Трудности – дело временное
Директор Володарского бизнес-центра Елена Бирюкова – о том, как переживают непростые времена местные предприниматели.
Люди, серьезно занимающиеся бизнесом, конечно же, знают о существовании теории «Черного лебедя». Она рассматривает труднопрогнозируемые, редкие события, чреватые значительными последствиями. То есть события, с которыми сейчас нос в нос столкнулись мы все. Но сегодня давайте поговорим о среднем и мелком бизнесе.
Не успев оправиться от невзгод и тягот 2020 года, которые были вызваны многочисленными ограничениями, спровоцированными коронавирусом, нынче отечественный бизнес пытается преодолевать более серьезные испытания. Это дается нелегко: ведь условия его работы были перевернуты с ног на голову буквально за несколько дней. Никто не был готов к такому. И адаптироваться, выжить в нынешних условиях санкций и контрсанкций, в которые «погружена» Россия, под силу будет далеко не всем, о чем уже свидетельствует бесчувственная статистика.
А как переживают непростые времена наши местные предприниматели, не опустили ли рук, не погрузились ли в отчаяние и уныние? Насколько они готовы приспосабливаться к новым условиям, чем или кем жертвовать? Найти ответы на эти вопросы мы попытались у директора Володарского бизнес-центра Елены Бирюковой.
Не все цены сдержишь, и не каждому импорту есть замещение
Итак, по словам нашей собеседницы, далеко не все местные предприниматели адаптировались к обрушившимся на них новым, навязанным извне правилам игры, которая пока зачастую ведется в одни ворота. К сожалению, в их ворота. Вот уже полтора месяца, как сменились условия работы бизнеса, но многие до сих пор находятся в полной растерянности, полной неуверенности в завтрашнем дне. По мнению Елены Бирюковой, ситуацию с ограничениями, вызванными коронавирусом, предприниматели переживали куда легче, страха за будущее своего бизнеса у них было тогда меньше. Сейчас же на фоне беспрецедентного внешнеполитического обострения, социальной и экономической неопределенности настроение в предпринимательской среде оставляет желать лучшего.
Многие предприниматели в той или иной степени уже ощутили на себе негативное влияние санкций и контрсанкций. Разумеется, прежде всего коснулось это тех, чей бизнес нуждается в импортных комплектующих, компонентах. У нас в районе есть такие предприниматели. Это, например, те, кто производит определенные химические добавки для более крупных производств, изготавливает композитные полимеры. Им в своей деятельности без импортных ингредиентов никак не обойтись. Пока они у них есть: закупили немного заблаговременно, но эти запасы не бесконечны, а стало быть, чего ждать дальше – непонятно. Поэтому выполнение некоторых контрактов отложили до лучших времен, надеясь на то, что они все-таки настанут. А пока по совету бизнес-центра обращались в созданный в Нижегородской области Центр импортозамещения с целью прозондировать почву. Результат зондирования оказался неприятным: у нас в стране аналогов необходимых им компонентов не производят.
У предпринимателей, занимающихся розничной торговлей, другие проблемы: рост закупочных цен на их продукцию. То, что раньше они закупали, допустим, по 150 рублей за килограмм, а продавали по 170, сейчас уже стоит 190. Следовательно, они тоже вынуждены увеличивать цены, но при этом понимают, что покупатели к этому не готовы, не по карману людям будут новые цены. Что делать?!
Это же касается продажи и промтоваров, в частности одежды. Закупочные цены на нее уже значительно выросли, и продать сейчас в местных условиях, с местной покупательской способностью то же выходное платье по ценам, которые диктует рынок, зачастую невозможно. Так что, прикрывать торговлю?! Некоторые к этому уже склоняются. Но ведь предпринимателям это не выгодно, они за счет этого живут. Да и покупатели в этом не заинтересованы: приобрести обновки, особенно к весенне-летнему сезону, многим хочется. Но по приемлемым ценам.
«Вот наиболее предприимчивые, опытные предприниматели и стараются соблюсти баланс интересов, – рассказывает Елена Бирюкова. – Объезжают оптовые склады, рынки, чтобы найти что-то достойное по разумным ценам и предложить покупателям. Некоторые переходят на новые формы работы. Например, работают по конкретным заказам. Допустим, приходит покупатель и говорит, что ему надо, какого фасона, расцветки, в каком ценовом диапазоне, а предприниматель уже старается выполнить этот конкретный заказ. Чтобы сторонам было легче понять друг друга, мы одной нашей предпринимательнице с большим стажем работы посоветовали выпустить специальный каталог одежды, которую она может доставить потенциальным покупателям...»
Санкции ударили не по всем
Меньше всего, по словам Елены Бирюковой, в нынешних условиях труда страдают пока сферы бизнеса, связанные с оказанием определенного вида услуг населению – например, парикмахеры, маникюрши-педикюрши. Они как приобретали на определенных оптовых базах необходимые им для работы препараты, составы, средства, так и продолжают это делать. Дефицита пока нет. Да, цены немножечко подросли, что повлекло некоторое удорожание и предоставляемых этими предпринимателями услуг, но их постоянных клиентов это не испугало: и стригутся, и ногти в порядок приводят. А то ли еще с наступлением настоящего тепла будет! Что ж, хоть за кого-то можно порадоваться.
Поинтересовалась я у директора Володарского бизнес-центра и тем, как чувствуют себя сейчас местные предприниматели, которые занимаются производством сыров: для этого ведь тоже, кажется, нужны какие-то импортные добавки? Вполне ожидаемо, что и в этой сфере, как и везде, многое зависит от самого предпринимателя, его настроя. Елена Бирюкова рассказала об одном – фермере Дмитрии Конышеве, который держит коровушек и производит сыры из своего молока. «Дмитрий – предприниматель со стажем, начинал в девяностых и прошел не один кризис, не одни санкции, то есть огонь и воду, – говорит Елена. – Он человек дальновидный, поэтому, как только было объявлено о признании Россией независимости ДНР и ЛНР, понял, что это только «начало большого пути», и на всякий случай заблаговременно успел закупить необходимые ему ингредиенты чуть ли не на год вперед. Случай ждать себя не заставил. Но Дмитрий, благодаря своей дальновидности, пока серьезных последствий от санкций на себе не испытывает и повышать цены на свою продукцию тоже пока не собирается».
Наступят лучшие времена
Однако стоит признать, что особо предусмотрительных, дальновидных предпринимателей у нас, к сожалению, немного. Да и не в каждом бизнесе, не у каждого предпринимателя есть возможность соломки подстелить. В итоге приходится констатировать, что за прошедшие полтора месяца в нашем районе были случаи закрытия бизнеса, были в нем и сокращения. Но (!), при всем этом и несмотря на все нынешние трудности, у нас в неделю по два-три ИП или ООО открываются. Это не считая самозанятых.
«Мы стараемся убеждать наших предпринимателей в том, что не надо торопиться с закрытием бизнеса и тем самым рубить сук, на котором сидят, – говорит Елена Бирюкова. – Лучше перетерпеть, перейти временно на НПД – налог, который используют самозанятые – и, следовательно, не платить страховые взносы в размере 43 тысяч рублей. Закрыть бизнес – это значит потерять стаж работы на рынке, потерять поставщиков, клиентов, покупателей. Для многих контрагентов стаж нахождения предпринимателя на рынке очень показателен. Мы говорим нашим предпринимателям, что плохие времена не могут длиться бесконечно, наступят и лучшие, а начинать вам снова с нуля будет гораздо тяжелее, чем справляться с трудностями сейчас. Да, бизнесу тяжело, но ведь тяжело и в других сферах занятости. Надо быть сильными, тем более что сейчас на федеральном и региональном уровнях активно разрабатываются меры поддержки предпринимателей. Да, пока недостаточно хорошо проработаны механизмы их реализации, что-то где-то буксует, но все наладится и начнет работать – это дело времени, и, я думаю, не столь уж и отдаленного».
Кстати, не остались позабытыми и позаброшенными предприниматели и на местном, районном уровне. Недавно состоялось расширенное совещание Володарского координационного совета предпринимателей, на котором тон задавали именно представители малого и среднего бизнеса. Они делились друг с другом и местной властью своими проблемами, советовались и советовали, выходили с конкретными предложениями. По итогам совещания было принято решение о создании на базе района информационной базы по взаимодействию, взаимовыручке предпринимателей, когда один, имеющий излишки чего-либо, может передать их другому, взяв взамен то, что есть у него. Например, отдать семена – получить молоко. Что-то типа бартера. Ведь все новое – хорошо забытое старое, а бартер еще не в столь отдаленные времена помог выжить многим нашим соотечественникам.
Алла ЕГОРОВА.