа один-единственный туалет с одной тесной кабинкой, в котором беременной женщине трудно развернуться. Гардероб располагается где-то в соседнем помещении, так что практически все посетительницы ждут приема в одежде.
На тесноту в частных беседах жалуется и персонал, говорит о недостатке места для картотеки и прочих прелестях оптимизации.
Ситуацию усугубляет, по выражению одной моей собеседницы, «китайский ремонт», из-за которого летом в коридорах нечем было дышать, поэтому люди, случалось, теряли сознание.
Проблемы все те же
Да и вообще, как выясняется, за парадным фасадом перинатального центра скрывается самое обычное российское учреждение здравоохранения со всеми присущими ему проблемами: нехваткой кадров, перегруженностью персонала, низкими зарплатами и так далее – и всеми вытекающими из этого последствиями.
«В Интернете часто жалуются, что, мол, здесь грубые сотрудники, очереди… Знаете, у нас средняя зарплата – около 15 тысяч рублей, люди уходят, персонала не хватает, работают по большей части пенсионеры, да и тех уговаривать приходится. Работницы гардероба получают по 4 тысячи, крутятся, как волчки, а пациенты, к сожалению, этого не понимают, требуют всего и сразу… – вздыхает сотрудница центра, пожелавшая остаться неизвестной. – А с февраля нас переводят на новую систему оплаты, боимся, что еще меньше получать будем».
О каком вообще качестве услуг можно говорить в такой ситуации?! Остается только догадываться, сколько женщин в результате махнет рукой на свое здоровье и предпочтет лечиться народными методами, а к врачам попадет уже в карете скорой помощи в крайне запущенном состоянии.
Плоды самоокупаемости
Нам, к сожалению, пока не удалось получить комментарий о причинах слияния ЖК у руководителя перинатального центра. Однако наши источники в системе областного здравоохранения объясняют: единственная цель, которая на самом деле при этом преследовалась, – экономия средств. Формально за это решение ответственны главный врач учреждения и областное правительство. Но фактически это плод той реформы здравоохранения, которая проводится в последние годы в стране, ее неизбежное следствие. «Спасибо» надо сказать госпоже Голодец, которая произнесла столько красивых слов на открытии перинатального центра, ну и всем прочим руководителям нашей страны.
Как говорят специалисты, проблемы в сфере здравоохранения накапливались в течение многих постсоветских лет, но особенно ситуация обострилась с момента перевода медучреждений на самоокупаемость – государство фактически отказалось от их поддержки. (В Дзержинске исключение сделано только для некоторых диспансеров – им еще поступают дотации из областного бюджета). Да, да, большинство государственных медучреждений с некоторых пор выброшены в самостоятельное плавание в бурных волнах рыночной экономики – при этом деньги за оказанные услуги они поручают по тарифам ОМС, которые, как дружно отмечают все эксперты, ниже рыночных. Зато тарифы на те же коммунальные услуги, которые больницы оплачивают на общих основаниях, у нас, по общему мнению, безбожно завышены.
Как существовать в условиях такого дисбаланса? Только оптимизируя все, что можно и нельзя, занимаясь разного рода приписками, в которых постоянно уличают медработников. Ну а расплачивается за все эти чудо-реформы, понятно, пациент. Расплачивается в прямом и переносном смысле: кто-то – стоя или сидя в бесконечных очередях, а кто-то – идя от безысходности в платные клиники. «Я считаю, что наше государство целенаправленно выдавливает людей в сферу платной медицины», – сказал мне не так давно главврач одной из дзержинских больниц. И его слова подтверждает статистика. По данным Счетной палаты РФ, объем платных услуг, например, только в 2014 году вырос на 24%.
Уложиться в 10 минут
«Для нас рождение ребенка и демографическая политика – это абсолютный приоритет», – заливалась соловьем на открытии перинатального центра госпожа Голодец. «Учтите, что прием не должен превышать 10 минут», – так, по словам одной беременной пациентки, отчитывала ее за нерасторопность участковый гинеколог, перед кабинетом которой томилась длинная очередь.
И это типичная картина. По данным российской счетной палаты, отечественные государственные врачи часто работают на две ставки, оставаясь оформленными на одну. Выстроена система, которая вынуждает медработника ориентироваться на количество принятых пациентов, а не на качество своего труда. По нормативам, доктор не может вести прием более 6,5 часа в день, его внимание рассеивается и возрастает риск ошибки. В реальной практике прием может длиться по девять часов без перерыва. Более того, львиную долю рабочего времени современным российским эскулапам приходится тратить вообще не на пациентов, а на бумажную работу, на изготовление отчетности для частных страховых компаний.
Такую нагрузку выдерживают далеко не все врачи, многие переходят в частные клиники. Получается, что в государственных работают только те, кто больше никуда не может устроиться? Какова квалификация этих специалистов?
Есть мнение, что массовым явлением стали физическое и психологическое истощение, синдром профессионального выгорания медработников госучреждений, что тоже не может не сказаться на качестве их труда.
Ну а в заключение особенно хочется отметить: все мы, обычные пациенты и обычные врачи, в этой ситуации на самом деле – друзья по несчастью. И претензии мы должны адресовать не друг другу, а тем, кто инициирует и воплощает в жизнь эти, не побоюсь этого слова, бесчеловечные реформы.
В долгах как в шелках
Если верить СМИ, 11 января было удовлетворено исковое заявление энергетиков к Дзержинскому перинатальному центру о взыскании 263 тысяч рублей долга. Вообще же, сбытовиками подано несколько заявлений к учреждению о взыскании долгов на сумму, превышающую полмиллиона рублей. При этом 21 декабря суд уже взыскивал с центра 788 тысяч долга за электричество.
Ирина РЫЖОВА.