Воспитанницы вокальной студии STAGE стали победителями Международного конкурса «Золотая октава», который проводит известный российский певец Сергей Пенкин
На фото (слева направо): Аня Петрова, Соня Занозина и Лиза Кокорева со своим педагогом Ксенией Морозовой.
За плечами юных артистов вокальной студии STAGE участие во многих конкурсах, в том числе международных, и практически с каждого из них они возвращаются в родной Дзержинск с дипломами победителей. Не стал исключением VI Международный вокальный конкурс Сергея Пенкина «Золотая октава», проходивший в Москве в начале апреля и собравший на одной сцене юных вокалистов со всей страны.
Наши земляки – воспитанники STAGE – участвовали в этом конкурсе впервые (в номинации «Эстрадный вокал» в возрастной категории 8–10 лет) и сразу показали высокий класс, заняв три призовых места. Молодцы!
О конкурсе и его победительницах – наших юных талантливых землячках – корреспондент «Репортера» побеседовал с руководителем вокальной студии STAGE Ксенией МОРОЗОВОЙ.
Один из сильнейших вокальных конкурсов страны
– Ксения Олеговна, как вы отважились направить своих детей на «Золотую октаву», ведь уже одно то, что его организатором и вдохновителем является обладатель уникального вокала Сергей Пенкин, говорило о высочайшем уровне этого конкурса?
– Поэтому и отважилась! Детям надо расти, а «Золотая октава» Сергея Михайловича Пенкина – один из сильнейших вокальных конкурсов нашей страны. В нем даже не победа, а просто участие очень ответственно и престижно.
Да и личность самого Пенкина! Он, как обладатель уникального голоса с неповторимым по своей широте диапазоном в четыре октавы, занесен в Книгу рекордов Гиннесса, и кто, как не он, разбирается в джазе, в советской эстраде, классике и прочее… Поэтому я очень хотела, чтобы мои дети попали на его конкурс, услышали его мнение о своем пении и прислушались к нему.
– Судя по призовым местам, с которыми девочки вернулись с конкурса, это мнение было высоким. Расскажите, пожалуйста, о своих девочках – участницах «Золотой октавы». С чем они выступали на конкурсе и чем покоряли Пенкина и других членов жюри?
– Аня Петрова, которая в своей номинации заняла первое место, учится в седьмой общеобразовательной школе Дзержинска и у меня занимается уже несколько лет.
Последнее время у Анечки наблюдается настоящий вокальный прорыв: в каком бы конкурсе она ни участвовала – везде брала первые места. Даже два Гран-при ребенок заработал в таком-то юном возрасте: ей всего десять лет.
Аня у нас любительница ретропесен и на конкурсе «Золотая октава» исполняла малоизвестную песню из репертуара Аллы Пугачевой «Как бы мне влюбиться».
Возможно, абсолютное большинство людей, далеких от вокала, не знают, что ретро, советская эстрада считается одним из самых сложных направлений. Исполнение этих песен по подаче должно быть простым, но при этом очень чистым и точным. И вокально-технически оно сложное: требует определенного тембрального окраса в голосе, большого вокального диапазона, органики, культуры звука, а также тонкого внутреннего восприятия того, о чем поешь, сопереживания… То есть требует от исполнителя «пропускания» песни через душу, и одного голоса мало, чтобы донести ретропесни до зрителей, членов жюри… Поэтому я очень переживала за Аню.
К тому же выступать ей пришлось предпоследней. Это в психологическом плане очень тяжело даже для опытных взрослых исполнителей, а тут ребенок. Нужно сохранить энергию, не перегореть. Она же спокойно вышла на сцену, отработала на все сто процентов и получила максимальную оценку: ей поставили по 10 баллов все члены жюри. Причем предварительно ничего не обсуждая, не сговариваясь, что, кстати, отличало этот конкурс от многих других, где члены жюри сначала совещаются, а потом ставят оценки. Тут все делалось сразу, на глазах участников и зрителей.
По песне, которую Аня пела, диалог с ней вел сам Пенкин, и она была первым претендентом на Гран-при, но в конечном итоге что-то там этому помешало. Но это не страшно: десятилетнему ребенку взять первое место на конкурсе Пенкина дорогого стоит. Более того, к Анечке после ее выступления подходили многие ребятишки из проекта «Голос. Дети» и говорили, что она классно спела. А мама ее от радости и гордости за дочку минут десять плакала. Такой вот накал эмоций.
– С первым местом вернулась с конкурса и Елизавета Кокорева?
– Да, Лизе у нас девять лет, она учится в двадцать первом общеобразовательном лицее и тоже за минувший год участвовала в различных конкурсах и стала дважды обладателем Гран-при.
Лиза всерьез заинтересовалась джазом и решила попробовать себя в нем. Но джазовый стандарт ей петь еще рано, поэтому пока мы остановились на эстрадно-джазовом произведении: на конкурсе «Золотая октава» Лиза исполняла песню композитора Алексея Ольханского «Я слышу джаз». Вообще даже эту песню Лизе было петь рановато: она предназначена для исполнителей не моложе 12–13 лет, а Лизе у нас девять, но она отлично справилась. И по количеству общих баллов в своей номинации заняла первое место, хотя получила не все десятки. Но непосредственно Сергей Михайлович Пенкин ей поставил десятку – и для нас это является высшей оценкой.
А еще песню «Я слышу джаз» в исполнении Лизы мы отправили композитору, который ее написал, и он остался в полном восторге. Сказал, что скоро будет присутствовать на конкурсе в Нижнем Новгороде, и высказал пожелание, чтобы туда приехала Лиза и исполнила эту песню.
– Пришло время представить и третью звездочку…
– Действительно звездочку… Сонечка Занозина у нас самая юная: ей восемь лет. Она в вокале делает только первые шаги, но весьма успешно. На конкурсах, в которых участвовала, брала призовые места, поэтому мы решили «попробовать» ее и на Пенкине.
Сонечка учится в православной гимназии, но при этом очень живой и озорной ребенок. Непоседа. И в лужу залезть может, и похулиганить. А на сцене она очень артистична, непосредственна. Поэтому и песню для показа на конкурсе у Пенкина «Мое имя – хулиганка» мы подобрали по ее характеру. И они вместе – Соня и песня – очень гармонично выглядели, и жюри присудило Сонечке второе место. То, что на столь серьезном конкурсе она забралась на вторую ступеньку пьедестала, для нее пока высшая награда из того, что есть.
Конкурс – это прежде всего приобретение опыта
– Ксения Олеговна, в конкурсах никто не застрахован и от поражения. Когда ехали на «Золотую октаву», вы как педагог, руководитель настраивали детей на победу и только на победу?
– Ни в коем случае. Я своим ребятишкам всегда говорю, что для нас участие в любом конкурсе – это прежде всего приобретение опыта, который необходим каждому артисту. Я им объясняю, что каждый новый конкурс – это новая ступень развития. И далеко не каждая более высокая ступень берется сразу, с разбегу, но каждая дает опыт. Поэтому, какой бы результат на конкурсе вы ни показали, вы однозначно взяли новую ступень, приобрели новый опыт, одержали победу… над собой, над своими страхами, неуверенностью.
Я своих детей всегда настраиваю на то, чтобы на сцену они выходили с мыслью донести своим исполнением до жюри, до зрителя все то, чему их научили, и выкладывались на сто процентов, а дальше… Во-первых, участвуя в конкурсе, даже самый великий артист не застрахован от ошибок. А во-вторых… Чего греха таить, не всегда на конкурсах призовые места достаются сильнейшим.
– В смысле?..
– Ну, конкурсы ведь бывают разные. Бывает политика: своим да нашим. Бывает, приезжаешь на конкурс, а там в жюри сидит композитор, который не любит другого композитора, песню которого конкурсант выбрал для исполнения. Мы, конечно, в таких конкурсах стараемся не участвовать, отсеиваем их, потому что я считаю, что дети не должны быть заложниками симпатий и антипатий членов жюри, их внутренних конкуренций, но ведь предугадать все невозможно. Там же очень сложная внутренняя политика, множество нюансов, о которых мы даже не догадываемся.
– То есть все очень субъективно?
– И субъективно. И… Понимаете, в вокальном мире существует пять (!) основных методик и свыше десятка неосновных. Все они во многом противоречат друг другу. Поэтому нет и единой системы оценки, как, например, в спорте: тройной аксель – столько баллов, двойной тулуп – столько. В вокале все намного сложнее, и многое зависит от того, приверженцами какой из методик являются члены жюри. Нередко они до хрипоты между собой спорят… Повторюсь, на конкурсе у Пенкина было хорошо уже то, что члены жюри выставляли конкурсантам оценки сразу, не совещаясь между собой.
– Получается, вы везете на конкурс детей вслепую, даже не зная, что там будут учитывать?!
– Ну, основные-то критерии знаем. Это интонация, чистота пения, вокальная техника, актерское мастерство, соответствие песни возрасту исполнителя и сценический образ.
На конкурсе «Золотая октава», например, несколько неожиданно для меня, большое внимание уделялось аранжировкам. Высказывалось немало замечаний по несоответствию голоса исполнителя выбранной аранжировке, инструментам, которые в ней прописаны. Нередко придирались к репертуару… А иногда прямо говорили, что той или иной песне не могут поставить баллы ниже определенной планки, даже если ее исполнение было недостаточно профессиональным. Гимну России, например. Исполнение его было не очень, но, поскольку это гимн России, баллы поставили высокие.
Песня ни в чем не виновата
– Ну, раз уж речь пошла о репертуаре… Наша Аня Петрова, как вы сказали, исполняла на конкурсе песню из репертуара Аллы Пугачевой. Это в нынешнее-то время! Не опасались, что уже одно это может оказать девочке медвежью услугу и сыграть против вас?
– Знаете, во-первых, эта песня малоизвестная, а, во-вторых, мы брали кавер-версию песни и делали ей новую аранжировку. Но главное, песня же не виновата, что ее исполнительницей когда-то была Алла Борисовна, и она не стала хуже от того, что сегодня в нашем обществе к Алле Борисовне неоднозначное отношение. Песня – это отдельное, самостоятельное произведение искусства, у которого есть автор слов, музыки, и если песня хорошая, потенциальная, то она должна звучать, в том числе в исполнении молодого поколения. Я, во всяком случае, так считаю. И это мое мнение, видимо, совпадало с мнением многих участников конкурса «Золотая октава» и членов его жюри. Во всяком случае, на этом конкурсе девяносто процентов его победителей пели песни именно из репертуара Пугачевой. Это и «Волшебник-недоучка», и «Все могут короли», и «Расскажите, птицы»… «Арлекино» пели вообще три раза.
Да, к иностранному репертуару мы сейчас относимся очень осторожно и убираем многие вещи, но отечественные песни, на которых росли наши бабушки и дедушки, мамы и папы, которые являются культурным достоянием и наследием нашей Родины, должны оставаться с нами и по сей день. Как сказал однажды известный исполнитель и музыкальный продюсер Максим Фадеев, настоящая песня живет независимо от исполнителя. И надо давать таким песням новую жизнь. Их должно подхватывать юное поколение и нести дальше, что мы и делаем. Искусство должно оставаться искусством.
– Ксения Олеговна, а где ваших воспитанников в ближайшее время может услышать дзержинский зритель?
– На концерте в честь Дня Победы будут выступать наши дети. В творческой программе, посвященной Дню города, и на других общегородских концертах, фестивалях.
Сейчас, например, мы готовимся к большому тематическому концерту «Джем», который будет проходить в развлекательном центре «Сити» 12 мая. На нем наши дети будут исполнять песенные хиты восьмидесятых, девяностых и нулевых лет. Думаю, это будет очень зрелищно и интересно. Примут участие в нем не только дети, но и взрослые, а также и родители.
А в конце года мы собираемся дать большой концерт, в котором наши юные артисты представят все песенные жанры. Приходите – не пожалеете.
Алла ЕГОРОВА.