В Нижегородском художественном училище состоялась защита дипломных работ по специальности «живопись»
Искусствовед Сергей АКИМОВ проанализировал произведения 19 молодых ходожников.
15 июня в Нижегородском художественном училище состоялась защита дипломных работ по специальности «живопись». Свои произведения на суд государственной экзаменационной комиссии представили 19 выпускников.
Кто-то из них совсем скоро будет поступать в творческие вузы, кто-то начнет работать, но для каждого – точнее, каждой, потому что молодых людей на этом курсе не было, только девушки – завершен первый и, быть может, самый важный этап профессионального становления.
Работы оказались совсем не детскими
Классическая система художественного образования, сложившаяся в нашей стране в советское время и включающая три ступени: школу, училище, институт – давно показала свою эффективность. Сейчас в ней произошли серьезные и не всегда полезные перемены. Абитуриенты нередко поступают в вуз, минуя этап среднего специального образования, и преподаватели оказываются перед необходимостью обучать их буквально азам мастерства вместо того, чтобы развивать уже имеющиеся навыки. Именно в училище закладывается фундамент профессионализма будущего художника, тогда как задача высшего художественного образования состоит несколько в ином: в том, чтобы сформировать яркую и глубокую индивидуальность, сделать из начинающего живописца, графика или скульптора подлинного творца.
Руководителями большей части дипломных работ в этом году были опытные мастера и педагоги: заслуженный художник РФ, почетный член Российской академии художеств Вячеслав Грачев и заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук Николай Ростовцев. Оба посвятили преподавательской деятельности не один год: В.Ю. Грачев трудится в НХУ с 2009 года, Н.А. Ростовцев – с 2006 года. Также несколько работ были выполнены под руководством известного живописца, члена Союза художников России Валерия Крылатова и молодого преподавателя Марии Егоровой, недавней выпускницы Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В качестве рецензентов выступили живописец, педагог детской художественной школы города Семенова, член Союза художников России Алексей Ляшков и искусствоведы, сотрудники Нижегородского государственного художественного музея Ирина Миронова и Ирина Маршева.
Для читателей, не оканчивавших художественных училищ и институтов, следует сказать несколько слов о том, как проходит защита, потому что она отличается от того, как защищают свои дипломы будущие инженеры, экономисты или филологи. Студент должен представить не только живописное произведение, но и подготовительный материал к нему: от первых набросков, фиксирующих идею, до тщательно проработанного тонального композиционного эскиза. Все это расставляется перед комиссией на мольбертах, и автору нужно кратко прокомментировать свою работу с точки зрения выбора темы и выразительных средств. Наличие эскизов и этюдов позволяет увидеть не только объем проделанного студентом труда, но и его способность вести длительную последовательную работу над сюжетной композицией. Нередко случается так, что эскизы содержат более интересные художественные находки, чем итоговое полотно. Участвовать в обсуждении представленной композиции могут не только экзаменаторы и рецензенты, но и любой из присутствующих в зале.
Сюжеты дипломных работ 2023 года были весьма разнообразны. Это и историческое событие – венчание Михаила Романова на царство (картина Ангелины Исаевой), и красочная экзотика восточного быта (Дарья Широкова, «Большой базар»; Диана Забелина, «Индийская лавка»), и православная тема (Ксения Цыцына, «Жизни путь»). Ряд композиций был посвящен таким всегда привлекательным для художника темам, как семья, детство, дружба: «Семейный портрет» Софии Ермолаевой, «Детство» Дарьи Бородиной, «Гладиаторы» Екатерины Рычаговой (речь не о кровавом древнеримском развлечении, а об игре мальчишек), «Выпускники» Софии Юшковой.
Очень по-разному была раскрыта тема творчества. Мария Голубева сделала это через тематический натюрморт, изображающий уголок мастерской («Натюрморт. Память о…»), Полина Малежина – через портрет конкретного человека («Мастерица»), а Ксения Цветкова изобразила сцену беседы преподавателя и студентки, обсуждающих рисунки («Наставничество»).
Наконец, одна из выпускниц откликнулась на современные события на Донбассе, сделав сюжетом своей картины прощание молодого солдата с женой перед отправкой в зону СВО (Нина Шукова, «Луч света»). Осень, хмурое небо, ждущий автобус, и на фигуры прощающихся падает солнечный луч. Композиция получилась несколько наивной, не лишенной недочетов в колорите и деталях, но трогательной. Тем более что не так часто встречаются дипломные работы, имеющие актуальное общественное звучание.
Не менее разнообразны были выразительные средства, использованные авторами. Обращает на себя внимание то, что лишь некоторые выпускники придерживались последовательно реалистического метода. Многие же прибегли к различным способам стилизации: кто-то предпочел форму декоративной композиции, кто-то обратился – на наш взгляд, малоудачно – к композиционным схемам древнерусской иконописи. Так поступила С. Ермолаева, поместив групповой портрет своей семьи под свод храмовой арки, украшенной образами соименных изображенным людям святых. Даже те, кто взялся за чисто бытовые сюжеты, не столько придерживались гармоничного равновесия выразительных средств, сколько форсировали какой-то один прием. Это имело место в работах нескольких студенток Н.А. Ростовцева. Например, в упомянутом «Наставничестве» К. Цветковой яркий и при этом какой-то белесый свет из окна противопоставлен остальному пространству интерьера, видимому словно сквозь легкую дымку. Это позволило замаскировать недочеты перспективного построения и недостаточно отчетливую и материальную моделировку предметной обстановки. Не случайно в обсуждениях не раз звучала фраза, что умозрительное, выдуманное преобладает в студенческих работах над внимательным изучением натуры.
С другой стороны, вызывает уважение то, что выпускники не побоялись взяться за решение весьма непростых художественных задач и в большинстве своем серьезно и ответственно подошли к делу. Как сказал один из членов ГЭК, «мы ждали увидеть почти детские работы, а они оказались совсем не детскими».
Проявили студенты и определенную творческую самостоятельность, не впав в зависимость от манеры своих учителей. Преемственность начинающего художника по отношению к наставнику – вещь естественная и полезная, но она не должна превращаться в подражание и предполагает обретение в дальнейшем собственного видения и почерка. Так, ученики В.Ю. Грачева нередко прямо ориентируются на его манеру. Творчество Вячеслава Юрьевича – одно из незаурядных явлений современного отечественного искусства, и студентам нелегко устоять перед притягательностью его эффектной живописной манеры, сочетающей академические традиции с приемами монументального искусства и отчасти плаката. На этот раз откровенно подражательных работ не было ни у одного из руководителей.
Несомненные удачи
Рассказать обо всех дипломных композициях нет ни возможности, ни необходимости, но на двух произведениях хотелось бы остановиться подробнее. Не только потому, что они удачны, но и потому, что демонстрируют те качества, тот уровень владения мастерством и подход к созданию образа, которые в первую очередь должны формироваться на стадии обучения в училище.
Первая работа – «Провинциалки» Дарьи Барановой (руководитель – В.Ю. Грачев) – сочетает в себе черты портрета и бытового жанра. Художница изобразила себя и подругу, в пейзаже узнается родной город автора – Ковров Владимирской области. Черные пальто девушек, светло-серое пасмурное небо, на фоне которого фигуры смотрятся четкими силуэтами, заснеженная улица образуют предельно сдержанную и благородную в своей простоте цветовую гамму. Это пример того, что для создания колористической гармонии вовсе не требуется задействовать всю палитру. Девушки смотрят в разные стороны, но их фигуры очень удачно объединены, присутствуют естественность движения, автор довольно уверено владеет рисунком, умеет четко построить форму. Но наряду с сугубо формальными достоинствами в картине Дарьи есть настроение, переданы характеры героинь, отчего внешне незамысловатый портрет воспринимается как обобщенный образ современного поколения. При обыденности сюжета и лаконичности выразительных средств достигнута подлинно художественная глубина.
В портрете «Дедушка» Анастасии Ушковой фигура пожилого мужчины помещена на фоне панорамного пейзажа, в котором с первого взгляда узнаются волжские просторы около Кстова, в поселке Работки. Автор выбрала для портретируемого профильный разворот, который исключает развернутую психологическую характеристику, поэтому об изображенном человеке говорит не столько его лицо, сколько обстановка вокруг. Ушанка на голове, стоящие рядом ружье и лыжи, висящая на балконе связка сушеной рыбы создают образ заядлого охотника и рыбака. Композиция портрета спокойна и уравновешенна, мягко написан впечатляющий своим размахом зимний пейзаж, чувствуется опыт работы студентки на пленэре. Задача объединить фигуру и окружающее пространство, так чтобы персонаж не казался наклеенным на фон, подчас бывает сложна и для многих профессиональных живописцев. Выпускница с ней справилась довольно уверенно. И конечно, подкупает то, что все изображенное взято непосредственно из жизни.
Совсем недавно, в 2021 году, Нижегородское художественное училище отметило 100-летие. Путь длиной в век – это преемственность поколений, высокий педагогический уровень и авторитет в профессиональном сообществе, это сотни выпускников, многие из которых внесли вклад в культуру нашего региона и всей страны. Мы желаем преподавательскому коллективу НХУ достойно продолжать и развивать традиции нижегородского искусства и образования, а всем выпускникам этого года – состояться в выбранной профессии, реализовать свой талант.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.