«Страх проступает сквозь каждую букву»
День памяти жертв холокоста отмечается во всем мире 27 января. Председатель еврейской общины Дзержинска Ефим Беркович рассказал «Репортеру», насколько эта трагедия близка нашему городу.
«Рассказывать о том, что причиняет душевные страдания, сложно»
– Ефим Михайлович, во времена войны Дзержинск был бы абсолютно тыловым городом, если бы не предприятия, выполнявшие оборонный госзаказ… Каким образом и насколько наш город «задели» события холокоста?
– В строительстве города, которое началось в 30-е годы, было задействовано огромное количество приезжих. Они прибывали сюда со всей страны, из бывших республик, входящих в состав СССР, ныне – стран ближнего зарубежья. Многие осели в Дзержинске, впоследствии работали на заводах, которые возводили. А их родственники так и остались в Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, на Украине, в Молдавии… С началом Великой Отечественной войны они попали под удар. Так что пусть и косвенно, многие евреи, живущие сегодня в Дзержинске, задеты событиями холокоста.
– Можете назвать цифры?
– В общей сложности – 70 человек. Несколько лет назад еврейская община Дзержинска начала работу над рукописным изданием, посвященным этой теме («Книга памяти еврейской религиозной общины города Дзержинска Нижегородской области 2008/5769»). В основу легли подробные анкеты погибших во время войны евреев, направленные их дзержинскими родственниками в адрес Яд ва-Шем – национального мемориала Катастрофы (холокоста) и Героизма в Иерусалиме. Кроме того, в этой книге есть информация о евреях, погибших в цехах городских заводов, о евреях-дзержинцах, воевавших и не вернувшихся с полей сражений. В общей сложности в книге упомянуто свыше 700 имен.
– Как возникла идея создать такую книгу?
– В 2006 году я побывал в Израиле, посетил тот самый мемориал Яд ва-Шем, в переводе с иврита его название переводится как «длань Всевышнего». Здесь хранятся персональные документы, свидетельствующие почти о четырех миллионах поименно идентифицированных жертв. Мемориальный комплекс произвел на меня неизгладимое впечатление. Печи, газовые камеры – видеть это невыносимо. Венчает мемориал гигантский купол, на котором каждые две секунды высвечиваются портреты погибших во времена холокоста евреев – взрослых и детей… Сдержать слезы было невозможно… Вскоре после того, как я вернулся в Дзержинск, из Яд ва-Шема пришло предложение дзержинским евреям поделиться историей своих семей, рассказать о родственниках, уничтоженных нацистами. Их воспоминания, анкетные данные легли в основу книг: одна хранится у нас, а другая – в Яд ва-Шеме.
– Ефим Михайлович, читаю анкеты. В строке «фамилия подателя» действительно много известных в Дзержинске фамилий…
– Конечно, не все и не сразу откликнулись на предложение поделиться историей своей семьи, вписать ее в Книгу Памяти. И это понятно: рассказывать о том, что причиняет душевные страдания, действительно сложно. Тем не менее благодаря родственникам, живущим в Дзержинске, которые приходятся погибшим племянниками, внуками, двоюродными внуками и правнуками, нам удалось установить судьбу 70 евреев, ставших жертвами холокоста.
– В книге есть анкетный лист, в котором упомянуты сразу «288 евреев, погибших в 1941 году», но нет их имен, фамилий… А в графе «Место и обстоятельства гибели» говорится, что «на опушке леса люди выкопали себе котлован, вошли туда и были закопаны»… О ком идет речь?
– Известно, что по всей Прибалтике, Украине, Белоруссии, почти возле каждого небольшого города, возле многих деревень находились так называемые «ямы» – естественные овраги, куда сгоняли и где расстреливали мужчин, женщин, детей… В городе Калараше, в Молдавии, было обнаружено подобное захоронение. Калараш – город моего детства... После войны там был обнаружен котлован с заживо закопанными людьми. Когда в 1961 году этот котлован откопали, чтобы перезахоронить погибших, у многих каларашцев случился настоящий шок: они узнали своих родственников… Я тоже был на этих похоронах. На тот момент я жил в Мухтолове, но, когда узнал об этом событии, не смог не поехать... Почти триста телег с гробами – страшно, очень страшно, не передать словами…
«Никакого художественного вымысла – жестокие факты»
– В сущности, книга не только знакомит с именами погибших, но и документирует обстоятельства смерти… От этих подробностей волосы встают дыбом…
– Да, ужасы войны, о которых многие знают из книг, документальных и художественных фильмов, здесь – как на ладони… Никакого художественного вымысла – жестокие факты: «расстрелян нацистами карательной акции», «прилюдно расстрелян», «пытали, затем расстреляли»… Когда читаешь: «место смерти» – «пионерский лагерь», а в строке «возраст погибшего» – «3 года», «7 лет», становится жутко. О страхе, который наверняка испытали погибшие, в анкетах нет ни слова. И все-таки хочешь не хочешь, он проступает сквозь каждую букву…
– Ефим Михайлович, вашей семьи это тоже коснулось?
– Да. Моего дядю Ошера, который был пастухом, немцы разорвали на части: привязали к лошадям и погнали их... Когда немцы пришли в село недалеко от города Лево, дядя с тетей как раз поили скот. Немцы начали стрелять в воздух, пугать, дядя сделал им замечание… А его жену потом утопили в корыте, в котором поили лошадей… Семья другого моего дяди, маминого брата Лазаря Кижнера, жила в поселке Лозово. У них с тетей Молкой было трое детей: Туба, Фишл и Иоселе. Село, в котором они жили, находилось в 50 км от границы с Румынией. В первый же день дядю забрали в армию, а тетя с детьми осталась дома. Им пришлось прятаться от немцев… Когда их обнаружили, тетю пытали, а потом под дулами автоматов вывели с детьми на площадь и заставили рыть могилу. Потом над ними постреляли, ранили тетю и Тубу и увели их домой. На следующий день все повторилось. И после многочисленных издевательств тетя Молка, уже дважды раненая, похоронила Иоську… Эта пытка продолжалась несколько дней. Потом тетя похоронила Фишла, затем и Тубу… Односельчане, которые видели это, плакали, просили прекратить пытки… Тетю Молку убили на шестой или седьмой день...
«В память о холокосте в синагоге открыта небольшая стела»
– Насколько я знаю, ежегодно в День памяти жертв холокоста еврейская община Дзержинска устраивает памятные мероприятия…
– Общая трагедия объединяет людей. Так было и в этом году. Нами была организована встреча «День скорби, памяти, печали». Ведущими вчера были Юлия Горнушенкова и Тамара Беагон. Специально к этому событию была подготовлена выставка «Память без срока давности». На ней представлены книги, посвященные холокосту. В этом году мероприятие впервые провели совместно с нижегородской еврейской общиной и общиной-центром «Хэсэт Сара». Учитывая важность события, в нем принимали участие как взрослые, так и дети различных национальностей, конфессий: читали стихи, слушали песни, смотрели тематические видеоролики, в том числе видео, посвященное оставшимся в живых евреям, пережившим ужасы концентрационных лагерей. Среди них – Брейда Флейшман с супругом… В заключение собравшиеся стоя исполнили «Бухенвальдский набат».
В этом году в память о событиях в синагоге была открыта небольшая стела. Она изготовлена из стекла и металла, сквозь стекло видно ее содержимое: на каждом ярусе расположены небольшие «кирпичики» с землей, которая была взята с мест массовых захоронений погибших в Великой Отечественной войне. Она привезена из Сталинграда, Керчи, Одессы… Война – это неисчислимое количество жертв, общая трагедия. И наша стела посвящена всем погибшим в той войне…
Елена АРТЕМОВА.