Власти Дзержинска анонсировали запуск мобильного приложения, которое в реальном времени отслеживает передвижение городских автобусов и троллейбусов. И, нет, речь не про «Яндекс.Транспорт»

Власти города объявили об очередном «умном достижении»: дзержинцам стало доступно мобильное приложение, позволяющее в реальном времени отслеживать передвижение городских автобусов и троллейбусов, – «Умный транспорт». Вот только многие горожане сомневаются в его адекватной работе.
Совещание по вопросам запуска и выстраивания работы «Умного транспорта» состоялось в городской администрации 19 января. В настоящее время, как говорят чиновники, приложение функционирует в тестовом режиме для муниципальных маршрутов и доступно для скачивания пользователям.
Чем больше, тем лучше?
Впрочем, такой возможности – в режиме online следить за движением общественного транспорта по карте – дзержинцы не были лишены и раньше. Еще в августе 2019 года по поручению губернатора было заключено соглашение о передаче телематических данных между АО «Региональный навигационно-информационный центр Нижегородской области» и ООО «Яндекс», после чего в Дзержинске и некоторых других городах области начал работать сервис «Яндекс.Транспорт».
«Яндекс. Транспорт» (в 2020 году интегрирован в «Яндекс. Карты» и «Яндекс.Go»), пожалуй, одно из самых удачных навигационных приложений для россиян, пользующихся общественным транспортом. Зачем понадобилось его дублировать?
С одной стороны, нет ничего крамольного в том, что у дзержинцев появится выбор. В больших городах, включая Нижний Новгород, действует по несколько таких навигационных приложений – кому что больше нравится. С другой стороны, судя по обещанию местных чиновников синхронизировать работу «Умного транспорта» и табло «умных» остановок, именно с опорой на это не самое популярное у граждан приложение администрация намерена строить в Дзержинске так называемый «Умный город».
Недолго думая
Как известно, Дзержинск стал одним из трех пилотных городов – участников проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» в Нижегородской области. В марте 2020 года соответствующую заявку городской администрации одобрил Минстрой России. Как сказано в пресс-релизе областного правительства, администрация города успела разработать дорожную карту проекта в короткий срок.
То, что городская власть ринулась в цифровизацию, недолго думая над тем, что и как она будет делать, заметно по первым результатам.
Первым умным проектом стало «Умное освещение». Насколько наши фонари «поумнели» за последние несколько месяцев, судить дзержинцам. В прошлом году горожанам презентовали интеллектуальную систему видеонаблюдения «Безопасный город», предполагающую, в частности, установку «умных» домофонов в 2500 подъездах.
Как идет установка, не сообщается.
Почему не умнеют остановки?
Но больше всего вопросов у дзержинцев к другой цифровой затее администрации – «Умным остановкам». Осенью 2020 года они были установлены у перинатального центра и напротив дома №102 по проспекту Циолковского. Однако за три месяца так и не удалось наладить адекватную работу их табло, которое должно оповещать пассажиров о времени прибытия транспорта. Например, остановка у перинатального центра, как говорят горожане, до сих пор на связи только с троллейбусами и немного привирает.
На упомянутом совещании 19 января и.о. главы города Глеб Андреев поручил усилить контроль за корректной передачей и обработкой данных с системы «Глонасс», установленной на муниципальном общественном транспорте, на электронное табло «умной» остановки и в приложении «Умный транспорт». А еще чиновник отрапортовал, что Дзержинск, мол, стал первым городом в Нижегородской области, где «введен обратный отсчет времени до прибытия на остановочный пункт маршрутных транспортных средств». Однако по словам очевидцев, с 19-го числа так ничего и не изменилось, и «обратного отсчета» пока никто не заметил.
Очень низкая точность
Как можно предположить, та же история повторится и с «Умным транспортом».
Есть вопросы и к самому приложению. Нам не удалось найти никакой достоверной информации о том, кто же является его разработчиком. При этом, судя по информации из Интернета, «Умный транспорт» усиленно продвигается по всей России с помощью городских администраций. Не секрет, что работа компаний, за которыми стоит административный ресурс, как правило, оставляет желать лучшего. Во всяком случае, пока рейтинги «Умного транспорта» среди пользователей таких приложений невелики.
Вот, например, типичные отзывы о его работе. «Хоть приложение и называется «Умный транспорт», но умного здесь мало. Постоянно какие-то глюки. Не всегда реальная картинка наличия автобусов и трамваев. По факту они есть, но в приложении их почему-то нет... А в приложении вообще нужные маршруты не показывает». «Самое ущербное приложение. Работает через раз. Постоянно выходят обновления, после которого работает с каждым разом все хуже». «Не знаю, чей косяк, но половины транспорта, маршруты которого представлены в приложении, нет на карте, а иногда и всех нет... Очень низкая точность отображения транспорта на карте...».
Соблюдайте расписание!
И хорошо бы, чтобы в погоне за цифровизацией дзержинская власть не забывала о более насущных транспортных проблемах. Даже самое лучшее навигационное приложение не поможет, если автобусов на линии днем с огнем не сыщешь. Одна из самых больших транспортных проблем города, по мнению дзержинцев, – несоблюдение графика движения. Об этом «Репортер» писал уже не раз.
Большими интервалами движения, как свидетельствуют наши читатели, грешат почти все перевозчики, особенно не в часы пик. Только если на проспекте Циолковского, по которому проходит множество маршрутов, задержки не очень заметны, то в отдаленных районах оно бросается в глаза. Проблема эта застарелая, и именно ее в первую очередь надо решать городским властям. А разные цифровые «умности» должны быть всего лишь вишенкой на хорошо испеченном торте.
«Умный город» провалился?
Впрочем, трудности с построением «Умных городов» возникают повсеместно. Примечательно, что некоторые эксперты еще год назад заговорили о том, что эксперимент с их созданием в России провалился.
Поначалу «Умные города» активно продвигал Минстрой России, предполагалось госфинансирование, но потом планы государства несколько изменились. Продвижение проекта было отдано на откуп крупным госкорпорациям – «Росатом», «Ростех», «Ростелеком», Сбербанк, которые предлагают администрациям городов технологии на условиях концессии, государственно-частного партнерства, лизинга.
Впрочем, даже интерес к проекту госкорпорации не гарантирует его быстрой и успешной реализации. И пример тому – Нижний Новгород, где внедрение «умных» остановок шло с большим скрипом. В 2018 году администрация Нижнего, как известно, заключила концессионное соглашение с ПАО «Ростелеком» о создании в городе 1000 «умных» остановок общественного транспорта. «Ростелеком» намеревался потратить на этот проект около 1,6 миллиарда рублей, а через 10 лет передать конструкции в собственность города.
Первые 134 остановки компания обязалась построить в 2019 году, но на деле в октябре 2019 года... демонтировала единственную пилотную остановку, установленную в ноябре 2018 года. Остановка исчезла с улицы после многочисленных жалоб горожан: в частности, металлические элементы быстро покрылись ржавчиной, также нижегородцы жаловались на холодную металлическую скамейку без спинки, хотя в первоначальном проекте она была деревянной и с деревянной же спинкой. «Ростелеком» сетовал на то, что для размещения «умных» остановок в Нижнем Новгороде ему необходимо собрать 1917 согласований, а концессионный доход оказался невелик.
Пока города и муниципалитеты пытаются внедрять разрозненные элементы «умного» города – кто «умные» остановки, кто «умные» счетчики, кто «умные» домофоны – в зависимости от понимания местными чиновниками проблем города, наличия денег в местной казне или готовности идти на различные формы государственно-частного партнерства, а также активности потенциальных подрядчиков.
Наталья ПАНКРАТОВА.