В Центральном парке Дзержинска уже осенью будет установлено новое колесо обозрения
Оно будет всего на метр выше прежнего.
Стоимость нового колеса обозрения – 25 миллионов рублей. Как можно предположить, немало средств потребуется и на дальнейшее содержание аттракциона. При этом никаких конкретных планов по дальнейшему развитию парка у городских властей, судя по всему, как не было, так и нет.
По официальной версии, с предложением установить в Центральном парке колесо в администрацию обратилась инициативная группа из пяти человек, собравшая в свою поддержку подписи двух тысяч дзержинцев. Ну а городские власти, понятно, не могли отказать.
«Колесо обозрения всегда было в парке. С ним связано мое детство, многие поколения детей катались на нем. Люди охотно поддержали инициативу, потому что хотят видеть в парке аттракционы», – пояснила «Репортеру» руководитель инициативной группы Мария Копылова.
Впрочем, злые языки утверждают, что истинным инициатором проекта явилось само же руководство администрации, а инициативная группа выступила лишь прикрытием. В пользу этой версии свидетельствует та удивительная быстрота, с которой было принято решение и обнародованы параметры аттракциона, а также размещенные в Интернете фотографии бланков для сбора подписей за установку колеса – их распространял среди подведомственных школ один депутат.
Имитация народовластия?
Установка колеса обозрения, как известно, станет первым инициативным проектом по благоустройству города, который реализуется у нас в рамках так называемого инициативного бюджетирования. Его давно и упорно продвигало в российскую глубинку Министерство финансов РФ.
В начале нынешнего года вступил в силу закон об инициативных проектах, заложивший правовые основы для развития практики инициативного бюджетирования на муниципальном уровне. Преследуется благая вроде бы цель – вовлечь жителей в процесс принятия решений о расходовании бюджетных средств. Однако же на деле, как можно предположить, получилась очередная имитация народовластия.
Согласно инструкции, размещенной на сайте городской администрации, инициативному дзержинцу, который захочет благоустроить какой-то участок города, надо «всего лишь» найти единомышленников, собрать пакет документов, организовать и провести опрос жителей района, привлечь экспертов, например: управляющие компании, ТСЖ, проектировщиков, специалистов по благоустройству, краеведов, волонтеров – создать проект, произвести расчеты.
Затем ему необходимо заручиться поддержкой остальных жителей – собрать определенное количество подписей. В случае утверждения проекта придется принимать непосредственное участие в его реализации, не исключено, что финансовое.
Многие ли из нас смогут пройти эти круги ада без административного ресурса? Думаю, изначально предполагалось, что городским властям придется брать организацию процесса на себя.
В бюджете на 2021 год на реализацию инициативных проектов заложено 40 миллионов рублей. Вот чиновники администрации, по слухам, и решили одним большим проектом освоить большую часть «инициативных» средств (вместе с установкой колеса обозрения на него предполагается потратить порядка 30 миллионов рублей).
Двоякая ситуация
Многих такой поворот событий удивил, так как ожидалось, что деньги будут потрачены на какие-то более приземленные нужды: все-таки есть проблемы поважнее.
«Ситуация, конечно, двоякая. С одной стороны, у нас в городе есть масса проблем, для решения которых требуется финансирование, и есть мнение, что инициативные проекты должны быть направлены на благоустройство придомовых территорий – например, на асфальтировку детских площадок. Мое мнение другое: давайте не путать программу «Формирование комфортной городской среды» и инициативные проекты. С помощью инициативных проектов должны благоустраиваться территории, которые имеют значение для всего города», – уверен депутат Александр Терентьев, член комиссии по оценке инициативных проектов.
С ним солидарен его коллега Сергей Смирнов: «Нормальная общегородская инициатива, полномасштабный проект. Можно было бы разделить деньги всем дворам по миллиону и заасфальтировать тротуары, но я думаю, что для этого есть и другие бюджетные проекты».
Самый убыточный аттракцион
Однако, решив проблему освоения денег, городская администрация может в дальнейшем получить другие финансовые проблемы. По словам технического работника, несколько лет обслуживающего аттракционы при арендаторе, колесо обозрения было не самым популярным аттракционом у дзержинцев, зато самым убыточным.
«Поначалу всем казалось, что люди по нему соскучились (большое чертово колесо стояло в парке в советское время, но в лихие девяностые было демонтировано. – Прим. ред.). В 2018 году его установили, но заполнено оно было только первый месяц, иногда даже очереди у кассы стояли. Потом же спрос резко снизился, колесо крутилось почти пустым, были заполнены одна-две кабинки. Удовольствие-то не дешевое. Один раз прокатился – и всё. При этом аттракцион очень энергозатратный, много масла жрет», – свидетельствует мой собеседник и добавляет, что посетителям больше всего нравился зоопарк, а из каруселей – детские цепочки.
На те же грабли?
Колесо, появившееся в парке при арендаторе, многие критиковали за небольшие размеры – 27 метров в диаметре. По габаритам оно явно проигрывало предшественнику, стоявшему в парке в советское время, и которое еще хорошо помнят люди старшего поколения. Диаметр колеса, которое планируется установить осенью, – 28 метров, плюс двухметровые «ноги». Разница, согласитесь, не принципиальная.
Среди преимуществ аттракциона – его новизна: колесо, как обещают власти, приедет в Дзержинск прямо с завода, а еще кабинки с подогревом – работать оно сможет круглогодично.
Как бы то ни было, по словам специалистов, чтобы горожане потянулись в парк, а дирекция по управлению парками, созданная администрацией, могла как-то свести концы с концами, разных аттракционов и других развлечений там должно быть много.
«Решение должно быть комплексным: кто-то захочет на колесе прокатиться, кто-то на другом аттракционе, кто-то в кафе посидеть, кто-то в зоопарк сходить. Пока же парк благоустроили и повесили мертвым грузом на муниципалитет: сотрудники дирекции получают зарплату, а еще надо платить налоги, содержать и территорию. Администрация наступает на старые грабли. В советские времена парк был полностью на содержании бюджета. У дзержинских предприятий было много денег, они охотно вкладывали их в соцсферу, в парк. А потом деньги кончились и началась разруха», – говорит наш собеседник.
Куда вывезет кривая
И действительно, пока создается впечатление, что никаких конкретных планов в отношении дальнейшего развития парка у городских властей нет, решения принимаются исключительно ситуативные. А потом – куда кривая вывезет.
В администрации обещают, что одним колесом обозрения установка аттракционов не ограничится.
«После благоустройства парка в любом случае аттракционы будут установлены. Это везде анонсировано, об этом говорил глава города, они будут в обязательном порядке, только не старые, а новые», – сообщили «Репортеру» в пресс-службе мэрии. При этом никаких конкретных сроков не назвали.
Нет единства мнений по этому поводу и среди народных избранников, включенных в комиссию по оценке инициативных проектов.
«В парке будет создана группа, которая имеет право заниматься коммерческой деятельностью. В перспективе это (расходы) ляжет не на муниципальный бюджет, а на бюджет самого парка, у них будет своя финансовая деятельность», – уверен депутат Юрий Шахунц.
У его коллег такой уверенности нет.
«Вопрос дальнейшего содержания аттракциона затрагивался на заседании комиссии по оценке инициативных проектов. Нам было сказано, что расходы будут заложены в бюджете дирекции по управлению парками. В идеале, конечно, колесо должно окупаться, но не любой ценой: стоимость билетов должна оставаться приемлемой. Если же аттракцион не будет окупаться, естественно, муниципалитет вынужден будет компенсировать убытки – это же муниципальная собственность, не частная, – рассуждает депутат Виктор Романов. – Конечно, планируется устанавливать и другие аттракционы – но пока чисто теоретически, никаких конкретных решений по этому поводу не принято. Вопрос, как это сделать: за муниципальный счет или в рамках какого-то партнерства с коммерсантами. Прорабатываются разные варианты».
«Я глубоко убежден, что колесо обозрения в Дзержинске не может быть окупаемо ни в каком формате из-за низкого трафика. Билет на аттракцион у арендатора стоил 150 рублей, и многим дзержинцам казалось, что это дорого. Сейчас депутаты предлагают установить льготы для определенных категорий дзержинцев – например, многодетных семей. Естественно, будут дотации из бюджета, откуда же еще они еще возьмутся», – полагает депутат Гордумы Евгений Минервин.
И все-таки, по мнению думца, установить колесо стоит: «Колесо обозрения было у нас и в советские времена, и в арендованном парке – там его частник ставил, оно, безусловно, пользовалось спросом. Городской парк без колеса обозрения – все-таки смотрится непривычно».
Наталья ПАНКРАТОВА.