Юрий Пешехонов: художник и педагог
Имя Юрия Пешехонова хорошо знакомо дзержинцам. Директор художественной школы, живописец, участник многочисленных городских, зональных, всероссийских выставок, он занимает видное место в современном изобразительном искусстве Нижегородской области. 20 мая Юрий Иванович отметил свое 65-летие.
Имя Юрия Пешехонова хорошо знакомо дзержинцам. Директор художественной школы, живописец, участник многочисленных городских, зональных, всероссийских выставок, он занимает видное место в современном изобразительном искусстве Нижегородской области. Без малого двадцать лет назад он связал свою жизнь с Дзержинском, куда приехал уже состоявшимся художником и педагогом, имея за плечами солидное образование, опыт преподавательской и административной работы. В его лице наш город приобрел талантливого и высокопрофессионального мастера. Для художника же с переездом начался новый этап творчества. 20 мая Юрий Иванович отметил свое 65-летие.
Он родился в 1954 г. в Перми. Окончил художественное училище в Чебоксарах (1975 г.) и там же – педагогический институт (1982 г.). Много дала Пешехонову в плане творческого роста стажировка в институте им. И.Е. Репина (1992-1993 г.). Культурное пространство Петербурга и традиции института, да и сами его стены, где, начиная со времен Екатерины II, вершились судьбы русского искусства и где студент не может не чувствовать живую связь с историей, способствовали повышению профессиональной культуры художника. Не говоря уж о чисто техническом мастерстве: насколько оно стало совершеннее, можно судить, сравнив завершенные, сделанные в лучших академических традициях рисунки этого времени с более ранними зарисовками. Написано было Пешехоновым тогда и несколько небольших простых по мотивам живописных этюдов.
В 1977 г. Ю.И. Пешехонов стал директором художественной школы в Урене, городе на севере Нижегородской области. В 2001 г. переехал в Дзержинск, возглавив городскую художественную школу, бывшую в советское время крупнейшей в РСФСР и остающуюся одной из лучших в России. Дзержинская художественная школа была открыта в 1955 г. Ее основателем и первым директором стал замечательный художник-педагог Н.Ф. Кузнецов (1923-2000), а первыми преподавателями – живописцы В.И. Ганьшин и Б.И. Синалеев; позже к ним присоединились Л.А. Теребилин и Н.А. Чернобровцев. В советский период школа интенсивно развивалась: в 1969 г. было введено в эксплуатацию новое, отвечающее потребностям учебного процесса здание, постоянно росло количество учеников, было открыто вечернее отделение для взрослых. Как директору, Пешехонову удалось не только сохранить, но и приумножить добрые традиции учебного заведения. В настоящее время ведущие педагоги ДХШ успешно совмещают преподавание и творчество, участвуют в городских и областных выставках.
Искусство Юрия Пешехонова, с 1996 г. являющегося членом Союза художников России, вдумчиво и серьезно, глубоко и сдержанно, в нем нет ни сомнительного пафоса, ни бросающихся в глаза эффектов. Строя образ на основе внимательного и бережного изучения натуры, постоянно работая на пленэре (за десятилетия этой работы накопился огромный и разнообразный этюдный материал, многое из которого обладает выразительностью и завершенностью самостоятельного произведения), художник не стремится к документальности своих работ. Ему присуще «картинное» творческое мышление, умение отобрать среди впечатлений главное, преобразовать конкретный мотив в соответствии с замыслом. Будучи сдержанными по выразительным средствам, произведения Пешехонова далеки от бесстрастности: в них – и чувство восхищения красотой мира, увиденной подчас в самых незатейливых мотивах, и размышления над непростыми проблемами, и многообразная, но без нарочитости, образная ассоциативность.
Художнику свойственна особо лаконичная, спокойная, можно сказать, строгая живописная манера, основанная на точном обобщенном рисунке и колорите, часто выдержанном в холодноватой гамме приглушенных серо-голубых и зелено-коричневатых оттенков, в окружении которых еще теплее становятся отдельные пятна желтого, розового. В пейзажах и натюрмортах он неизменно находит баланс между бесконечным многоцветием изображаемой натуры и сознательным ограничением своей палитры, а в исторических композициях колористическая сдержанность подчеркивает эпическое звучание образов, воспринимаясь как своего рода намек на даль времен, лежащую между нами и прошлым.
Ю.И. Пешехонов с успехом работает в жанрах исторической живописи, пейзажа, натюрморта, среди его произведений есть портреты и композиции метафорического характера на злободневные или же вечные темы. В недавнее время он попробовал свои силы в области монументального искусства, создав ансамбль живописного убранства одного из старообрядческих храмов Нижегородской области.
Одно из главных мест в творчестве художника занимают образы нижегородской истории. С того момента, как обосновался в Урене, Пешехонов увлекся местной стариной, тем более что весь север нашей области неразрывно связан с историей и культурой старообрядцев. Несколько созданных на рубеже 80-х и 90-х годов картин – «Одолень-трава» (1989 г.), «На скиту» (1991 г.), «Отец Михаил» (1992 г.) – тематически связаны с романом П.И. Мельникова-Печерского. Интересуют художника и древнерусские сюжеты. Изображения святых подвижников решены мастером в сочетании элементов портрета и иконописи («Преподобный Сергий – примиритель князей», 2001 г.; «Отче наш Серафим, моли Бога о нас», 2006 г. (фото на главном банере); «Преподобный Варнава Ветлужский», 2007 г.; «Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский», 2009 г.). Фигуры и лики святых написаны с приемами светотеневой моделировки, но лишены материальной осязаемости объемов, какая была бы уместна лишь в светском портрете. Часто, как в иконе, в изображение введена сделанная стилизованным шрифтом надпись. Для каждого образа подобрано соответствующее окружение: широкая панорама Ветлуги и заречных далей – для св. Варнавы, тесная деревянная келейка, в окне которой белеет силуэт монастыря, – для св. Серафима. Сергий Радонежский, стоящий задумчиво опираясь на посох, представлен на фоне Оки, на уступе крутого берега которой виднеются здания Дудина монастыря, – легенда связывает имя святого с историей этой обители.
Прошлое Дудина монастыря стало темой картины «Сказание о Дудином монастыре» (2003 г.). Одно из преданий утверждает, что обитель была основана Иваном Грозным, приказавшим во время похода на Казань убить на этом месте мальчика-пастуха, игрой на дудочке потревожившего сон царя на привале. В действительности монастырь известен еще с начала XV в., первое документальное упоминание о нем относится к 1408 г. В созданном художником образе исторические обстоятельства – не главное, в центре его внимания – легенда, и полотно своим поэтическим строем отвечает сказанию, не являясь при этом его буквальной иллюстрацией. Величав простор реки и высокого лесистого берега, хрупка фигурка играющего на дудочке пастушка. Подчеркнуто сдержанный колорит почти монохромен. Главным становится не действие, а ощущение тишины, нарушаемой лишь тонкой незатейливой мелодией.
Любимая тема Пешехонова-пейзажиста – весеннее половодье – вдохновлена разливами реки Усты, протекающей по северу Нижегородской области. В многочисленных разливах им найдена та оптимальная мера натурно-реального и обобщающе-поэтического начал, которая дает возможность и показать красоту конкретного ландшафта, и раскрыть тему величия природных стихий в сопоставлении с повседневной жизнью человека. В картине «Разлив на реке Уста» (1994 г.), ставшей своеобразной визитной карточкой мастера, передний план занят почти симметрично расположенными по краям холста крышами баньки и сарая и забором между ними, а в центре среднего плана над огромной водной равниной высится полузатопленный дом. Темные массы построек контрастируют с гладью воды, горизонт едва виден. В результате получилась очень устойчивая композиционная структура, подчеркивающая размах пространства и придающая образу монументальность. Вместе с тем расположенный чуть в наклон ствол дерева вносит в композицию динамику, а розовые, красные и белые краски перекинутых через забор половиков оживляют холодный колорит. Сам этот мотив вводит в образ бытовое начало, делает место уютно обжитым. В созданном мастером образе величественная красота и сила природы гармонично оттенены человеческой повседневностью.
С этой картиной перекликается более позднее полотно «Разлив. Верба цветет» (2008 г.). Тот же простор, та же обширная и спокойная гладь воды и постройки на переднем плане, но изменились характер освещения и колорит, гораздо меньше места занимают строения, эмоциональное содержание образа стало более возвышенным, просветленным и лирическим. Это лишь один пример того, как, обращаясь к данной теме, художник всякий раз дает новое решение, казалось бы, уже знакомых зрителю мотивов.
Уже в этюдах Пешехонова есть нечто большее, чем простая фиксация понравившегося вида: в них присутствует «картинное» начало, образное и композиционное ядро будущего произведения. Таков, к примеру, этюд 1986 г. «Весна. Разлив», где выразительность строится на контрасте холодной глади воды и пролегших по ней энергичным изгибом мостков. Работа написана широко и свободно, крупными плоскостями сдержанных цветов, так, что вода, светлая и зеркально светящаяся, кажется бездонной, а домик и банька с развешенным рядом бельем – особенно уютными.
Картину «В лесах Поветлужья» (2000 г.) можно назвать историческим пейзажем. Изображенный уголок векового бора с болотом и затерявшимся среди этого первозданного ландшафта деревянным крестом хранит память о жизни старообрядческих скитов и деревень, а освещающие верхушки сосен красноватые всполохи солнца контрастируют с зелено-серой массой леса и звучат как напоминание о драматических событиях, разворачивавшихся на этой земле столетия назад. Через болото резким углом, уводящим за собой взгляд зрителя, пролегает гать, ведущая к одинокому кресту. Верующий человек, без сомнения, увидит в этом мотиве символическое указание на надежду вечного спасения и трудности, лежащие на этом пути. Так в пейзажный образ вплетаются тема истории и ненавязчивые размышления о людском предназначении и вечности.
В образном строе многих пейзажей Пешехонова присутствует нечто большее, чем просто любование красотой природы и старинного зодчества. В работе «Исады. Вид на Макарьевский монастырь» (1998 г.) панорама стоящей у самой кромки воды обители открывается с противоположного берега из-под свода кирпичной арки старого дома. Такое решение придает небольшому пейзажу настроение торжественного покоя. В картине «Воспоминания о лете. Курмыш» (2011 г.), наоборот, контраст между сухими стеблями чертополоха на первом плане и возвышающимся вдали над деревьями силуэтом храма вносит момент эмоционального напряжения.
Произведения Юрия Пешехонова разнообразны, но все они обладают общим важным качеством: они чужды суетности и нарочитого желания выделиться. Каждый, даже самый простой, момент реальности приобретает под кистью художника значительность. Эта спокойная основательность творческого видения вместе с приверженностью истинно национальной тематике делают его живопись продолжением лучших традиций отечественной реалистической школы, которые обогащены многими приемами выразительности, найденными уже в XX столетии.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.