В школе искусств и ремесел им. А.С. Пушкина «Изограф» открылась выставка живописных и графических работ нижегородской художницы Екатерины ПАЧУРИНОЙ
Екатерина – инженер с красным дипломом. В 27 лет она решила кардинально изменить жизнь и поступила в художественное училище.
Для его недавней выпускницы это первая персональная экспозиция. Представленные произведения, созданные в 2020–2021 годах, объединены общей темой – рабочие будни судостроительного завода.
Центральное место занял большой монохромно выполненный эскиз «Спуск судна» для дипломной композиции по окончании училища. Сдержанная лаконичность выразительных средств присуща натурным этюдам в технике соуса и пастели, сделанным на «Окской судоверфи» в Навашине (поясним: соус – это графический материал, которым можно работать и по-сухому, и разводя его водой).
Если в советское время индустриальная тема пользовалась вниманием художников, то сейчас к ней обращаются чрезвычайно редко. Пожалуй, навскидку даже и не вспомнить современных работ, посвященных производству. Уже поэтому небольшая по объему выставка Екатерины Пачуриной необычна и интересна. А мы предлагаем читателям интервью с художницей.
– Екатерина Федоровна, благодарю вас за то, что согласились на интервью. Возможно, какие-то вопросы покажутся вам наивными, а какие-то – провокационными. Начну традиционно с вопросов о вас. Насколько я знаю, прежде чем поступить в художественное училище, вы окончили Нижегородский государственный технический университет. Чем же вызвана столь кардинальная перемена рода деятельности?
– Я думаю, что моя учеба в техническом университете была переменой рода деятельности, потому что я с удовольствием ходила в художественную школу и рисовала с большой радостью, пыталась поступить в строительный институт, но не прошла по баллам на бюджет. У меня была золотая медаль в общеобразовательной школе, мне надо было нарисовать на пять гипсовую голову Аполлона, и тогда бы меня взяли. Нарисовала на четверку и не пошла сдавать остальные экзамены. В тот момент я случайно попала на собеседование в политех и потом пять лет там училась, закончила с красным дипломом.
– И все-таки решили вернуться к искусству?
– Потом я работала по специальности своей, инженерной, а потом уже, гораздо позже, подумала, что, вообще-то, всю жизнь хотела рисовать, и даже архитектура тут была ни при чем: просто хотелось связать желание рисовать с профессией более серьезной. И посетила меня мысль лет в 27, что, если хотела рисовать, надо просто пойти и учиться рисовать. Узнала, что в художественное училище принимают независимо от возраста, записалась на курсы и решила поступать.
Екатерина Пачурина в июне 2021 года окончила Нижегородское художественное училище, где ее руководителем был заслуженный работник культуры РФ Юрий Михайлович Буров, известный художник и педагог с многолетним стажем. А в сентябре началась ее преподавательская деятельность в «Изографе», где она ведет занятия по основной для учебного заведения образовательной программе «Акварель, рисунок, композиция».
– Несколько нескромный вопрос. В училище обычно приходят после 9-го или 11-го класса. Комфортно ли было вам, взрослому человеку, учиться в одной группе со вчерашними школьниками?
– Во-первых, со мной училась одногруппница моего возраста, а во-вторых, мне повезло с участниками нашей группы, потому что, несмотря на свой довольно юный возраст, они достаточно цельные личности, с которыми было интересно. Наоборот, я, может быть, там прожила эмоционально что-то не допрожитое ранее в этой среде, такой творческой, молодой. Это было здорово. Преподавателем курса у нас был Юрий Михайлович Буров. Это самая важная фигура среди педагогов училища для меня и для многих-многих студентов.
– Все представленные на выставке работы посвящены труду нижегородских кораблестроителей. Чем обусловлен интерес к этой теме?
– Это интерес, обусловленный моей семьей, потому что у меня династия кораблестроителей: бабушка, дедушка строили корабли, папа тоже. Там, где я жила в детстве, в городе Навашино, есть кораблестроительный завод «Окская судоверфь». И мне захотелось почтить память моего деда Николая Федоровича Терешкина, который был директором этого завода, и я захотела свою дипломную работу написать на тему судостроения. Стоило немалых трудов попасть на действующее предприятие. Ситуация еще осложнилась пандемией коронавируса. Если и раньше на промышленном предприятии не особо кого-то ждали, то в период пандемии не ждали совсем. Я совершила несколько попыток попасть на завод – одна из них увенчалась успехом. Меня все-таки пустили. Все было официально, было написано письмо от училища с просьбой разрешить студентке пройти преддипломную практику. Я посещала действующие цеха под присмотром инженеров по охране труда.
– Это редкая возможность. Профессиональные художники позавидуют…
– Да я сама себе завидую: там было очень хорошо и интересно. Было ощущение того, что я делаю что-то важное, полезное.
– Как вы полагаете, для художника важнее постоянный поиск новых сюжетов, впечатлений, идей или же выбрать для себя определенную тему и разрабатывать ее, находя все новые аспекты? Как делает, например, наш с вами общий знакомый Александр Осминин, который всю жизнь пишет виды своих родных мест в Спасском районе. Вроде бы изображены одни и те же мотивы, но ощущения однообразия от его картин нет.
– Я думаю, здесь нет и не может быть какого-то одного универсального ответа: каждый художник отвечает на этот вопрос сам. Я пока не пришла к ответу. У меня сейчас вообще стадия паузы, перерыва, видимо, я осмысляю все, что было получено в училище. Я не имею наполеоновских планов и достаточно трезво расцениваю свои способности творческие. Они не являются запредельно великолепными, вполне средние.
Это правильно и хорошо, когда у человека есть разные интересы и в течение жизни он себя не сковывает одной темой, а позволяет себе пробовать что-то новое. Я не считаю, что надо получить одну профессию и всю жизнь трудиться по ней. Не считаю, что надо сосредоточиться на одной творческой теме. Я призываю всех следовать за своими новыми интересами.
– Однако согласитесь, может получиться так, что человек попробовал понемногу свои силы в разных сферах и нигде не достиг глубоких результатов…
– Это уже начинается философия. Кому-то важна конечная цель, а мне важен процесс, чтобы он приносил удовольствие и пользу окружающим и мне. Если судить о грандиозных результатах в науке, искусстве… Человек ставил цель и достигал ее, но это не является мерилом счастья, скорее, наоборот, несчастья. Я не ставлю такой цели, чтобы все складывать на ее алтарь. Стараюсь заниматься тем, что интересно.
– Творчество кого из мастеров классического искусства для вас наиболее интересно?
– Здесь я не буду оригинальна. Если мы говорим о реализме, то это Репин, если в меньшей степени о реализме, то Врубель. Из зарубежных мне нравится Климт своей декоративностью и тем, что у него отличная живопись.
– А кого бы вы выделили среди современных российских и зарубежных художников?
– Возможно, я не доросла до понимания современного искусства…
– Уточню: я не имел в виду перформансы, инсталляции и прочие тому подобные вещи. Речь идет о современности как чисто хронологическом понятии.
– Да, банан, повешенный на стену, – это точно не мое. Скажу только о нижегородских художниках. Крупным мастером считаю Юрия Бурова. Мне очень нравится, как пишет Дмитрий Ганин. Есть хорошие авторы, с творчеством которых я знакома в сети «Инстаграм». Для меня общий вектор такой: это реализм, непохожий на праздничный леденец. Я люблю, чтобы палитра была более сдержанной, не кричащей.
– Сложно ли сейчас молодому художнику в Нижнем Новгороде сделать творческую карьеру? Я имею в виду не столько известное имя и высокие цены на картины, сколько профессиональный рост.
– Когда у человека есть желание чего-то достичь, то в любом случае это не сложно, и в Нижнем Новгороде есть все возможности. Главное, можно выставляться.
– Многие художники старшего и среднего поколений сетуют на отсутствие полноценной профессиональной среды, на разобщенность областной организации Союза художников, на отсутствие ярких культурных событий. У вас же позитивный взгляд.
– Да, у меня позитивный взгляд. Культурную жизнь делают те, кто участвует в этих сообществах. Так, может быть, стоит не жаловаться, а своими силами делать атмосферу более дружелюбной?! Вообще, я просто далека от всех этих проблем, потому что в художественном сообществе человек во многом случайный. Не могу охарактеризовать себя именно как художницу: в мои интересы входит многое другое – например, поэзия. Стихов я сейчас пишу больше, чем картин, гораздо больше.
– Как вы считаете, достаточно для художника получить среднее специальное образование или все же необходимо окончить творческий вуз, чтобы стать по-настоящему значительным мастером?
– Образование обогащает, расширяет кругозор, но ни в коей мере не является критерием творческого успеха. Можно получить отличное образование и не состояться как художник, а другой нигде не учился и пишет интересные картины. Образование, конечно, важно, но оно – не основное в искусстве. А что основное, никто не знает. Описать и формализовать это невозможно.
Записал Сергей АКИМОВ.