Страх и ужас

Под новый год театр драмы показал мрачную драму Максима Горького «На дне».
Драму Максима Горького «На дне» презентовал в минувшие выходные Дзержинский театр драмы. Очередную премьеру артисты подготовили к 150-летию со дня рождения писателя. В преддверии новогодних праздников постановка вызвала неоднозначное впечатление публики.
Напомним сюжет «На дне». Ночлежный дом и его обитатели: бедняки и босяки, картежники и шулеры, воры и каторжники, пьяницы и головорезы. Среди них – умирающая от чахотки Анна и ее муж Клещ, один-единственный среди всех рабочий, который в итоге остается без работы и без жены. Рядом – мечтающая о любви молоденькая Настя, продавщица пельменей Квашня, татарин, гармонист Алешка, бывший актер и бывший барин… Насте не верят, что она любила и была любима. Барину не верят, что были у него лакеи и карета. Квашне – что не хочет она замуж. Актеру – что был он актером и еще будет им…
А через стенку от «постояльцев» – хозяева ночлежки: Василиса, ее муж Костылев и сестра Наташка. По соседству – их дядя участковый. Говоря современным языком, все схвачено! Однако и богатые здесь тоже плачут. Две сестры не могут поделить любовника Ваську из босяков. Муж ревнует, все видит, но сделать ничего не может. Участковый никак не дозовется замуж Квашню.
И тут в ночлежке появляется старик Лука. Кто он? Старик, старец, странник от слова «странный!? Или прохожий от слова «проходимец»? Именно после его появления начинается череда смертей в ночлежке и рядом с ней: сначала умирает больная Анна, потом убивают хозяина Костылева, пропадает Наташа, вешается на пустыре Актер...
Четыре действия драмы актеры играют за два. Темные декорации практически не меняются – разве что нары и лавки переставляют с места на место. Пьеса исполнена практически один в один с оригиналом: много диалогов и монологов. Однако, несмотря на это, имеет место самобытное звучание. Специально состаренные костюмы изльна и мешковины, матерные частушки, колыбельная вдовца и песня про горе в финале делают постановку более колоритной. И если в школе мы, изучая на уроках литературы «На дне», спорили, благо или зло несет людям Лука, то версия Дзержинского театра драмы выводит во главу угла другой вопрос: а живы ли люди? Только мертвые ничего не видят, не слышат и не чувствуют. И только покойников можно не бояться. Однако ж именно так, без чувств и целей, живут обитатели «дна», и именно они наводят страх и ужас.
В конце четвертого действия занавес закрывается на несколько секунд, и на поклоне мы видим выстроившихся в ряд 16 героев драмы. Молчаливый и замерший финал.
Анна ДМИТРИЕВА.