Виктор Кузнецов: акварелист-волшебник
Рассказываем об известном дзержинском художнике Викторе Николаевиче Кузнецове, который этой осенью отметил два юбилея: 50 лет преподавательской деятельности и свое 70-летие.
Нынешняя осень для художника Виктора Кузнецова особенная, дважды юбилейная: ровно 50 лет прошло с того момента, как он, выпускник Горьковского художественного училища, пришел преподавать в Дзержинскую художественную школу, и ровно 70 лет назад, 1 ноября, он появился на свет в семье основателя этой самой школы Николая Филипповича Кузнецова.
Для меня, человека без художественного образования, но все же имеющего вкус к творчеству, все картины делятся на те, которыми я бы хотела обладать, и на те, что вызывают недоумение. Акварели члена Союза художников Виктора Кузнецова я прямо вижу на стене своей гостиной, в которой уже прижились работы знакомых талантливых фотографов и художников из Дзержинска.
Эту технику поставила для себя поперек всех с юности, когда осознанно начала интересоваться искусством, с тех пор и считаю ее колдовством добрых волшебников. За акварелью у меня закрепились стойкие ассоциации: воздух, небо, свет, полет, море, вечность. Наверное, поэтому каждая такая работа останавливает мои внутренние часы и погружает в состояние тихого счастья.
Но тут я испытала на себе настоящий гипноз: акварели Виктора Николаевича Кузнецова – это не только камерное, малоформатное творчество, привычное для этой художественной техники, но и габаритные полотна, обычно ассоциирующиеся с маслом. В таких картинах, сами понимаете, в сто раз больше воздуха и объема. Несмотря на внушительные размеры, они выглядят легким облачком: у Виктора Николаевича дар превращать монументальное в невесомое.
А крупная форма здесь, пожалуй, еще одно подтверждение мастерства художника, ведь в акварельной технике писать надо быстро, пока соотношение воды и краски на бумаге не изменилось. Замешкался – получил не тот результат, а то и вовсе все испортил. Творчество без права на ошибку – такая вот она акварель.
Впрочем, не только акварель не терпит промахов – в педагогике, а это тоже творчество, они имеют куда более серьезные последствия.
За компанию
Наверное, с точки зрения событийности биография Виктора Николаевича очень короткая, ведь он почти всю жизнь проработал на одном и том же месте – в Дзержинской художественной школе. Лишь однажды, в голодные 90-е, сделал шаг в сторону: чтобы прокормить семью, вступил в творческий кооператив, который занимался оформлением интерьеров и зданий. После его закрытия немного поработал в Дзержинском театре драмы и вернулся к тому, с чего начал.
Так что сегодня в местной художественной школе Виктор Николаевич Кузнецов, пожалуй, старейший преподаватель – и по возрасту, и по стажу работы в ней. Аксакал художественного творчества и педагогики.
Мечтал ли он стать в детстве художником и преподавателем? Не мечтал. Про такие ситуации обычно говорят «плыл по течению» или «жизнь так повернулась», «само завертелось».
Научиться рисовать Виктору Кузнецову, видимо, было предопределено свыше, но не потому что папа-художник приложил руку к обучению сына секретам мастерства. Скорее, из-за того, что папа-директор частенько брал своего дошколенка в художественную школу. Она еще тогда располагалась на нынешней ул. Попова, рядом с тубдиспансером.
Дабы не скучать, Витя за компанию с ее учениками рисовал на занятиях. Учеба в художественной школе стала логическим продолжением каждого из этих обстоятельств. Между прочим, с удивлением узнала, что Виктор Николаевич обучался художеству вместе с моим бывшим коллегой по газете «Дзержинец», единственным в нашем коллективе выпускником Московского литинститута и, по сути, профессиональным писателем Александром Анатольевичем Волковым.
И как выяснилось, из известных не только с ним. После окончания художки Виктор все так же, за компанию с однокашниками, отправился поступать в художественное училище. Компания была немаленькой, а состояла она из Николая Бурдастова, Вячеслава Худиенко, Николая Самойлова, Виктора Смирнова и Петра Шаферова – в общем, из художников, оставивших в искусстве, а кто-то и в педагогике свой след.
Николай Самойлов, к примеру, с момента окончания училища так и директорствует в Кулебакской художественной школе. В конце 60-х – начале 70-х, объясняет Виктор Николаевич, когда в районах области только создавались учреждения начальной подготовки будущих художников, выпускников худучилища сразу же направляли в них руководителями: других-то кадров не было.
Первым делом – самолеты…
Виктор Кузнецов, по его признанию, не до конца осознавал, кем же он станет, когда закончит учиться и в худучилище. Впрочем, тогда это понимание было не главным: важно, что все они, друзья с детства, были вместе.
О будущем парень задумался чуть позже, когда его накрыла настоящая страсть. Нет, не к девушке: первой любовью для него стали самолеты. Виктор разрывался между Горьким и Богородском, между художественным училищем и аэроклубом. Иногда, не успев снять летную форму, так в ней и бежал на занятия. Педагоги в шутку называли ученика Кузнецова Чкаловым, относились к его увлечению с пониманием, но спуску не давали.
К слову сказать, в училище в то время боролись за каждого ученика, никого не выгоняли – тот, кто чувствовал, что не тянет, сам уходил. И даже хулиганам не указывали на дверь – просто отправляли на перевоспитание в армию, после нее доучивали.
Радикальные меры воздействия Виктору Кузнецову не понадобились: он научился-таки совмещать приятное с полезным без ущерба для обоих увлечений. Они, между прочим, у него так и шли всю жизнь рука об руку: одно – в статусе профессии, другое – как пожизненное хобби. Не поверите, но Виктор Николаевич даже в свои годы продолжает летать.
Часто небо и кисть переплетались – это когда он рисовал что-нибудь из «летного». Например, летчика-испытателя Горнаева – есть такой портрет руки Виктора Кузнецова. Видела собственными глазами и картину, где накренившийся самолет летит над каким-то озером, пытаясь вписаться между двух деревьев. Оказалось, что это полотно – воспоминание о шалости, которую не раз Виктор Николаевич с инструктором проделывали в дзержинских окрестностях.
Для меня это, конечно же, яркий штрих к портрету художника – отчаянного, лихого, горячего, так и не угомонившегося с возрастом. Теперь меня не удивляет, что в поисках сюжетов (свои-то, околодзержинские пригороды и Нижегородчину местные художники еще в молодости вдоль и поперек изрисовали) его заносило не только в Питер и Европу, как водится у живописцев, но и в Заполярье. А с виду такой сдержанный, даже как будто флегматичный.
Привить вкус к непреходящему
Сколько Виктор Николаевич написал картин за свою длинную художественную жизнь, я даже спрашивать не стала: едва ли он сам в состоянии их сосчитать. А вот насчет учеников, обученных им искусству отображать мир на холсте и бумаге, поинтересовалась: вышло около 400 человек.
Много это или мало? Все зависит от того, с какой точки посмотреть: если брать в расчет чисто технические навыки, то, наверное, много, а если взглянуть на обучение как на процесс воспитания души, то бесконечно много. Ведь знания распространяются в геометрической прогрессии, а если они духовные, то речь идет уже не просто о просвещении, а о преображении мира. И если даже одна душа, воспитанная на красоте, способна создать вокруг себя гармоничное пространство, то тут целых 400.
Разумеется, за 50 лет ученик сильно изменился – Виктор Николаевич это подтверждает. И не без сожаления воспоминает, что прежние дети умели фантазировать: поставишь им пластинку со сказкой, и они такого насочиняют – только диву даешься. Нынешние же ученики по любому поводу лезут в Интернет – срисовывают. А ведь когда-то это называлось плагиатом, за это двойки ставили. Да и мультгерои у современных мальчишек и девчонок совсем другие: говорящие, на ножках кусочки сыра с дырками, неизвестные науке страшные, уродливые зверьки.
И все равно Виктор Николаевич пытается учить так, как это делал всегда, – академически. Как принято в нашей дзержинской художественной школе, созданной его отцом и всегда славившейся не только в области, но и за ее пределами.
Стены школьного кабинета учителя Кузнецова увешаны не образчиками современного искусства, которые вверх ногами повесь – никто не заметит оплошности в течение 75 лет (на днях буквально такой случай произошел в немецком музее), а рисунками лучших дзержинских художников. Вот, на самом видном месте, карандашный этюд Владимира Смирного – того самого талантливейшего художника, создавшего в нашем городе с десяток потрясающих мозаичных панно. Есть в учебном классе и работа Николая Гусельникова – учителя отца Виктора Кузнецова и основателя культурного пространства в Дзержинске.
Пусть дети знают настоящих героев в лицо, пусть у них учатся! Вдруг, надеется учитель Виктор Кузнецов, да и удастся наставить их на путь истинный, привить вкус к непреходящему.
Елена СЕРОВА.