Сомнительный эксперимент
Администрация Дзержинска обнародовала планы преобразования Парковой аллеи в дзержинский Арбат. А у «Репортера» встречное предложение: оставьте зеленую зону в покое.
В начале июня городская администрация рассказала о проекте инициативной группы, которая предложила сделать на Парковой аллее своеобразный дзержинский Арбат.
Как следует из пресс-релиза администрации, проект предполагает сооружение на части аллеи, возле офисного здания по адресу: Парковая аллея, 6, павильона для организации выставок и мастер-классов художников и фотографов, а также площадки под открытым небом для организации уроков танцев.
По замыслу инициативной группы, проект будет способствовать популяризации творчества местных художников, а Парковая аллея в итоге станет центром притяжения горожан, гостей города и туристов.
Культуру – в массы
Идею создания арт-пространства на Парковой аллее активно продвигает инициативная группа во главе с Алексеем Калигиным, который возглавляет городское отделение нижегородского частного медицинского центра и на любительском уровне занимается живописью и танцами.
Алексей Калигин отказался отвечать на наши вопросы, но в интервью интернет-каналу «Дзержинское время LIVE» пояснил, что проект направлен на то, чтобы помочь дзержинским творцам где-то выставляться помимо галерей. По его словам, большинство из них не зарабатывают на таланте и не могут потратить много денег на продвижение своего творчества. Вот и возникла идея продвигать местную культуру в массы посредством создания в Дзержинске подобия московского Арбата или нижегородской Покровки.
В инициативной группе есть и танцовщики. В частности, руководитель дзержинского филиала школы танцев для взрослых «Мастерская танго» Ксения Норкина продвигает в городе социальные танцы (танцевальное направление, ориентированное на приятное времяпрепровождение в качестве досуга, когда даже незнакомые друг с другом люди собираются вместе, не обязательно парами, и танцуют, кто с кем хочет. – Прим. ред.).
– С весны до осени мы планируем проводить на танцевальной площадке вечера для тех, кто танцует аргентинское танго, – пояснила «Репортеру» Ксения Норкина. – Нам, по большому счету, нужна небольшая площадка с гладким покрытием – таких в Дзержинске под открытым небом просто нет. Естественно, другие социальные танцевальные направления, такие как сальса, бачата, тоже будут приветствоваться на этой площадке.
По словам Ксении Норкиной, такие площадки есть во многих городах – например, в Париже – на берегу Сены, в Казани – тоже на набережной. Но почему в Дзержинске выбор пал на Парковую аллею, а не на Окскую набережную?
По словам Алексея Калигина, это городская территория и при условии договоренности с муниципалитетом никто не будет мешать строительству, ставить препоны. Рядом – нежилое здание, а значит, не возникнет конфликтов с жильцами, которым могло бы не понравиться подобное соседство.
Ну а главным аргументом является то, что Парковая аллея – это центр города и часть дзержинского экскурсионного маршрута. Алексей Калигин уверен, что новый объект станет «красивым пятном на благоустроенной аллее» (ее, напомним, благоустроили еще при мэре Нестерове. – Прим. ред.), притягивающим к себе как горожан, так и гостей города.
Главное – не навредить
Вот только не стоит забывать, что московский Арбат или нижегородская Покровка – большие торговые улицы с давно сформировавшимся культурным бэкграундом. В нашем же случае речь идет о небольшой аллее, то есть фактически о зеленой зоне, которых и так сейчас катастрофически не хватает в центре города.
– Понятно, что хотелось бы популяризировать искусство, прорекламировать, воодушевить художников и мастеров, вытащить наши жемчужины на всеобщее обозрение. Но на Парковой аллее свет клином не сошелся – есть другие инструменты для того, чтобы донести до туристов наше наследие. В этом деле, как и в любом другом, главное – не навредить, – высказал мнение известный далеко за пределами города дизайнер обуви Рустам Адюков.
Нужно прислушаться к экспертам
По мнению Рустама Адюкова, выставки на Парковой аллее, скорее всего, мало помогут местным творцам в деле популяризации их творчества, потому что для этого мало просто выделить какое-то, даже самое привлекательное, место. Нужна кропотливая работа по планомерному развитию и популяризации городских культурных очагов, которая у нас не ведется.
– На самом деле возможностей для популяризации искусства – громадье, но необходимо прислушаться к экспертам, – уверен дизайнер. – Я бы, например, обратился за содействием в нижегородский центр современного искусства «Арсенал». Стоит потратить деньги и привлечь специалистов, иначе опять появятся павлин и лебеди (речь о скульптурах экзотических птиц, которые несколько лет назад установили у памятника Дзержинскому волей тогдашнего начальника управления благоустройства администрации Хусаина Сабитова, а затем по просьбе общественности перемещены в парк «Радуга». – Прим. ред.).
– На сегодняшний день, как мне кажется, актуальны кластеры или культурные центры с внутренней инфраструктурой, сервисом: бесплатным вай-фаем, мастерскими для художников, лекционными залами. Вот что актуально на сегодняшний день. Не какие-то ларечки, где будут стоять бедные художники, а мастерские шоу-румы, – рассуждает Рустам Адюков.
Кому надо?
Большой вопрос, насколько востребованным окажется арт-пространство у самих творцов. К примеру, не очень ясно, на каких условиях творческие люди смогут выставляться на Парковой аллее. В этой связи, думаю, уместно будет напомнить о том, что аналогичная творческая площадка под названием «Дзержинский Арбат» у нас существует с 2013 года, и до весны прошлого года дела у «арбатчан» шли относительно неплохо. Они собирались в сквере имени Патоличева в дни массовых гуляний, знакомили горожан со своим творчеством, продавали творения своих рук, проводили мастер-классы. И формат, как и место расположения, их вполне устраивал. Однако чуть более года «Арбат» фактически приказал долго жить с подачи чиновников местного отдела культуры. Сначала «арбатчанам» предложили съехать с привычного места, а потом и вовсе потребовали плату за возможность выставить работы.
– Теперь получается, что все от нас хотят денег за участие. А материалы сейчас очень дороги, продаж немного – мы и так свой труд продаем за копейки, – констатирует в разговоре с нами представитель дзержинской арт-студии «Идея», участник проекта «Дзержинский Арбат» Татьяна Субботина.
И это, можно сказать, тренд. Постоянному давлению со стороны властей уже много лет испытывают на себе и художники с нижегородской Покровки: их пытаются приравнять к предпринимателям и, соответственно, брать плату за место. Пока атаки чиновников им удается отбивать, но надолго ли?
Парковая аллея дает пространство
Очень жаль, что власти при принятии каких-либо решений перестали опираться на научное сообщество. Как отметил Рустам Адюков, в Дзержинске очень немного объектов исторического наследия сохранилось в подлинном его виде, содержании. И это не вина нынешней администрации. Проблема застарелая.
– У нас, к сожалению, давно упразднена должность главного художника города. И худсоветы, и выставкомы рассматривали на конкурсной основе, на высоком профессиональном уровне любые предложения, которые затем воплощались в жизнь нашими архитекторами. Я понимаю, что любое творчество имеет право существовать, но важен и еще общий облик города, который мы не вправе нарушать. Алексей Федорович Кусакин планировал построить у нас маленький Ленинград, и старый город должен этому соответствовать, – полагает Рустам Адюков, который, кстати, в свое время работал вместе с последним главным художником Дзержинска Геннадием Васильевичем Коряковым, поэтому проблематика эстетического облика города нашему собеседнику не чужда.
– Тогда (при планировке. – Прим. ред.) продумывалось абсолютно все: и инфраструктура, и привязки, и эстетика, вплоть до того, какие породы деревьев будут высажены, – напоминает Рустам Адюков. – Облик нашего города уникальный. И Парковая аллея тоже, наверное, является визитной карточкой нашего города. Такие места предназначены прежде всего для отдыха, а не для того, чтобы мы напрягали свои информационные каналы. Там, наверное, не нужны магазины, ларьки, не нужен этот перебор. Думаю, что Парковую аллею с точки зрения городской эстетики лучше оставить в нынешнем виде. Это мое мнение.
Обещают одно – строят другое
Если сама идея – поддержать местных творцов – вряд ли у кого может вызвать отторжение, то вот место ее осуществления по душе далеко не всем дзержинцам. В частности, многие читатели «Репортера» не в восторге от попыток чем-либо застроить Парковую аллею.
Горожане опасаются, что в итоге на аллее появится не совсем то, а может быть, и совсем не то, что запланировано. Не сейчас – так через пару лет. Примеров такого обмана на карте города не счесть. В условиях градостроительной вакханалии, когда без каких-либо последствий можно нарушить все писаные и неписаные градостроительные нормы, когда в Шанхай превращается одна из центральных площадей, а торговые центры строятся даже на дорогах, ожидать, согласитесь, можно чего угодно.
Где ты, турист?
Несмотря на то что городские власти уже много лет твердят о желании сделать Дзержинск привлекательным для туристов, большого количества туристических групп на наших улицах по-прежнему не видно. Что, в общем-то, неудивительно, учитывая, что в последние два-три десятилетия неповторимый архитектурный облик города просто уничтожался. И вряд ли получится заманить туристов растяпинской игрушкой – этот промысел еще не настолько стар, чтобы вызвать ажиотажный спрос.
Возможно, когда-то в далеком будущем в наш город действительно повалит народ, чтобы взглянуть, например, на Торговую площадь – ярчайший, просто-таки уникальный пример жадности и рвачества российского бизнеса и властей периода первоначального накопления капитала в новейшей истории России. Но по достоинству оценить этот «шедевр» смогут только будущие поколения.
Непроходимое место
Не очень понятно, почему инициаторы создания арт-пространства на Парковой аллее считают, что именно это место будет способствовать популяризации творчества дзержинских мастеров. Далеко не все считают ее такой уж завидной площадкой для выставок. «Не могу сказать, что место выбрано удачно. На мой взгляд, оно непроходимое. Туда идут люди от площади Дзержинского до рынка, вот и все. А сейчас очень многие горожане ездят на машинах – они тоже туда не пойдут. Придут в лучшем случае те, кто живет на улице Октябрьской», – полагает представитель дзержинской арт-студии «Идея», участник проекта «Дзержинский Арбат» Татьяна Субботина.
Наталья ПАНКРАТОВА.