Театр – пища для ума
Главный режиссер Дзержинского театра драмы Андрей Подскребкин – о том, какие театральные премьеры 70-го сезона будут актуальны во все времена.
Совсем недавно в Дзержинском театре драмы стартовал 70-й театральный сезон, а значит, зрителей вновь ждут грандиозные премьеры, одну из которых публика уже успела оценить. Комедия «Ревизор» Гоголя в первый день показа имела ошеломительный успех. Пьеса не только насмешила дзержинского зрителя, но и заставила задуматься над проблемами современного общества.
О том, какие еще театральные премьеры этого сезона актуальны во все времена, рассказал «Репортеру» главный режиссер Дзержинского театра драмы Андрей ПОДСКРЕБКИН.
– В этом театральном сезоне практически все премьеры – комедии: «Ревизор» Гоголя, музыкальный спектакль «Искусство жениться», созданный по мотивам произведения Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным», пьеса советского драматурга Николая Эрдмана «Самоубийца». Почему был выбран именно комедийный жанр?
– Дело в том, что выбранные произведения лишь на первый взгляд кажутся забавными и легкомысленными. Но если их вдумчиво прочитать, то можно увидеть, что комедии отображают социальные, жизненные проблемы общества в легкой или сатирической манере. Например, в пьесе «Как важно быть серьезным» Оскар Уайльд затрагивает вопрос о социальном неравенстве. В «Ревизоре» Гоголь высмеивает порядки и нравы провинциальной России середины XIX века. А в пьесе «Самоубийца» драматург Николай Эрдман раскрывает проблему «лишнего человека».
Еще в советские времена сложилась такая традиция: чем больше в стране проблем, тем веселее становится репертуар театра. Например, когда в России только закончилась Гражданская война, режиссер Евгений Вахтангов в 1922 году, в Москве, поставил спектакль по сказке Карло Гоцци «Принцесса Турандот», чтобы люди на какое-то время забыли о своих горестях.
Я думаю, что нам иногда нужно отдыхать от окружающих проблем, потому что, включая телевизор, мы видим жуткие вещи, творящиеся в мире, – экономический кризис, коррупцию, социальное неравенство, и от этого хочется спрятаться или посмеяться над этим.
– Андрей Сергеевич, а насколько выбранные пьесы актуальны сегодня?
– Премьерные спектакли, которые мы подготовили для зрителей, раскрывают те или иные проблемы современного общества. Во время работы над комедией «Ревизор» нам все меньше хотелось улыбаться, потому что мы понимали: образы героев живут до сих пор в нашем обществе. Ни для кого не секрет, что это произведение будет актуально до тех пор, пока в стране будут встречаться чиновники, подобные тем, которых мы видим в пьесе.
Стоит отметить, что спектакль по комедии «Самоубийца» поставит приглашенный режиссер Сергей Стеблюк. На нашей театральной сцене он уже ставил такие спектакли, как «Сиреневое платье Валентины» по пьесе Франсуазы Саган, «Долгое прощание» по одноактным пьесам Теннесси Уильямса, «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А.Н. Островского.
Произведение «Самоубийца» затрагивает, повторюсь, проблему «лишнего человека», с которой сталкиваются не только в России, но и во всем мире. К категории «лишних» относятся люди, которые не могут найти применение своим силам и способностям в общественной жизни, и из-за этого они чувствуют себя отверженными миром.
А в пьесе «Как важно быть серьезным» Оскар Уайльд с улыбкой наблюдает за влюбленными аристократами. Спектакль будет назваться «Искусство жениться».
– Почему на сцене театра не появляются новаторские постановки, творческие эксперименты, зритель видит в основном традиционное прочтение классики? Или я ошибаюсь?
– У режиссеров и актеров есть желание работать в эксперименте. Недавно Мария Шиманская, наш молодой режиссер, поставила достаточно экспериментальный спектакль «Стеклянный зверинец». Кроме того, я больше 10 лет езжу в творческую лабораторию театрального режиссера Льва Додина, которая находится в Санкт-Петербурге. Работа этого замечательного человека не оставляет равнодушным никого. Какие-то идеи я привношу в наш театр.
Согласен, что авангард и эксперимент двигают искусство вперед. Без них не может быть развития. Но, к сожалению, эксперимент всегда рискован, а в условиях экономического кризиса и сокращения бюджетов мы не имеем право на провал. К эксперименту должен быть готов не только театр, но и зритель.
– Время идет, и, к сожалению, старая гвардия уходит из театра. Для реализации того или иного проекта требуются хорошо подготовленные исполнители ролей. Существует ли проблема с нехваткой хорошо обученных актеров? Приходится ли их переучивать?
– Молодые актеры привлекательны своей юностью, красотой, чистотой. Это называется индульгенцией молодости. В этот период прощаются ошибки и неудачи. У взрослых артистов богаче палитра в силу более богатого жизненного и профессионального опыта.
Разговор, скорее, не о переучивании молодых актеров, а о поиске общего с ними языка. Надо их не обучать заново, а продолжать учить. Например, после окончания театрального училища я не остановился на полученных знаниях, а с каждым днем открывал для себя что-то новое. Так и сегодня я постоянно учусь и развиваюсь.
Еще одна наша проблема – это близость Москвы. Выпускники Нижегородского театрального училища рвутся в столицу и пытаются там удержаться. Сюда никто не едет, и даже в Нижнем Новгороде мало кто остается. В России принято считать, что в Москве жить лучше. Пословица «Где родился, там и пригодился», к сожалению, теряет сегодня свою актуальность.
– Андрей Сергеевич, скажите, почему важно ходить в театр, что это может дать дзержинскому зрителю?
– Одни приходят в театр, чтобы отдохнуть, другие – чтобы задуматься. Кто-то приходит, чтобы встретиться с любимым артистом или автором. Многие приходят и видят на сцене себя, мысленно вспоминая свои жизненные ситуации, свою любовь, удачу или неудачу, победу или поражение. Театр – это то место, где человек понимает, что он не одинок в своих чаяниях. И мы в свою очередь стараемся, чтобы зрители отдыхали и задумывались, чтобы вместе с нами учились сопереживать и искать выходы из сложных и драматичных ситуаций, чтобы они находили эти выходы и смыслы, наслаждаясь замечательной игрой наших актеров.
Лилия САФИНА.