Все идут – никто не едет

В Дзержинске появился еще один диагональный перекресток, где для всех пешеходов одновременно загорается зеленый свет светофора. И это снова всколыхнуло городскую общественность, причем как безлошадную, так и ту, что за рулем. Новшество обсуждается и в интернете, и на автобусных остановках, и в офисных курилках, и за обеденным столом.
В нашем городе отдельная выделенная фаза для пешеходов в светофорном цикле предусмотрена на перекрестках Чкалова – Чапаева, Циолковского – Гайдара. И теперь вот на пересечении Гайдара с Ленина. Хорошо или это или плохо – однозначного ответа нет. И, наверное, не будет: у любого решения есть плюсы и минусы.
Вопрос в другом: для чего, собственно, светофоры на некоторых перекрестках переводятся в трехфазный режим и что из этой, очень даже нарядной в теории идеи, порой получается на деле.
Из истории приоритетов
Начнем с того, что логическим продолжением увеличения светофорных фаз на перекрестке должна стать диагональная «зебра», позволяющая сократить путь тем, кто хочет попасть наискосок от того места, где стоит.
Предложив этот вид пешеходного перехода в 40-х годах прошлого века, американский инженер Генри Барнс прежде всего думал о безопасности… своей малолетней дочери, вынужденной пересекать оживленный перекресток по дороге в школу, но в итоге позаботился обо всех без исключения пешеходах.
Ведь при двухфазном режиме работы светофоров пешехода на перекрестке все время поджимают машины, решившие завернуть. И действительно, согласно статистике ГИБДД, 14 процентов пешеходов автомобили сбивают именно при повороте.
Получив первоначально широкое распространение в Америке и Канаде, диагональный переход со временем стал терять популярность у дорожных инженеров. Но не по причине малоэффективности – напротив, его безопасность для пешеходов очевидна: все пешеходы идут в то время как все машины стоят. Да и издание Los Angeles Times тогда подтвердило, что появление диагональных переходов в Беверли-Хиллз снизило число аварий с участием пешеходов приблизительно вдвое.
Все дело в приоритетах: на тот момент в американской действительности удобство водителей стало превалировать над безопасностью пешеходов. При таком раскладе единственный минус диагональной «зебры» и трехфазного режима светофора, который заключается в увеличении времени ожидания, в том числе и для машин, перевесил все плюсы идеи Барнса.
Правда, сейчас она в очередной раз завладевает Западом – опять сменились приоритеты, и теперь пешеход снова становится главным на зарубежных дорогах.
Хотят поставить его безопасность во главу угла и в России. Но любое дело у нас, как всегда, не обходится без чисто национальных издержек.
С позиции пешехода
Имела возможность в течение нескольких дней наблюдать за движением на перекрестке Ленина – Гайдара с только что перенастроенным сигнальным оборудованием, поскольку живу рядом. И делала это с позиции пешехода.
Отдельную-то фазу для пешеходов в работе светофора выделили, а вот диагональную «зебру» на пересечении не нарисовали. Тем не менее народ уже начал ходить наискосок, хотя, согласно ПДД, это нарушение. А вот если исходить из здравого смысла, то ради этого, собственно, вся пертурбация и затеяна!
Возможно, по причине того, что официальным здесь по-прежнему считается Г-образный переход для пешеходов, время им на пересечение перекрестка выделили крайне малое – всего 27 секунд. Говорят, в первые дни и того меньше было.
А ведь он отнюдь не компактный: на Ленина по две полосы с каждой стороны, на Гайдара – трехполоски, да еще «зеленая» зона, по которой когда-то пролегали трамвайные рельсы. Тут явно не по формуле (есть такая!) рассчитывали время для безопасного перехода пешеходов.
Потому всякий здоровый человек успевает здесь диагонально перебраться с одного «берега» на другой разве что только вприпрыжку. Да и то секунду-две ему не хватает, чтобы поставить обе ноги на тротуар. Что же говорить про больных, малых и нешустрых!..
Если же, наступив на горло логике и здравомыслию, переходить на диагональную сторону улицы по старинке, в два раза, то это затянется на несколько минут.
А, как говорят ученые, психология пешехода такова, что если он через 40-60 секунд не может добраться до нужного места, то начинает нарушать правила дорожного движения.
Пока же на перекресте Ленина – Гайдара их нарушают автомобилисты. Несколько раз была свидетелем безобразных свалок, которые устраивали водители машин, заворачивающих на мигающий желтый, а то и на красный свет с проспекта Ленина на улицу Гайдара.
Однажды даже наблюдала, как женщина с ребенком диагонально пересекала перекресток на свой законный зеленый, а хамоватые автомобилисты прямо у нее под носом одна за другой продолжали поворачивать налево. Пешеход вынуждена была даже изменить траекторию своего движения с прямой на полукруг, чтобы не попасть вместе с малышом под колеса.
С точки зрения водителя
Чтобы узнать водительскую точку зрения на нововведение, достаточно заглянуть в местные соцсети. Единомыслия в их рядах, надо сказать, не наблюдается.
По мнению Елены С., отдельная фаза светофора для пешеходов – причина пробок на проспекте Ленина, хвост которых заканчивается у отделения Сбербанка. (Положа руку на сердце: пробки в этом районе и раньше можно было наблюдать в часы пик).
А вот Евгений Т. доволен, что теперь «по Ленина можно будет нормально прямо по правому ряду проехать».
Переходишь в другую соцсеть – и снова читаешь негативный отзыв.
Федор Р. размышляет над целесообразностью изменений на перекрестке Ленина – Гайдара: «перекрёсток не являлся аварийным, высокотрафиковым, нынешние (видимо, имеются в виду те, что были, – прим. авт.) фазы не провоцируют пешеходов на переход дороги на красный свет».
И действительно, если сравнивать этот «крест» с другими (Чкалова – Чапаева и Гайдара – Циолковского), то он по своей пешеходной загруженности и тому, и другому уступает. Здесь нет таких точек притяжения пеших горожан, как, допустим, торговый центр или поликлиника.
Не шибко много пешеходов и на перекрестке Чкалова – Маяковского, где тоже со 2 декабря собираются изменить режим работы светофоров. И, судя по всему, перекрестков с допустимой диагональной «зеброй» станет со временем в городе еще больше – тенденция к этому теперь уже явно вырисовывается.
С другой стороны, привыкли же все участники движения к трехфазному режиму светофоров на Чапаева – Чкалова и на Гайдара – Циолковского, хотя поначалу тоже возмущений было достаточно. В конце концов, утверждают эксперты, перекресток – это саморегулирующийся организм, который в итоге сам разберется с пробками. Разумеется, при условии взаимного уважения пешеходов и водителей и грамотной настройке светофорных режимов.
Елена СЕРОВА.