Такое кино
Где и какое кино смотрели в нашем городе во времена, когда не было видеомагнитофонов, видеоплееров и телефонов с Интернетом, – в материале «Репортера».
«Центральный городской кинозал имени Изольды Извицкой» – так сегодня называется кинозал, много лет работавший во Дворце культуры химиков. В конце 50-х полноценные, настоящие кинотеатры в Дзержинске все еще были в дефиците – горожане ждали открытия нового зала. Больше тридцати лет здесь крутили кино – сначала для наших бабушек и дедушек, потом родителей. А в 90-е почти на столько же лет забыли о нем...
Когда идет новый фильм, билеты достать нелегко
«Наличие кинозала – отличительная особенность ДКХ. Дворец в Нижнем Тагиле, наш «старший брат», тоже спроектированный заслуженным архитектором РСФСР Владимиром Емельяновым, этим похвастаться не может», – рассказывает заведующая культурно-проветительским отделом ДКХ Алла Попова.
Первый камень в основание Дворца с кинозалом был заложен в 1955 году. В номере газеты «Дзержинец» за 22 августа об этом событии – целая полоса.
«Это здание первого класса», – замечает корреспондент газеты. «Среди взрослых – маленькая Ирочка Макарова, пришедшая сюда с отцом. Она тоже кладет камень в фундамент будущего Дворца». Главный архитектор города Алексей Кусакин пишет: «Советский рабочий Дворец – это новый вид общественного сооружения, неизвестный в архитектуре прошлого… Дворец представляет собой сложный комплекс различных помещений, предназначенных для культурного отдыха трудящихся».
О том, насколько необходим Дзержинску еще один очаг культуры, и тем паче кинозал, в заметке «Для советских людей» делится ее автор – библиотекарь З. Волганова: «В Дзержинске много очагов культуры. В каждом рабочем поселке есть клуб, библиотека, ежедневно там демонстрируются фильмы. Но клубы становятся уже тесны, и, когда идет новый фильм, билеты достать нелегко. Переполненным обычно бывают кинотеатр «Ударник» и Дома культуры Свердловского и Калининского поселков. Значит, назрела необходимость в сооружении большого Дворца культуры».
Окончание строительства по традиции решили привязать к значимому празднику. Вот и Дворец пообещали сдать к 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции – к 7 ноября 1957 года. Но не случилось.
Из праздничного номера «Дзержинца» горожане узнали о том, что «закончено строительство бани на 95 мест, больницы на 100 коек, автоматической телефонной станции». А также о том, что «продолжается строительство Дворца культуры, двухзального кинотеатра, двух больниц»… В общем, понятно. Открылся ДКХ только полтора года спустя после намеченного срока – в 1959 году. Тогда же стал принимать зрителей и кинозал.
«Кинозал располагался в левом крыле Дворца культуры. Справа от центрального входа – театральная касса, слева – волшебный мир кино. Так сложилось исторически, и представители старшего поколения дзержинцев прекрасно помнят это, – говорит специалист по методике клубной работы Мария Попова. – Молодежь узнала о существовании кинозала только тогда, когда он был уже отреставрирован и получил новое имя – «Центральный городской зал имени Изольды Извицкой». Перед горожанами помладше кинозал ДКХ предстал не просто кинотеатром, а кинотеатром со своей историей, которая тесно связана с историей и жизнью города. Такая вот ретроспектива».
С рестораном и буфетом
Кинотеатр с отдельной кассой, гардеробом, фойе, буфетом, вместительным кинозалом с киноаппаратной и, главное, самостоятельным входом. Двери кинотеатра были открыты для посетителей даже тогда, когда центральный вход Дворца был на замке – в выходные или вечером, после последнего сеанса.
«Таким представлялся кинозал дзержинского Дворца культуры архитектору Владимиру Емельянову. Именно таким он в итоге и получился», – рассказывает Мария Попова.
Мария показывает пояснительную записку к проекту ДКХ, она подписана специалистами Государственного комитета Совета Министров СССР по химии и государственного союзного проектного института «Госхимпроект» из Москвы. Документ датирован февралем 1959 года. С интересом, даже с любопытством, рассматриваю его. За столбцами цифр и расчетов, набранных на печатной машинке, «просматривается» здание дзержинского Дворца культуры. Здесь и ресторан на 150 мест, и «клубная часть» с книгохранилищем, читальным залом и аудиторией на 250 мест, и театральная часть с фойе, балконами, буфетом, и спортивная группа. А вот и кинотеатр – на три сотни мест!
«По меркам типового кинотеатра, рассчитанного где-то на 1000 мест, это, конечно, немного. Но надо понимать, что кинозалов такого уровня в Дзержинске на тот момент еще не было», – продолжает Алла Михайловна.
Это правда. До конца 50-х в Дзержинске работал всего один настоящий кинотеатр, располагавшийся в отдельном здании, – «Ударник». Затем открылся типовой кинотеатр «Родина»… А до той поры рабочий люд довольствовался кинозалами, которые действовали при Доме культы Свердлова и ДК на пос. Калинина, при клубах ТЭЦ и «XX лет Октября».
«Кинотеатры встроенного типа» – так они назывались – совсем небольшие, простецкие, оборудованные примитивной, допотопной техникой. Вот что пишет нижегородский исследователь Марина Тулякова в статье «Кинообслуживание населения Горьковской области в послевоенное время (1946-1964 годы)»: после войны в течение 15 лет киномеханическая промышленность продолжала выпускать устаревшие модели киносъемочной, кинокопировальной аппаратуры и другого оборудования…
Как видно, с «кинофикацией» в малых городах Горьковской области дела обстояли не очень. Как, наверное, и в любых других далеких от столицы малых населенных местах наподобие Дзержинска. Старые здания клубов и Домов культуры нужно было переоснащать, а новой технике нужны новые залы. А это – огромные деньги.
«В 1958 году Госпланом РСФСР было предусмотрено 120 миллионов рублей за счет ссуд Госбанка на строительство летних кинотеатров и пристройку залов к существующим постоянным кинотеатрам», – пишет Марина Тулякова.
В итоге за пятилетку с 1959 по 1964 год в Горьковской области, судя по отчетности, заработали «20 новых и летних кинотеатров на 6880 мест». Учла ли статистика построенную в Дзержинске «Родину» и новый кинозал при ДКХ, мы можем только предполагать. Все равно по обеспеченности числом мест в кинотеатрах Горьковская область тогда ушла недалеко – занимала почетное 68-е место среди областей РСФСР. На 1000 горожан приходилось 28 мест в кинотеатрах.
Чаще всего это были кинотеатры повторного фильма. Здесь демонстрировали старые, вышедшие из проката ленты – отечественные и зарубежные. Тем не менее спрос на них был большой. Премьеры же доставались жителям больших городов.
«Жизнь моя – кинематограф…»
Наобум открываю номер за номером газеты «Дзержинец» – пытаюсь найти киноафишу: очень хочется знать, что показывали в городских кинозалах сорок-пятьдесят лет назад. Ведь не только же достижениями пятилеток жили люди, не только же выполнением и перевыполнением планов интересовались и болели за итоги соцсоревнований?!
Случайно в номере за 21 августа 1955 года натыкаюсь взглядом на рубрику «Сегодня». О! Оказывается, это и есть афиша. Видимо, для тех, кто ооооочень любит кино – размером со спичечный коробок, шрифт такой, что без лупы не разобрать. Да и репертуар скудноват. На четыре кинозала – четыре кинофильма. В «Клубе XX лет Октября» идет фильм «Кто смеется последним» двухлетней давности. В кинозале клуба ТЭЦ транслируют «Рио Эскондидо», вышедший на экране в 1948 году, в Доме культуры на поселке Свердлова – «Свадьба с приданым» за 1954 год. Самый свежий фильм демонстрируется в «Ударнике» – «Призраки покидают вершины» (что-то вроде блокбастера с элементами детектива на советский манер).
А вот социалистические праздники кинозалами отмечались особо – по несколько дней подряд для киноманов крутили картины «Ленин в 1918 году», «Вихри враждебные», «Броненосец Потемкин», «Возвращение Максима», «За власть Советов». Исключительно «по просьбе трудящихся».
На пропагандистском фоне отличался кинотеатр «Ударник». Например, в честь 7 ноября в 1957 году здесь показали новый художественный фильм «Летят журавли». Премьера!
Киноафиша в газете тогда, в 50-60 е годы, публиковалась от случая к случаю, в отличие, например, от афиши театральной. Но люди шли и так.
Горожане любили кино. Открывшийся кинотеатр ДКХ пользовался просто огромным спросом. В дни школьных каникул особенно. В газете «Дзержинец» за январь 1960 года читатель сообщает, что 2 января в 11.00 на детском киносеансе многие взрослые и дети смотрели кино стоя. «Зал-то ведь рассчитан на 300 мест, а никак не на 500 зрителей!» – пишет А. Николаев.
Ближе к 70-м, судя по газетным афишам, репертуары дзержинских кинотеатров по-настоящему ожили. Речь, конечно, не идет о громких премьерных показах. Кино на любителя. «Грибной человек» («смотрите последние дни новый цветной фильм» – так рекламирует показ кинотеатр «Россия», «дети не допускаются» – это уже «Юбилейный»), «Провал «Голубой змеи», «Женщина французского лейтенанта», «Как три мушкетера», «Мужчина и женщина 20 лет спустя», «Мое последнее танго»... Несколько лет не сходил с экранов французский фильм «Четыре мушкетера», «Лимонадный Джо» и «Крокодил Данди». Так что, наверное, затерли пленку до дыр.
По какому принципу отбирались фильмы для показа, сказать трудно. Некоторые ленты попадали на голубые экраны дзержинских кинозалов с многолетним опозданием. Так было с фильмами «Женщина, которая поет», «Розыгрыш», с советским хоррором «Вий», который вышел в свет в 1967 году, а на экраны дзержинских кинотеатров только через 18 лет (!) – в 1985 году.
Иногда, хоть и крайне редко, горожанам предлагались к просмотру настоящие шедевры. Например, в 1972 году в Дзержинске, судя по афише, можно было посмотреть «Солярис» Тарковского. Встречались и просто хорошие фильмы, сегодня ставшие классикой народного советского кино: в 1977-м в город привозили фильм «Подранки», «Табор уходит в небо», «Белый Бим Черное ухо», в 1979 -м – «Шла собака по роялю». В 1985 году горожане увидели «Самую обаятельную и привлекательную», в 88-м «Россия» показала «Иван Васильевич меняет профессию» (тоже, кстати, с опозданием), а «Родина» – «Курьера».
Вообще же дзержинский зритель не был избалован премьерными показами. Даже в праздничные и выходные дни репертуар не менялся. Редкий случай – 8 марта 1978 года в кинозале ДКХ в честь праздника крутили «Служебный роман». В 1981 году сюда привезли первый отечественный боевик 80-х – «Пираты XX века». Правда, судя по афише, на дзержинском экране он не задержался.
«Работники кинотеатра ДКХ рассказывали, что по три раза в неделю ездили в Горький, оттуда привозили новые фильмы. Выбирали, что поинтереснее, на свой вкус. Перед показами, чтобы зрители не скучали, устраивали мини-концерты с участием творческих коллективов Дворца», – рассказывает Алла Михайловна.
Аккуратнее! Это история синематографа!
В городском кино показывали не только кино. Здесь проходили встречи со зрителями, организовывались кинолектории.
В одном из сентябрьских номеров за 1980 год «Дзержинец» сообщает о том, что «в ДКХ возобновляет свою работу Центральный Московский кинолекторий». Занятия проводили представители Союза кинематографистов СССР и бюро пропаганды (куда без них?!) советского киноискусства. В программе творческие встречи с работниками киностудии «Ленфильм», выступления ведущих советских режиссеров (только представьте, а!), кинооператоров, актеров, кинопремьеры…
«В советское время кинотеатр ДКХ работал без выходных. Каждый месяц его посещали около 6000 зрителей. Киномеханик I категории Валентина Газизянова рассказывала, что кинозал Дворца не раз занимал 1-е место в Горьковской области по посещаемости и выполнению финансового плана», – говорит Мария Попова.
Сегодня Центральный городской кинозал им. И. Извицкой пользуется не меньшей популярностью среди киноманов. Одно то, что расположен он не в торговом центре, а в историческом здании Дворца культуры, признанного объектом культурного наследия, ставит кинозал на порядок выше «собратьев».
«В 90-е годы кино ушло с экранов кинотеатров по всей стране. Не миновала эта участь и кинозал ДКХ. Почти 25 лет он бездействовал, здесь были склад и мастерская. Несмотря на это, часть декоративных элементов, отличающих эпоху 50-х годов, все же удалось сохранить. Прежде всего, это массивные столбы, напоминающие пропилеи, с лепниной в виде венков, пятиконечных звезд – они основа архитектурного облика кинозала», – говорит Мария Попова.
Она вспоминает, что реставрация кинозала была схожа с археологическими раскопками, во время которых были обнаружены интересные «артефакты».
«Это и билеты на сеанс, проходивший 25 января 1970 года. На них видно, что билеты в кино стоили копейки. В прямом смысле – 10 копеек. Нашелся репертуарный план кинофильмов на август 1979 года. Случайно завалившийся школьный угольник, пуговица от школьной формы и маленькая рогатка – это значит, что частыми гостями кинотеатра были школьники. Маленький игрушечный танк, обертки от мороженого и шоколада, а также целая коллекция советских монет… Мы словно вернулись в прошлое, отмотали киноленту на несколько лет назад», – продолжает Мария.
«Было бы здорово, если бы на экране нашего Центрального городского кинозала начали демонстрировать советскую черно-белую классику из запасов Госфильмофонда и иностранные ретро-ленты. Хотелось бы возродить традицию кинолекториев, встреч с актерами, режиссерами... Дзержинцы и гости города наверняка оценили бы», – считает Алла Попова.
Елена АРТЕМОВА.
«Репортер и время» благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников ДКХ – Аллу и Марию Поповых.