Трамвайный переполох
На каких условиях московская фирма готова вернуть в Дзержинск трамвайное движение?
В последние дни городскую общественность взбудоражила информация о том, что московская фирма готова на условиях концессии восстановить трамвайное движение в Дзержинске. Сразу же на интернет-площадках развернулись жаркие дискуссии сторонников и противников трамвая. Я решила провести собственное журналистское расследование, после которого перешла в ряды тех, кто сомневается в реальности возрождения трамвая.
Представители администрации были крайне осторожны в своих комментариях. Так, директор департамента по городскому хозяйству Денис Дергунов лишь подтвердил, что, действительно, есть намерение московской фирмы ООО «ПКТИ» «заняться трамвайными перевозками в нашем городе». Но пока, по его словам, у администрации больше вопросов, чем ответов для журналистов. Немногословен был и заместитель главы администрации по городскому хозяйству, строительству и экономике Александр Кабанов. Он предложил для начала дождаться официального письма от «ПКТИ», в котором москвичи должны изложить свои предложения по восстановлению трамвайного движения.
Я решила не ждать и обратилась к председателю думского комитета по городскому хозяйству Олегу Богданову, который, как мне подсказали в администрации, «владеет интересной информацией по этому вопросу». «Что же за тайны такие кроются тут?!» – всполошилась я и направилась к Олегу Викторовичу. Ему-то и удалось приоткрыть тайную завесу в этой сенсационной истории.
Как рассказал Олег Богданов, столичные гости официально, на бумаге, до сих пор не представили конкретные предложения по концессии. Были только намеки на то, что и «город должен вложиться». Что это за «вложения», стало ясно после того, как председатель думского комитета вместе с коллегами связался с чиновниками из Ульяновска и Новосибирска, куда тоже пожелали прийти московские «инвесторы». Слово это я решила закавычить, потому что записи телефонных разговоров с заместителем начальника управления дорожного хозяйства и транспорта администрации Ульяновска Ильдаром Усеевым и заместителем начальника управления пассажирских перевозок администрации Новосибирска Владимиром Кондауровым ввергли меня в шок. Ну а теперь о той информации, которую озвучили иногородние чиновники.
Концессия по-столичному представляет собой следующее. Городские власти за свой счет должны привести в рабочее состояние трамвайные пути или проложить новые под стандарт низкопольного подвижного состава, усилить контактно-кабельную сеть и подкорректировать под требования концессионеров силовые тяговые подстанции.
Кроме того, муниципалитет должен обеспечить пассажиропоток. К примеру, в Ульяновске – 80 тысяч человек в сутки. Если это условие не будет выполнено, то городской бюджет доплатит разницу по итогам ежемесячной сверки. Учитывая, что предлагаемый концессионерами тариф составляет не менее 20 рублей и что реальный пассажиропоток значимо меньше, ежегодные дотации частной компании должны составить от 150 до 400 млн. рублей! Если муниципалитет хочет, чтобы трамваем пользовались льготники, то и за них должен платить местный бюджет. Причем неважно, федеральные это льготники, региональные или местные, – концессионеры не намерены разбираться с вышестоящими инстанциями.
Вот она концессия по-московски, по которой городские власти должны устлать частнику дорогу лепестками роз! В дзержинских реалиях это может означать примерно следующее. Бюджету нужно будет найти 1,4 млрд. рублей на оборудование инфраструктуры, заточенной под использование низкопольных трамваев. Просто напомню, что весь бюджет города Дзержинска сегодня составляет 4 млрд. рублей.
Плюс к этому бюджет ежемесячно будет доплачивать москвичам за «недобор пассажиров», потому что один трамвайный маршрут в Дзержинске за сутки вряд ли перевезет и 10 тысяч человек. А значит, доплачивать придется и за разницу в стоимости проезда. Допустим даже, что нам снизят планку по пассажиропотоку вдвое, но даже при таком условии для бюджета это выльется в 215-220 млн. рублей в год. Приплюсуем к этому льготников, цифра станет еще страшнее! Для сравнения: на сегодня ежегодные дотации «Экспрессу» в 3,5 раза меньше.
«Естественно, на таких условиях мы в концессию не пойдем! – заверил меня Олег Богданов. – Условия эти грабительские, а предполагаемые затраты – фантастические для нашего бюджета. На таких условиях мы и сами могли бы дотировать наше муниципальное предприятие. У меня вызывают вопросы и предлагаемые концессионерами трамваи. С моей точки зрения, 85 млн. рублей за один вагон – это очень дорого. Для сравнения: шикарный современный низкопольный троллейбус «Мегаполис» стоит 14 млн. рублей. И в обслуживании троллейбус намного дешевле».
До конца месяца городские власти должны получить официальный ответ от московской фирмы «ПКТИ»: действительно ли москвичи планировали прийти в Дзержинск с такими «инвестициями». Если это будет ульяновско-новосибирский прожект, то, разумеется, город откажется от такого грабительского предложения.
«Репортер» будет следить за развитием событий.
P.S. По информации нашего источника в «Экспрессе», на предприятии уже несколько дней работают представители ярославской компании, которые намерены предложить городу программу организации троллейбусного движения. Денис Дергунов подтвердил, что проинформировал депутатов об этом и доложит им результаты в августе.
Алена ЧЕРЕЗОВА.