«Я не позволю песне просто так погибнуть»
Наша землячка, известный в городе автор-исполнитель Виктория Юдина, награждена медалью «Антон Чехов. 160 лет», которую учредил Союз писателей России. Виктория Вадимовна рассказала «Репортеру», почему она не считает себя поэтессой, почему необходимо возродить традицию семейного пения, можно ли научиться играть на гитаре в 70 лет, а также о многом другом.
Медалью «Антон Чехов. 160 лет» награждаются люди, внесшие вклад в развитие современной русской литературы, чьи произведения были включены в Антологию русской поэзии и в Антологию русской прозы – многотомные книжные издания Российского союза писателей.
– Виктория Вадимовна, ваши стихи были включены в Антологию русской поэзии. Между тем вы не раз говорили, что поэтессой себя не считаете.
– Для меня стихи в отрыве от музыки никогда не существовали, ведь в них изначально заложены и ритм, и мелодия, то есть готовая песня. Если бы я писала только стихи, меня бы не было как творческого человека.
Я благодарна бабушке и дедушке, которые меня воспитывали, за то, что они поддержали мой детский интерес. Бабушка, например, записывала мои детские стишки в тетрадку и никогда не говорила: «Не занимайся ерундой». Когда мне было пять лет, в доме появилось фортепиано. Дедушка аккомпанировал, играл народные песни. Вскоре я стала сочинять незатейливые песенки на свои стишочки. Потом была музыкальная школа по классу фортепиано. А мое знакомство с народной гитарой произошло, как и положено, во дворе. Мне крупно повезло! Фундаментальные навыки и техники игры на гитаре передали мне в конце семидесятых из рук в руки мастера игры на легендарной русской семиструнной гитаре и рок-н-ролла – на шестиструнной гитаре.
А благодаря полученным музыкальным знаниям и навыкам игры на пианино, мои руки легко адаптировались к другому инструменту. К тому же на тот момент мною уже было написано множество песен под аккомпанемент пианино, и всю эту гармоническую и ритмическую конструкцию я перенесла на гитару. Дальше было совершенствование, поиск технических решений для аранжировок новых и новых авторских песен. Вот такое сочетание обстоятельств помогло мне овладеть многими стилями игры. Иногда я в шутку себя называю пианинным гитаристом.
А потом ты понимаешь, что в момент исполнения чувствуешь себя счастливым, и это как наркотик: хочется петь и петь. Дальше приходят опыт и профессионализм. Так что моя стихия – это песня.
«Люблю дарить свои концерты»
– Вы разносторонне одаренный человек. Никогда не мечтали о так называемой раскрутке, общероссийской славе, больших деньгах?
– Вы знаете, нет. Во-первых, это добровольное рабство, которое, возможно, и принесет доход, но не счастье. А во-вторых, жанр акустического пения, которым я занимаюсь, не для больших залов. Он неофициальный, поэтому его часто называют самодеятельностью. Но если бы вы знали, сколько среди представителей самодеятельности настоящих самородков...
Ты настолько открываешься в момент выступления, что слово «коммерция» здесь вообще не уместно. У меня не было раскрутки, зато было многолетнее, начиная со школы и библиотек, распространение своих песен. Ведь популярными становятся не исполнители, а именно сами песни, их содержание. Песни становятся желанными, когда в них есть живое слово и когда их исполняют сердцем. Песня живет своей жизнью, а мое дело – откликаться на приглашения – платные, бесплатные, выступать перед пенсионерами, детьми, студентам, в Дзержинске или за тридевять земель. Я всегда откликаюсь, потому что знаю: сегодня я сделаю людей счастливыми, отвлеку их от повседневных рутинных забот, а песни заставят задуматься о вечных ценностях. Я много выступаю бесплатно, я люблю дарить свои концерты. Да этим денег и не заработаешь. В моем случае творчество – это ребенок, который требует и трат, и самоограничения. Но тем не менее это вложения в себя, в свою душу. И я рада, что мне никогда не приходилось травмировать ее ради заработка.
«Старшему поколению игра на гитаре продлевает молодость»
– Вы много лет преподавали гитару в центре детей и молодежи «Созвездие». Нет у вас ощущения, что интерес к этому музыкальному инструменту падает? Раньше гитара звучала в каждом дворе, сейчас ее, увы, не слышно.
– Раньше двор был центром социальной жизни: там гуляли дети, молодежь, бабушки развешивали белье, дедушки играли в домино. А сейчас социум в Интернете, там находят друг друга по интересам, общаются, договариваются о встречах. Молодых людей, которые хотят играть на гитаре, меньше не стало, зачастую они сами с помощью того же Интернета учатся. Другое дело, что они не знают, где показать то, чему научились. Но молодежь, так или иначе, свое возьмет, а вот с творческими людьми более зрелого возраста дела обстоят иначе.
Сейчас я стараюсь больше уделять внимание старшему поколению, ведь так много желающих, вы не представляете! У меня есть даже ученики, которые в семьдесят лет впервые взяли в руки гитару. Всю жизнь об этом мечтали и вот наконец-то решились исполнить свою юношескую мечту – научиться аккомпанировать на гитаре и петь любимые песни в кругу друзей и близких. Люди преображаются на глазах, молодеют, расцветают.
Для них такие уроки особенно важны еще и потому, что игра на гитаре не дает угасать мышцам, мелкой моторике рук, овладение новым способствует сохранению интеллекта.
С марта в библиотеке имени Зои Космодемьянской я организую месячные бесплатные курсы аккомпанемента на акустической гитаре для людей, которым за сорок.
– Звучит фантастически. Это реально – овладеть музыкальным инструментом в почтенном возрасте, особенно если прежде не держал его в руках?
– Для себя, для души овладеть гитарой реально в любом возрасте, причем достаточно быстро. Тут очень важно подогнать гитару под себя. У меня был случай: моей 12-летней ученице мама купила гитару с жесткими для нее струнами. Обучение пошло успешно только после того, как я убедила маму поменять их. Мы ведь подгибаем новые брюки, если они нам длинны, чтобы было удобно. Так же и с акустической гитарой: должно быть удобно. Тут много нюансов, которые просто надо знать и учитывать.
Знаете, у гитары есть еще одно важное предназначение – не дать окончательно умереть традиции семейного пения. Я очень хочу ее реанимировать. Через месяц выйдет том Антологии русской поэзии, в котором размещены мои стихи. Я еще раз поеду в Москву и буду говорить об этой проблеме перед членами Союза писателей России. Я не позволю песне просто так исчезнуть и постараюсь хоть что-то сделать для ее сохранения.
Современные дети практически уже не знают, что такое домашнее самобытное пение, когда мамочка, бабушка что-то напевают, рядом папа или дедушка перебирает струнки, а детки бегают вокруг, слушают. Именно так у детей формируется музыкальный и поэтический вкус, музыкальный слух, чувство ритма.
«Пение под караоке портит слух»
– А разве музыкальный слух не врожденное дарование?
– Я провожу глубинное исследование этой проблематики около сорока лет и убеждена: нет людей, которые рождаются без певческого слуха, музыкальных данных. Но чтобы они развились, ребенку нужно слышать музыку, живое пение. Когда он в детстве слышит мамины песни и начинает мурлыкать вместе с ней, у него активируются соответствующие зоны мозга.
К тому же русская песня – это песня с вечными ценностями, в которой отражена наша история. «Пол-Европы прошагали, полземли». Если дети это слышали в семье, они точно будут знать, что их прадеды воевали, кровь проливали за них. Это и есть истинное патриотическое воспитание, о котором сейчас так много говорят.
Возродить домашнее пение, по моему убеждению, можно именно через популяризацию акустической гитары: соберется семья за праздничным столом, зазвучат аккорды, люди запоют, и начнут всплывать в памяти песни детства и юности, песни, которые пели бабушка и дедушка.
– Сейчас люди за праздничным столом предпочитают петь под караоке.
– Пение под караоке пагубно влияет даже на музыкальный слух сформировавшегося музыканта, что уж говорить про детей.
Но мы же все хотим, чтобы наши дети были музыкально развиты! И не надо уповать на музыкальную школу. Тенденция такова, что скоро туда будут принимать на обучение только детишек с идеальными данными.
– Почему вдруг такое ужесточение?
– Знаете, в принципе, оно оправданно. Например, в советские годы был достаточно жесткий отбор в музыкальные школы: брали лучших из лучших, а обучаться игре на пианино, скрипке, виолончели могли только лучшие из отобранных. В 90-е же годы из-за демографических проблем принимали практически всех желающих, а работать с детьми со слабыми музыкальными данными попросту вредно для слуха и голоса педагога. Ну а самое главное – он лишается возможности раскрыть свой творческий и педагогический потенциал.
К тому же получилось, что ребенок с данными выше средних обучался наравне с ребенком со средними данными. А программа-то одна. В итоге первый недополучал, а второму, по большому счету, все это было не нужно, у него призвание стать, к примеру, биологом. На выходе же получался поток среднего уровня, многие представители которого шли в музыкальные училища, затем становились учителями музыки.
Если мы хотим сохранить классическое творческое наследие, то, конечно, в музыкальные школы желательно привлекать детей с явными способностями, которые могут стать профессиональными музыкантами и продолжить традиции концертной деятельности и преподавания.
Вот и получается, что исключительно на плечи семьи ляжет музыкальное развитие ребенка, подготовка его к той же музыкальной школе. Что же касается пения – не академического и не эстрадного, а самого обычного традиционного, то этому в России, увы, вообще нигде, кроме семьи, не обучают.
– Ну а если мама сама фальшивит? Что она может дать ребенку?
– Нет долго фальшивящих людей. Если начать регулярно заниматься голосом, пением – слушать песни и петь вместе с исполнителем, то слух восстановится, постепенно естественным образом сформируется координация внутреннего и внешнего слуха. Но желательно, чтобы песни были давно знакомые, спокойные, напевные, с небольшим диапазоном, например народные. Крайне нежелательно подражать профессиональным певцам.
– А если ребенок никак не хочет приобщаться к певческой культуре, неинтересно ему?
– Бывает и такое. Навязывать, а тем более пытаться сделать из ребенка профессионального певца точно не стоит. Наверное, его призвание в чем-то другом. Может, он цветы будет выращивать и станет со временем талантливым флористом?
– Вы упомянули, что считаете себя счастливым человеком. А какова, по-вашему, формула счастья?
– Я счастливый человек, потому что занимаюсь делом жизни, проще говоря – служу призванию. Формула счастья, на мой взгляд, совсем несложная, и она открылась мне благодаря многолетней работе со взрослыми учениками. Вы знаете, у каждого есть несбывшаяся детская мечта. Возможно, эта мечта и была призванием. Душа помнит и терпеливо ждет, когда мы о ней вспомним, а нам то лень, то некогда, то мы уверены, что уже поздно воплощать ее в жизнь. Но я уверена: пока эта мечта не исполнится хотя бы частично, человека будет преследовать ощущение неудовлетворенности и даже несостоятельности. Поэтому, как только появляется возможность побаловать и понянчить душу, это нужно делать обязательно. Другими словами – отдать долг своему детству. Тогда состояние счастья и уважения к себе не заставит себя ждать.
Наталья ПАНКРАТОВА.