«Тосол-Синтез»: движение вверх
Сегодня мы продолжаем рассказ о молодых и перспективных руководителях группы компаний «Тосол-Синтез».
Дотошность и желание во всем разобраться – основа успеха
Начальник юридического управления ГК «Тосол-Синтез» Любовь Викторовна ПОПЕНАКА в оценке своей деятельности в компании тщательно взвешивает слова: к тому обязывает профессия. Предельно четкое и ответственное отношение к сказанному и написанному за годы работы стало привычным и даже обязательным.
– Любовь Викторовна, когда вы пришли работать в «Тосол-Синтез»?
– В компанию я устроилась в 2006 году, имея за плечами образование юриста, полученное в ННГУ им. Н.И. Лобачевского и опыт работы на дзержинских предприятиях. Моя работа всегда была связана с документами, сначала в компании «Тосол-Синтез» была должность помощника генерального директора по юридическим вопросам, потом – начальника юридического отдела, а позже – уже юридического управления.
– Как менялся со временем ваш функционал?
– Ко мне руководство присматривалось какое-то время, а потом дали возможность построить структуру, которая отвечала бы запросам компании в текущей ситуации. Когда я была помощником по юридическим вопросам, в отделе было четверо человек. Занимались они абсолютно всеми вопросами, связанными с правовой деятельностью компании.
Позже, когда деятельность у нас очень сильно расширилась и в компании появилось множество новых направлений, мы поделили свою структуру на два отдела. Одному из них отдали работу, связанную с договорами, с досудебными претензиями и взысканием долгов, а другой отдел занялся блоком недвижимости, капитального строительства и урегулированием вопросов, сопряженных с товарными знаками компании, с ее интеллектуальной собственностью.
– Насколько вам интересно работать в этой системе?
– Интересно, иначе я не выбрала бы эту профессию. Среди главных компетенций юриста – дотошность в первую очередь. Желание во всем разобраться и во всем увидеть риск.
Мы контролируем все, что предприятие делает, и насколько это соответствует действующему российскому законодательству.
– Часто ли случается находить ошибки в договорах и других правовых документах?
– Часто, практически каждый день. Иногда они заключаются в неправильной оценке тех отношений, которые выстраиваются с контрагентами. А порой это просто технические ошибки.
– Сколько людей у вас в управлении на данный момент работают?
– Семь человек, включая меня. Функционал между нами, естественно, распределен. Но все взаимозаменяемы.
– Какие этапы ваше подразделение прошло за то время, пока вы работаете?
– Структура сильно не менялась, но люди переводились из отдела в отдел, меняли направление деятельности. Ведь у всех свои склонности, и нужно человеку найти его оптимальные функции, чтобы он лучше работал.
– Какие профессиональные перспективы для себя вы видите в дальнейшем?
– Заниматься всеми новыми направлениями, которые нам добавляются периодически. В текущей ситуации законодательство вообще меняется каждый день. В ответ на санкции Запада в России вводятся новые правовые документы, постановления правительства. Все это нужно своевременно учитывать в работе группы компаний. Полагаю, что с поставленными задачами мы справляемся хорошо, тем более что организации обучения сотрудников «Тосол-Синтез» уделяет немалое внимание.
Время диктует новые требования
Руководитель цеха №230 ООО «Капролактам ТС» Денис Михайлович ФЕДОТОВ прошел большой трудовой путь – что называется, с самых основ производства. В 2004 году, после окончания ДХТ им. Красной армии (диплом с отличием), он устроился на завод «Синтез» слесарем-ремонтником. Но жизнь распорядилась так, что целеустремленному молодому человеку открывались все новые возможности.
– Денис Михайлович, расскажите, с чего началась ваша трудовая деятельность.
– Когда я пошел работать на завод «Синтез», случилась некоторая накладка при трудоустройстве, поэтому вместо слесаря-ремонтника мне предложили работать токарем. Навыки работы на станках у меня были, мне провели пробный экзамен и в 2004 году приняли на работу. Проработал я там более пяти лет с момента трудоустройства.
Строилась новая технологическая установка по получению изопропилового спирта. Многие детали и компоненты для строящейся установки изготовлены моими руками на станках.
Руководство цеха стало замечать мою инициативность и одобряло технические рацпредложения. В итоге через год, в 2005 году, мне было предложено аттестоваться в заводской комиссии на мастера по ремонту оборудования. Со временем я был назначен на эту должность с правом замещения механика. В дальнейшем, в 2009 году, появилась вакансия в цехе стеклоомывающей жидкости (СОЖ) – механик цеха. Я решил попробовать свои профессиональные силы на новом предприятии и перешел работать в компанию «Тосол-Синтез», где проработал в цехе СОЖ порядка трех лет.
В 2012 году я ушел из компании «Тосол-Синтез», так как мне захотелось расширить свою профессиональную компетентность, освоить и изучить другие виды оборудования и технологические цепочки.
Изучая оборудование, общаетесь с его создателями и изобретателями.
За шесть лет я изучил станки с ЧПУ, грузовую технику, производство дисперсий и лакокрасочной продукции, работал на оборонном предприятии «КТРВ/РосТех».
Но спустя время, в 2018 году, я снова вернулся в компанию «Тосол-Синтез» мастером-механиком в цех №230 производства «Капролактам ТС», чему очень рад.
– Успешным ли было возвращение?
– Да. Я проработал несколько месяцев в должности мастера-механика. Многие полученные знания и навыки очень пригодились на новом месте работы. В этот момент на производстве вовсю велась стройка нового технологического участка по производству высокомолекулярных продуктов для строительной химии (HPEG – основа для присадок к бетону). Я активно принимал участие в реконструкции. Это был новый и очень перспективный объект для компании.
По окончании строительно-монтажных работ по предложению руководства я перешел на новую должность – начальник технологического участка. В течение шести месяцев я с нашей дружной производственной командой выводил вновь построенный объект на проектные мощности.
Осенью 2018 года были достигнуты требуемые показатели качества продукции, новая линейка продуктов прошла проверку качеством на внутрироссийском рынке, начались отгрузки на экспорт.
– Как дальше строилась ваша карьера?
– Осенью 2018 года появилась вакансия начальника цеха «Капролактам ТС»: преды-дущий руководитель ушел на пенсию. Я тоже принял участие в конкурсе на данную вакансию. В итоге в конце декабря 2018 года я был назначен на должность начальника цеха.
После этого началась достаточно интересная и бурная производственная деятельность. Были и бессонные ночи, поскольку возникали определенные сложности, были пробелы в знаниях – приходилось читать и изучать много технической и нормативно-правовой литературы. Многое требовалось уточнить для себя и, что называется, разложить информацию по полкам. Первый год достаточно болезненным был поначалу. Но в целом он, наверное, и явился решающим для того, чтобы достигнуть тех показателей, которые были поставлены перед производством и передо мной лично, и выйти на совершенно другие уровни.
Особо хотелось бы отметить участие в 2019 году в национальном проекте «Повышение производительности труда» и в программе обучения «ЛидерыПро». Получены бесценные знания и опыт.
В итоге мы модернизировали новую производственную установку, вывели ее на новую проектную мощность. Провели целый ряд технологических модернизаций на других производственных участках цеха.
Все поставленные задачи были выполнены.
Сделан резкий скачок в развитии цеха, расширен ассортимент выпускаемой продукции, применены инструменты бережливого производства, массово используются энергоресурсосберегающие технологии.
Сейчас время диктует новые задачи и требования. Нам нужно под них адаптироваться. На данный момент мы занимаемся очередной модернизацией наших производственных мощностей.
Имеются сложности с логистикой, частично стал недоступен рынок запчастей.
Решаем вновь появившиеся задачи, создаем задел на будущее развитие. Также продолжаем заниматься подготовкой кадров, которые в перспективе смогут замещать действующих руководителей либо возглавить новые объекты компании. Для этого мы стараемся прежде всего выявлять скрытые кадровые резервы внутри компании.
– Как вы оцениваете свои достижения в компании? Готовы ли к новым свершениям?
– Я понимаю, что потенциала внутри компании достаточно много. И технических знаний, и опыта у многих сотрудников хватает. Другое дело, что сейчас очень сильно перестраиваются мир и экономика вокруг. Не всегда удается с первого раза прощупать те точки роста, которые будут актуальны на ближайшем горизонте, – даже на полгода-год. В этом плане есть определенные риски. Думаю, мы не единственное производство, которое сейчас с этим сталкивается. А в целом компания «Тосол-Синтез» весьма устойчива на рынке. Работа очень интересная, побуждает к постоянному развитию.
Ну а в перспективе, с учетом моих знаний, опыта и компетентности, можно будет побороться за дальнейший карьерный рост. Время покажет...
Развитие – это новые виды деятельности
Финансовый директор группы компаний «Тосол-Синтез» Михаил Александрович ЧАМКИН уверен, что оправданный риск – это ключ к успеху компании. Новые направления работы должны быть интересны руководству, иначе может наступить стагнация.
– Михаил Александрович, вы многие годы трудитесь в компании «Тосол-Синтез». Но была ли она для вас первым местом работы?
– Нет, первым местом работы был завод «Капролактам», а потом это производство в «Сибур» было переведено. И только в 2001 году я перешел в компанию «Тосол-Синтез».
– Как дальше происходил карьерный рост?
– В 2001 году я пришел работать в компанию «Тосол-Синтез». Я окончил Дзержинский политехнический институт, специализируясь на автоматизации технологических процессов и производств.
Но поначалу устроился в коммерческий отдел специалистом. Занимался торговыми операциями, связанными с импортом продуктов и продажами.
Однако в вузе я изучал еще и экономику, кроме основной специальности, я получал еще и экономическое образование параллельно. Хотелось дальнейшего карьерного роста, а потому, как только появилась нужная вакансия в компании, я перешел в планово-экономический отдел. Потом устроился уже в финансовую службу, а в дальнейшем дошел в карьерном росте до финансового директора.
– В какой момент вы почувствовали, что случился карьерный рывок?
– Существенное изменение было больше 10 лет назад, когда произошли кардинальные изменения в компании, и это открыло новые перспективы развития, позволившие занять новую должность. А так на протяжении всего времени были постепенные изменения. Были этапы, когда компания росла, когда она выходила на новые рынки, занималась продвижением новых промышленных продуктов.
– Как вы считаете, почему руководство стало именно вас продвигать на столь серьезную должность – финансового директора?
– Вероятно, руководство увидело значительную отдачу от моей работы, оценило мои способности. В данный момент мой функционал заключается в управлении денежными потоками ГК «Тосол-Синтез» в целом, а также в работе с банками и во взаимодействии с другими подразделениями компании. Это достаточно разнообразный и интересный функционал.
– Наверное, в последнее время работа несколько переменилась?
– Да, перемены были связаны и с экономическими кризисами, и с пандемией. Сложные ситуации – это не только трудности, но и возможности для роста. Преодоление любых трудностей позволяет развиваться. С учетом того, что у руководства очень много планов на развитие, нам необходимо будет осваивать новые рынки сбыта, новые производственные мощности.
Есть в планах и постройка нового предприятия на территории индустриального парка «Ока-Полимер» с большим количеством новых рабочих мест.
– Чтобы подобные проекты осуществились, вам, как руководителю финансовой службы, наверняка нужно многое просчитывать?
– Безусловно. Периодически ГК «Тосол-Синтез» либо покупаются какие-то бизнесы, либо строятся заново.
Оценка рисков немаловажна. Надо учитывать и курс валют, который сегодня особенно нестабилен. Затраты на строительство новых производств полностью привязаны к стоимости импортного оборудования. Случилось так, что сейчас вложиться в данное производство выгоднее, чем год или два назад, с учетом тех валютных скачков, которые сложились на текущий момент. А может сложиться и обратная ситуация, когда наша компания рискует понести большие затраты, не получив серьезной экономической отдачи. Но как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанского. Каждый риск должен быть просчитан и оправдан.
– Что вы считаете вашими важными достижениями в ходе длительной работы финансовым директором?
– В первую очередь это становление управленческого учета. Фактически мы его развили и адаптировали применительно к той структуре бизнеса, которая сложилась. Это достаточно продуктивная работа с банками, получение эффективных кредитных ресурсов.
– В каких направлениях вы видите развитие компании?
– Думаю, что развитие компании в целом – это не только текущая модернизация, а что-то новое. Нельзя останавливаться на достигнутом. Надо смотреть дальше. Развивать компанию целиком, переходя на новые виды деятельности. Это и будет развитием. Если оно будет успешным, то это оправдает и все риски, и все поиски главного направления движения.
Алексей СЕРГУНИН.