Я б в рабочие пошел
В сентябре 2015 года в Дзержинске появится высокотехнологичный ресурсный центр по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для приоритетных отраслей промышленного комплекса Дзержинска.
Ресурсный центр откроется на базе Дзержинского технического колледжа. Подробнее о нем «Репортеру» рассказала директор колледжа Наталия СИЛЬВЕСТРУК.
– Наталия Владимировна, недавно стало известно, что ДТК получил солидный грант на открытие ресурсного центра по подготовке кадров для промышленных производств.
– Да, мы действительно получили грант в размере 11 миллионов рублей от администрации города и 8 миллионов рублей от правительства Нижегородской области как победители регионального конкурсного отбора среди профессиональных образовательных организаций, внедряющих инновационные образовательные программы. Кроме нас из Дзержинска в конкурсном отборе участвовал еще химический техникум имени Красной Армии, а всего свои заявки подали более десяти организаций профессионального образования области. Так что боролись за получение гранта мы с очень серьезными соперниками.
На сегодняшний день 8 миллионов рублей мы уже потратили на учебно-лабораторное оборудование. Остальную сумму освоим до конца года.
– То есть в конце 2015 года ресурсный центр будет готов к работе?
– Мы планируем начать обучение уже этой осенью.
– Поясните, что такое ресурсный центр. Почему его открытие настолько важно для вас?
– Ресурсный центр – это структурное подразделение колледжа, которое будет готовить квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, востребованных на современном производстве. Вы наверняка знаете, кого сейчас больше остальных ждут на дзержинских промышленных предприятиях: специалистов по автоматизации производства, наладчиков и операторов станков ЧПУ, слесарей, электриков, сварщиков. Для городского жилищно-коммунального хозяйства остро необходимы мастера сухого строительства, сантехники, электрики, мастера ЖКХ. Их и будут готовить в новом ресурсном центре. Почему его открытие важно? Потому что с появлением центра в городе должна измениться кадровая ситуация: городские производства буду обеспечены нужными специалистами, а трудоспособные горожане от 15 до 60 лет получат возможность обучиться востребованной профессии и затем устроиться на хорошо оплачиваемую работу.
– Где будет находиться центр?
– Месторасположение ресурсного центра выбрано удачно: улица Петрищева, дом 8, здание второго учебного корпуса ДТК. До 2013 года в нем располагалось профессиональное училище №49. Ресурсный центр займет все четыре этажа этого здания. В данный момент мы проводим там ремонтные работы и завозим новое высокотехнологичное оборудование в учебные лаборатории. Модернизацию учебной базы ресурсного центра планируем закончить к сентябрю.
– Расскажите подробнее о техническом оснащении лабораторий.
– На восемь миллионов, которые колледжу выделило правительство Нижегородской области, мы оснастили семь учебных лабораторий: «Техническая механика», САПР (лаборатория систем автоматизированного проектирования, инженерной и компьютерной графики), «Технология обработки деталей на станках ЧПУ», «Сварочное производство», «Электромонтажный комплекс», «Технология механосборочных работ» и «Жилищно-коммунальное хозяйство». Остальные деньги мы потратим также на новейшее производственное оборудование – станки и сварочные посты.
В колледже сегодня учатся более 1000 человек. В основном это выпускники 9-х классов всех школ города. Вы сами знаете, что современная молодежь выросла в информационно- насыщенном пространстве и лучше воспринимает визуализированный учебный материал. Чтобы ребятам было интересно учиться, нужно полностью обновить лабораторную базу, сделать ее удобной для современных студентов. Это мы и сделали.
К тому же для нас важно сломать стереотип о рабочей профессии. Многие ребята ошибочно полагают, что работа на заводе – это тяжелый ручной труд в грязи и шуме. Эти представления давно устарели. Сегодня не надо часами крутиться вокруг металлообрабатывающего станка, тащить на себе газовые баллоны для сварки. Современное производство, для которого мы готовим кадры, имеет автоматическое и полуавтоматическое оборудование – введи нужную программу и следи, как обрабатываются детали. Для лабораторий ресурсного центра мы закупили несколько специальных 3D-тренажеров, визуальных имитаторов и симуляторов технологических процессов в машиностроении, новое мультимедийное оборудование, чтобы ребята поняли, какова реальная обстановка на наших предприятиях, и не боялись приходить к нам учиться.
– А какое это оборудование?
– Например, в лаборатории САПР (кстати, такой еще пока нет ни в одном колледже нашей области) появились 3D-сканер и 3D-принтер, с их помощью можно проектировать и изготавливать модели прямо на месте. Кроме того, у каждого студента будет электронный кульман (сенсорная чертежная доска. – Прим. ред.). Для печати чертежей любого размера мы приобрели цветной плоттер (устройство для автоматического вычерчивания рисунков, схем, карт и других сложных графических изображений на бумаге формата А0 и кальке. – Прим. ред.).
На лабораторию обработки деталей на станках с ЧПУ мы потратили почти два миллиона рублей. Здесь есть уникальный учебный комплекс «Mashinstructor». Занимаясь на нем, вы полностью погружаетесь в атмосферу работы на производстве. На глазах у вас 3D-очки, а перед вами виртуальный станок. Для подготовки наладчика оборудования он рассыпается, как детали конструктора «Лего». Студент, используя цифровой манипулятор, похожий на игровой джойстик, собирает станок из этих деталей. Для оператора станков с ЧПУ задание другое: он должен ввести программу в виртуальный станок и правильно обработать деталь. Согласитесь, это ужасно интересно даже взрослому человеку! Программа сама покажет все ошибки и неточности. Прежде чем перейти к работе на реальном оборудовании, в лаборатории студенты пройдут курс обучения на тренажерах сварщика, тренажерах мастера ЖКХ и других.
Многое из того, что было нами сделано, мы подсмотрели на международном бизнес-саммите, который проходил в Нижнем Новгороде в 2014 году. В рамках саммита был организован конкурс «WorldSkills Russia» (престижный конкурс профессионального мастерства рабочей молодежи. – Прим. ред.). Вот там мы увидели, в каких условиях должны расти и развиваться настоящие профессионалы своего дела. Мы пытаемся создать такие же условия в колледже. В частности, сейчас мы работаем над высокотехнологичным электромонтажным комплексом. С его помощью студент-электрик сможет научиться собирать любые схемы и проводить наладку электрооборудования. В этой работе нам помогает ОАО «НИПОМ». А еще мы открываем лабораторию, в которой будем обучать специалистов для отрасли ЖКХ. Такого в нашем городе еще не было.
– Но ведь это виртуальное оборудование, а не настоящее. Может обучение на нем сказаться отрицательно на мастерстве будущих специалистов?
– Уверяю вас, использование в обучении инновационного комплекса (3D-симулятора) скажется положительно. Представьте, например, работу сварщика: неудобная маска, тяжелый костюм, брызги летят во все стороны… Сложнейшая работа, к которой необученного, не набившего еще руку студента допускать нельзя. Обучать сварке по учебнику – тоже неверно. Что делать? Практиковаться на качественном 3D-симуляторе.
Для лаборатории «Сварочное производство» мы купили два таких тренажера марки «Soldamatic» – начального уровня и продвинутого. Они «знают» 80 видов сварочных работ. Студент держит в руке реальный держак, контролирует с его помощью технологический процесс, а в 3D-маске он видит весь процесс сварки. Преподаватель следит у себя на экране монитора за сварным швом и фиксирует все его дефекты.
Когда человек натренируется на таком оборудовании, его смело можно будет пускать в реальную сварочную мастерскую, где тратятся электроды, расходуются другие ценные ресурсы. Симулятор – это сокращение времени на подготовку профессионала, экономия ресурсов и новая современная технология обучения.
Покупка нового оборудования – это вовсе не следование технической моде, а учет требований работодателя. Наши студенты должны быть готовы к тому, что их ожидает на предприятиях-партнерах колледжа, таких как «Liebherr» или «Danieli Volga», которые оснащены современным иностранным оборудованием.
– Когда вы говорите «студент», то имеете в виду только учащихся ДТК?
– Любой житель города сможет прийти и научиться профессии с нуля или повысить свою квалификацию. Могут прийти по направлению из Центра занятости населения безработные граждане. Могут прийти школьники, чтобы получить профессию и начать работать сразу после школы. Могут прийти студенты Дзержинского политехнического института, ведь не секрет, что выпускник института приходит на производство с дипломом о высшем образовании, а начинает карьеру простым рабочим, и ему нужна практика и квалификация, чтобы пять лет обучения в вузе прошли не зря.
Горожане до 60 лет включительно могут обучаться в ресурсном центре. Длительность обучения составит от двух до шести месяцев.
– Вы думаете, ресурсный центр будет действительно полезен городу?
– Я даже не сомневаюсь в этом. Привлекательность рабочей профессии становится все очевиднее. Уже сейчас школьники чаще выбирают технический профиль, чем социально-экономический или гуманитарный.
Скажем честно, в нашем городе даже очень умному экономисту, юристу, историку или филологу гораздо труднее найти работу, чем слесарю, сварщику или сантехнику. Кто-то может возразить, что есть еще у каждого человека свое призвание. Но откуда вы знаете, что ваше призвание не в том, чтобы стать отличным рабочим или техническим специалистом? Надо обязательно попробовать себя в профессии. И не сомневайтесь – профессия сделает вас счастливым, востребованным, благополучным человеком.