«У нас все школы хорошие!»
Заместитель директора департамента образования администрации Дзержинска Юрий БАРК – об очередях в статусные школы, ЕГЭ и современных технологиях в школах.
Образование является важной частью жизни человека. Быть образованным – значит, уметь ориентироваться в окружающем мире, иметь свое мировоззрение, накапливать и передавать уникальный опыт. В преддверии нового учебного года мы попросили рассказать о системе образования в нашем городе заместителя директора департамента образования администрации Дзержинска Юрия Александровича БАРКА.
– Сейчас в муниципальной системе образования 39 школ, – начинает разговор Юрий Александрович. – Из них два специальных коррекционных учреждения, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья; две основные школы, где дети учатся с первого по девятый класс; остальные – средние.
Есть так называемые статусные школы. Их у нас на сегодняшний день шесть: одна гимназия, один лицей и четыре школы с углубленным изучением отдельных предметов.
– В каких школах Дзержинска сегодня ребенок может максимально раскрыть свой потенциал и приобрести глубокие знания по предметам? Какие школы у нас считаются престижными?
– У нас все школы хорошие.
– Безусловно, так и должен отвечать руководитель. И все же…
– Ну, конечно, это те школы, которые не первый год дают высокие результаты в подготовке учащихся. А эти результаты мы оцениваем по выступлениям ребят в конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. Самой значимой и весомой является Всероссийская Олимпиада школьников. Она стартует 1 сентября и включает в себя несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и, наконец, заключительный – всероссийский.
Если судить по результатам прошлого года, то лидирующее место у нас занимают гимназия №38 и школа №2 с углубленным изучением физико-математических предметов. Учащиеся школы №7 неплохо показывают себя.
Есть ребята и из обычных школ, которые тоже показывают хорошие результаты. Например, ученики 39-й школы второй год подряд выходят на региональный этап Всероссийской олимпиады школьников. В 13-й школе, правда, один ученик, но все же прошел на региональный этап олимпиады, и это тоже весьма неплохой результат.
Кроме того, средний балл по итогам Государственной аттестации в этих школах тоже достаточно высокий и несколько отличается от других.
– Насколько трудно поступить в статусную школу? Очереди существуют?
– Очереди существуют. Но мы стараемся, чтобы их было как можно меньше. Например, сейчас заявление о приеме в 1 класс можно подать, придя в школу лично, а также подать его через сайт Госуслуги, через МФЦ.
– Как в этом году ребята сдали Единый Государственный экзамен? Лучше, чем в прошлом году?
– Если говорить в среднем, то в 2019 году выпускники лучше сдали профильную математику – средний балл по предмету составил 56,5% (экзамен сдавали 900 учащихся), в предыдущем году средний балл составил 53%. Если брать 2017 год, то средний балл по математике был 46%.
Средний балл по русскому языку остался на прежнем уровне – 72,3%, он достаточно высокий и, что радует, стабильно держится – русский язык дзержинские выпускники знают хорошо.
У нас выросло число стобалльных результатов. В 2017 году их было 9, в прошлом году – 12, а в 2019 – 14. Это тоже определенный показатель.
Условия получения медалей за особые успехи в учении в этом году стали жестче. В предыдущие годы нужно было сдать все экзамены, а 10 и 11 классы закончить на одни пятерки, и медаль – твоя. В этом же году, если математику и русский ты сдал менее чем на 70 баллов, то медаль уже не получишь. И все же 69 выпускников у нас в 2019 году удостоились медалей за особые успехи в учении.
– Сколько выпускников в этом году поступило в вузы?
– Пока у нас еще нет такой информации. В высших учебных заведениях продолжается зачисление, но, судя по прошлому году, ребята поступают и в Москву, и в Санкт-Петербург, и в Нижний Новгород, и в Дзержинске остается достаточно большое количество выпускников.
Ребята в основном поступают на бюджетные места – это то, что касается одиннадцатиклассников.
Что касается учащихся 9-х классов, то у нас по завершении обучения около 50 процентов ребят уходят в средне-профессиональные организации, часть покидает пределы Нижегородской области, и где-то 49% остаются в 10-х классах, – это те, кто принципиально намерен сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз.
– Раньше в школах были специализированные классы с ориентацией на будущую профессию, сохранились ли они сейчас?
– У нас есть профильные классы. Вообще, на уровне средней школы существует три категории классов: просто общеобразовательные классы, профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов. Скажем, 22-я школа углубляет изучение французского языка, гимназия – английского языка, химию и биологию более широко изучают в 7-й школе, математику – в лицее №21, 2-й школе, 23-й школе. А также есть профильные классы, в основном, двух направлений – естественно-научного и технического.
В советское время были специализированные классы – медицинские, спортивные и так далее, но сейчас мы от этого ушли, так как учебный план не позволяет этим заниматься. В перспективе, возможно, в школах опять к этому вернутся. Потому что через год мы выходим на новый стандарт среднего общего образования, где помимо углубления предметов, будет иметь место еще и практика. Ребята будут работать над проектами, и возможно, там пойдет целенаправленная работа с ориентацией на предполагаемую профессию.
– А сколько учащихся в этом году сядет за парты в Дзержинске?
– Более 22 тысяч ребят в этом году пойдет в школу. Первоклассников у нас 2,5 тысячи. Одно время у нас был демографический провал, когда в школу пошли дети, рожденные в середине 90-х годов. Сейчас мы достигли стабильности, и на протяжении последних трех лет менее двух тысяч детей в школу не приходит.
– Люди старшего поколения, сравнивая советскую и современную школу, говорят, что сегодня дети стали хуже учиться. Так ли это, по Вашим наблюдениям?
– Я бы сказал, что в любое время всегда так и относились к подрастающему поколению. Советское время сравнивали с довоенным временем, российское время – с советским временем, и говорили, что мы были лучше. Я бы сказал, что современные дети лучше, чем мы, адаптируются к окружающей среде, быстрее вникают во все новые технологии. Будем надеяться, что они лучше нас смогут и устроить свою жизнь.
– Кстати, насчет современных технологий. Насколько дзержинские школы оснащены всем необходимым?
– В настоящее время все школы технически оснащены одинаково. Сейчас вы не найдете школу, где бы учитель не имел автоматизированного рабочего места. У каждого учителя на столе компьютер, в школах скоростной интернет, своя локальная сеть в каждой школе. Учителя создают свои блоги, сайты, свои странички в соцсетях, и педагогическое сообщество общается достаточно активно.
– В школе уже привычным делом стали электронные доски, электронные дневники. А роботы-учителя скоро не появятся?
– Учителя никто не заменит. Да, на смену доске с мелом пришла интерактивная доска. Но слово учителя, его эмоции – это технике воссоздать не под силу.
Конечно, новейшие технологии, презентационные материалы помогают педагогу сегодня организовать обучающий процесс, так что меньше времени идет на подготовку к уроку.
– В завершение разговора хочется спросить, перефразируя вопрос известного героя фильма «Большая перемена», а что у вас в школе новенького, кроме парт и стульев?
– В этом году мы начинаем реализацию Национального проекта «Образование», который состоит из десяти Федеральных проектов.
На сегодняшний день мы вошли в четыре из них.
Так, 20 сентября в Пырской сельской школе №6 состоится открытие нового Центра образования «Точка роста». Там у нас появятся новые кабинеты, новые программы по преподаванию технологии, информатики, ОБЖ. Они снабжены особым инструментарием для преподавания. Ремонтные работы там закончились, в течение месяца мы ждем поставку совершенно нового оборудования.
В специальной коррекционной школе реализуется проект «Доброшкола». Он нацелен на то, чтобы дети с особыми возможностями здоровья смогли в дальнейшем социализироваться в обществе. Вложены немалые деньги в то, чтобы научить этих детей профессии. В школе выбрали малярно-штукатурное дело, и сейчас там все обустраивается, завозится новое оборудование.
Очень мощный проект реализуется нашим ППМС-центром (психолого-педагогического медицинского сопровождения). Задача специалистов центра – работать с детьми. Но на этот раз федеральный проект нацелен на то, чтобы поддерживать родителей. В рамках проекта родителям будут давать бесплатные консультации по всем направлениям – педагогика, психология, социология и т. д.
Еще один проект – «Успех каждого ребенка» – связан с дополнительным образованием. В рамках этого проекта будет осуществляться сертификация программ. Например, родители с детьми, после того как запишутся на интересующие программы и получат сертификаты, в дальнейшем смогут продолжить обучение в учреждениях дополнительного образования.
Деньги на проекты выделяются как из федерального бюджета, так и из регионального и местного бюджетов.
Беседовала Ольга ОРЛОВА.