В День города после многолетнего перерыва возобновила работу ярмарка прикладного творчества «Дзержинский Арбат»

«Репортер» собрал мнения дзержинских художников и неравнодушных горожан о новом культурном пространстве нашего города.
Смена локации
Несколько лет назад так называемый «Дзержинский Арбат» функционировал в районе сквера Патоличева, на перекрестке проспекта Циолковского и улицы Урицкого, исключительно по большим праздникам вроде того же Дня города. Однако по неизвестным причинам три года назад было заявлено, что «Дзержинский Арбат» переезжает на Парковую аллею и заработает сразу после благоустройства пространства аллеи. И вот – свершилось.
«Думаю, через некоторое время бренд «Дзержинский Арбат» станет узнаваемым, а обновленная пешеходная Парковая аллея станет не просто проходной зоной, а получит новое смысловое наполнение, став местом встречи художников и мастеров», – отметил глава города Иван Носков.
Предполагается, что новая локация на Парковой аллее отныне будет работать постоянно. Для начала один раз в неделю. А там как пойдет. А пойдет ли?
Другой формат
Скажем сразу, что в предлагаемом вашему вниманию материале не говорится о любителях аргентинского танго, торговцах бижутерией и разного рода сувенирами. Говорим только о художниках в прямом смысле слова – мастерах живописи и графики. Большинство художников, которых мы опросили, узнали о начале работы «Дзержинского Арбата» совершенно случайно. По сарафанному радио.
Например, Алексей Аникин услышал о новой городской художественной локации от коллег, но участвовать отказался.
«Если бы пригласили официально, я бы сходил посмотреть как гость», – говорит Алексей. Главная причина отказа: формат живописных работ Аникина, как считает сам художник, не предполагает уличных выставок.
«Человек вышел погулять в выходной день, он может купить мороженое или сувенирчик за тысячу рублей, но никак не картину за 100 тысяч», – объясняет Алексей.
«В Дзержинске живет не такое большое количество покупателей, готовых заплатить высокую цену за картину», – вторит Аникину владелец мастерской миниатюрной живописи Евгений Лебедев.
Мастерская Евгения и Евгении Лебедевых активно участвует в коммерческих художественных выставках по всей России (одна-две выставки в месяц). В принципе, Лебедевы готовы попробовать поучаствовать в мероприятиях такого плана и в Дзержинске. С другой стороны, «формат выставки на улице – не для нас. Нам, например, важны освещение для работ и достаточно камерная обстановка», – говорит Евгений Лебедев.
Художник для стенда?
Другая претензия художников: маловато стендов на Парковой аллее, где отвели место художникам. «Не получается вывесить столько картин, сколько хочется», – сетует Яна Федотова. Устроители выставки попытались было сделать ход конем: предложили художникам вешать картину с обеих сторон стенда. Но художники единодушно отказались от такой развески. На обратной стороне стендов – забор и сорная трава.
«Туда никакой дурак не пойдет», – решили художники и повесили свои работы на стенды только со стороны аллеи.
«Получается не стенд для художника, а художник для стенда», – возмущается Яна. Федотова, кстати говоря, была одной из наиболее активных сторонников возрождения «Дзержинского Арбата» на Парковой аллее. Она и сейчас готова стоять там хоть каждый день и продавать свои работы. Тем более что Федотова в День города первой продала картину маслом с изображением одного из символов города – дома со шпилем. Покупателем оказался экс-депутат городской Думы и Законодательного собрания Нижегородской области Валерий Осокин.
Некоммерческая история
Ключевой вопрос: будут ли с резидентов ярмарки мастеров брать деньги за место? По нашей информации, с художников первоначально предполагалось брать по 860 рублей в день за аренду стендов. Однако абсолютное большинство живописцев и графиков, включая самых маститых, с порога отказались платить деньги за участие в выставке под открытым небом. И устроителям пришлось пойти на попятную. Что будет дальше, пока не очень понятно. Коммерческая отдача пока явно оставляет желать лучшего. Неужели устроители считают, что художники – настолько бескорыстные патриоты своего города, что готовы выставляться себе в убыток?
«Я считаю, что никаких денег брать с художников не надо, кроме случаев, когда это будут какие-то откровенно коммерческие проекты, – говорит член Общественной палаты Дзержинска Игорь Пронин. – Им еще и доплачивать надо, по большому счету. «Дзержинский Арбат» – это некоммерческая история. Если брать деньги, это все испортит».
У художников – большие затраты. И душевные, и материальные: краски, холст. И не факт, что на Парковой они смогут что-то продать. Посудите сами, в День города, когда на Парковой аллее отметилось огромное количество людей, за несколько часов стояния у стендов выставленные работы были куплены только у трех (!) художников.
«Я знаю, что некоторые очень расстроились, потому что у них ничего не купили. Не надо пока про деньги», – считает художник Ольга Устинова.
Халява, плиз
Одна из самых известных в Дзержинске художниц Ольга Устинова была, что называется, хэдлайнером обновленного «Дзержинского Арбата». К моменту открытия выставки у Ольги Александровны почти не осталось готовых картин в наличии, чтобы достойно выставиться на Парковой: все распродала.
Устинова пришла туда в День города, чтобы поддержать коллег. Ради святого дела даже не поехала на выходные на дачу. А поскольку сидеть сложа руки она просто не умеет, Устинова стала рисовать портреты всех желающих. Заметим, рисовала Устинова совершенно бесплатно. Как на реальном столичном Арбате во времена расцвета.
Кроме Устиновой, в тот день на Парковой аллее находились художники, готовые нарисовать портрет – хоть живописный, хоть графический. Но по твердым рыночным расценкам. Однако спросом они почему-то не пользовались. А вот «халява, плиз» от Устиновой моментально вызвала ажиотаж среди горожан.
К Ольге Александровне мгновенно «слетелись, как пчелки» (выражение художницы) преимущественно мальчики и девочки, желающие заполучить бесплатный шарж от самой Устиновой. В течение дня художница нарисовала не менее трех десятков графических шаржей гостей и жителей города. Были среди портретируемых и взрослые. Двое из них даже перечислили в качестве благодарности Ольге Александровне какие-то символические деньги.
Устиновой затея в целом понравилась. Другое дело, что у Ольги Александровны имеется своя собственная художественная галерея в одном из офисных центров города. Устинова – художница раскрученная. Ее работы хорошо покупают в Дзержинске, в Нижнем и по всей России и без участия в «Дзержинском Арбате».
Но похоже, Ольга Устинова – одна такая бессребреница в нашем городе. Да и придет ли Ольга Александровна в следующий раз на «Дзержинский Арбат», чтобы «потренироваться» в портретной графике, – вопрос.
Туристическая история
Для кого организован «Дзержинкий Арбат»? Безусловно, администрация города хочет подарить городу новое арт-пространство. Это правильно. Но нужно ли это самим дзержинцам? Если судить по первому дню, пока не очень. Арбат в Москве (который, кстати говоря, давно закрылся) и так называемый забор на улице Большой Покровской в Нижнем Новгороде, где художники выставляют на продажу свои картины, – это прежде всего туристическая история. Понятно, что мэрии приятно иметь в центре города постоянно действующее арт-пространство (не хуже, чем в столицах), которое не стыдно показать гостям, желающим, например, купить картину или сувенир на память о Дзержинске. Но некоторые детали работы «Дзержинского Арбата», как показал День города, пока не очень продуманы. Посмотрим, что будет дальше.
Марина ФЕДОРОВА.