Три классика дзержинского искусства
Осенью минувшего года в городском краеведческом музее состоялась выставка, которую по праву можно назвать уникальной. Были показаны произведения художников, сыгравших исключительно важную роль в развитии изобразительного искусства в Дзержинске, – Николая Чернобровцева, Бориса Синалеева и Вячеслава Ганьшина.
«С любовью к жизни»
Устроители дали экспозиции красивое и верное название – «С любовью к жизни». Три мастера были убежденными приверженцами реалистической традиции и умели видеть красоту в самых скромных и обыденных мотивах. Их творческое наследие лишний раз убеждает в том, что реалистическое искусство столь же разнообразно и неисчерпаемо, как сама жизнь, которую оно отображает.
Выставка носила ретроспективный характер. Многие произведения ранее уже демонстрировались публике, но, собранные вместе, они дали зрителям возможность составить целостное впечатление о творчестве каждого художника в его развитии. Организаторов можно упрекнуть лишь в одном: если графические листы Н.А. Чернобровцева показывались обособленно, в отдельном зале, то живописные работы Б.И. Синалеева и В.И. Ганьшина были размещены вперемешку и без всякой видимой системы. Это можно было бы объяснить желанием сопоставить произведения художников друг с другом, но в данном случае такой подход вряд ли оправдан. Борис Иванович и Вячеслав Иванович с молодости были закадычными друзьями, нередко писали одни и те же места, постоянно пользовались взаимными советами, поэтому в искусстве этих живописцев закономерно появились моменты творческой переклички. Для специалиста проследить их – увлекательная задача, но у зрителей это может вызвать определенную путаницу и неверное представление о том, что между двумя художниками мало различий. Все-таки следовало показать их произведения монографическими блоками, подчеркнув тем самым индивидуальность каждого мастера.
Лирические пейзажи Чернобровцева
Талантливым графиком был Николай Александрович Чернобровцев (1919-2003). Он время от времени работал в цвете, писал акварелью и маслом, но ярче и полнее всего его дарование раскрылось в рисунках пером тушью. Для художника это была излюбленная техника. Его произведения отличаются тщательной завершенностью, точностью каждой линии и разнообразием штрихов, чаще мелких, аккуратных, тщательно моделирующих форму. Основным жанром для Чернобровцева всегда оставался лирический пейзаж. Даже самые незамысловатые по мотивам этюды – протоптанная в снегу узкая тропинка («Рыбачья тропа») или проталины в еще плотном снегу («Первые проталины») – приобретают у него особую поэтическую окраску, несут на себе след глубокого и тонкого переживания красоты природы.
Естественность и вместе с тем продуманность композиционного решения присущи рисунку «Весенняя дорога» (1977 г., тушь, перо). Березовая роща наполнена солнечным светом, кое-где еще лежит снег, по земле стелются длинные тени от стволов, а тоненькие веточки словно образуют полупрозрачную вуаль, наброшенную на высокое небо. Почти физически ощущается свежесть прохладного воздуха. Свет, спокойно уходящее в глубину пространство, свободный ритм в расположении деревьев, словно приглашающая пройти по ней дорога – все это сливается в полный очарования и радостного настроения образ.
Н.А. Чернобровцев – участник Великой Отечественной войны, и, как это было у многих советских художников его поколения, перенесенные на фронте испытания еще более обострили чувство неповторимой красоты и ценности жизни. Теме войны посвящен небольшой рисунок «Без вести пропавшие», выполненный спустя сорок лет после ее окончания (1985 г., тушь, перо; дата указана автором в нижней части листа справа). Зритель видит укромный уголок леса, любуется молоденькими соснами и резными листьями папоротника и лишь потом замечает виднеющиеся то здесь, то там человеческие останки. На месте боя вновь поднимается бор. Горькая память о погибших, чьи имена забыты, и время, стирающее страшные следы прошлого, – две грани созданного художником образа.
Лирический колорит Синалеева
Замечательным пейзажистом был и Борис Иванович Синалеев (1929-2004). Диапазон его творчества удачно демонстрируют экспонировавшиеся на выставке картины «Серый весенний день» (1986 г., картон, масло) и «Вечер на Волге» (1990 г., холст, масло). В первом случае художник очень экономно и лаконично пользуется живописными средствами. Поверхность почти освободившейся ото льда воды, деревья и кусты, замыкающие пространство, голубеющая вдали плотной массой полоска леса под светло-серым небом. Вот и все. Но каждое пятно цвета, каждый мазок положены настолько точно, так гармонично взаимодействуют между собой, что невозможно не засмотреться на этот простой и вроде бы ничем не примечательный ландшафт. Сдержанные, неяркие краски глубоки и насыщенны, манера письма обобщенная. Свежесть восприятия натуры и основательная «сделанность», перерастающая границы этюда, обеспечили выразительность произведения.
Иной по характеру образ создан во второй картине. Здесь лирика сочетается с эпическим звучанием, широким пространственным размахом и чувством величия природы. Более двух третей холста занимает уже потемневшее облачное небо. Панорама ближнего к нам берега и реки открывается издали и с высоты. Противоположный берег уже едва различим в сумерках. Светлая полоска воды спокойной горизонталью пересекает холст от края до края. Плывущие по реке суда отмечают собой центр композиции и позволяют явственно ощутить простор, а их огни цветными точками вносят оживление в почти монохромный колорит произведения.
Портреты Ганьшина
Творческие интересы Вячеслава Ивановича Ганьшина (1929-2005) были весьма широкими. Кроме пейзажа он с успехом работал в жанрах портрета и натюрморта, иногда обращался также к тематической композиции. Особенно полно и выразительно выставка в музее представила его как портретиста. Ранние работы – «Ветеран труда» (1957 г., холст, масло) и написанный, судя по манере, также в 50-х годах «Портрет сторожа» (холст, масло) – исполнены добротно, но все же несколько напоминают натурные учебные штудии. Построены они примерно одинаково: обобщенно написанная темная одежда, освещенное теплым светом, объемно вылепленное лицо, светлый сероватый фон, красочный слой плотный, пастозный. В этих работах внимание привлекают сами модели: простые люди, прожившие долгую трудовую жизнь, наделенные крепким характером и уверенным достоинством рабочего человека. Серьезным и уверенным в себе предстает молодой художник на автопортрете (1959 г., картон, масло). Он представил себя за работой сосредоточенно всматривающимся в натуру (не этот ли автопортрет он пишет?), а стоящие у стены холсты указывают на профессию изображенного.
Подлинным шедевром получился портрет самодеятельной художницы А.П. Дикарской (холст, масло). Она прожила большую и непростую жизнь, а в возрасте 67 лет занялась живописью – без намека на академическое мастерство, но с абсолютной искренностью и творческой продуктивностью. Сейчас ее имя известно всем, кто интересуется наивным искусством. В.И. Ганьшин показал Анну Петровну в счастливый момент творчества: художница, по-видимому, вглядывается в стоящую перед ней картину, оставшуюся за кадром, рука, опирающаяся на спинку дивана, держит кисть. Как и раньше, одежда написана очень общо и целостно, лицо же и собранные в простую тугую прическу волосы моделированы объемно, осязаемо. Плавные, густые мазки мягко обрисовывают крупные черты старушки, обозначают легкие тени на щеках и подбородке. Фигура сдвинута вплотную к правому краю холста, так что остается довольно много свободного пространства, через которое направлен взгляд модели. Этот взгляд – живой, внимательный, из-под чуть приподнятых бровей – обладает искренней, непоказной одухотворенностью и позволяет угадать в этой скромной пожилой женщине незаурядную личность.
Достойно были представлены на выставке и другие грани творчества В.И. Ганьшина: пейзажные работы и натюрморты. Простой и вместе с тем оригинальной техникой исполнения отмечен небольшой этюд «Голубая весна» (картон, масло). Широко написаны вода, оставшаяся незатопленной полоска земли, дальний берег. Затем поверх быстрыми мазками намечены стволы деревьев и их отражения и, наконец, жесткой кистью кое-где набросана первая, еще похожая на дымку, листва. Фактура красочного слоя получилась шероховатой, освещенные солнцем ветви местами прочерчены черенком кисти. Серебрится вода, пятна цвета словно мерцают, и создается впечатление подвижной изменчивости природы, приподнятое, по-настоящему весеннее настроение. В «Натюрморте с лаптями» (холст, масло) собраны предметы крестьянского обихода, а в холсте «В саду» незамысловатый дачный натюрморт с бочкой, лейкой и корзиной рябины вынесен на пленэр, показан в окружении зелени при мягком освещении.
Совсем скоро наш город отметит юбилей. Думается, среди праздничных событий неплохо было бы запланировать масштабную выставку, показывающую развитие изобразительного искусства в Дзержинске за все 90 лет его истории. Грандиозных затрат подготовка такой экспозиции не потребует, но нужна будет большая и серьезная научная и организационная работа. Необходимо не просто разместить произведения в залах, а снабдить их квалифицированным комментарием, продумать, какие просветительские мероприятия можно провести на базе экспозиции. Может быть, даже организовать научную конференцию по искусствознанию. Нет сомнений, что коллектив музея и краеведы могут справиться с этой работой, были бы желание и готовность интенсивно потрудиться.
Существующие в городе выставочные площадки, включая новую галерею, совсем недавно открывшуюся в ДКХ, безусловно, очень важны и полезны, но они занимаются искусством сегодняшним, а не историей и потому не в состоянии компенсировать отсутствие в Дзержинске художественного музея. Мы можем гордиться не только современными мастерами, но в первую очередь художественным наследием, которое давно ждет исследования и популяризации. Поэтому такая историческая выставка актуальна, и можно не сомневаться, она надолго запомнится благодарным зрителям.
Сергей АКИМОВ, кандидат искусствоведения.