С 1 сентября в дзержинских школах приступили к работе специалисты по воспитательной работе, в прессе именуемые советниками директоров

Однако никто до сих пор так и не объяснил общественности, какие же конкретно обязанности будут у этих новоявленных школьных воспитателей.
Напомним, что Нижегородская область вошла в десятку регионов, где этот пилотный проект будет проходить обкатку. Корреспондент «Репортера» на условиях анонимности пообщался с одним из таких советников.
Мифический конкурс
История с введением в школе новой должности – советника директора по воспитательной работе – с самого начала напоминала профанацию. По документам выбирать советника должны были на конкурсной основе, причем не менее чем из трех кандидатов. На практике все свелось к тому, что нашего собеседника, который работает педагогом в одной из дзержинских школ, вызвал к себе директор и уговорил:
– Нам выдали список того, что мы должны сделать. В частности, надо было записать видео хорошего качества с монтажом, хотя нас этому никто не учил, в нем рассказать о себе. Затем нам назначили встречу в Zoom, причем в воскресенье утром, потом выдали грамоты и поздравили с тем, что мы выиграли мифический конкурс советников.
Из советника – в эксперты
Началась эпопея с зачислением на работу. Выяснилось, что нас оформляют в некое московское ФБГУ «Российский детско-юношеский центр» («Росдетцентр») – я до сих пор не понимаю, что это за организация. Далее последовал долгий сбор всевозможных документов и справок о том, что я не состою ни на каких учетах. Дома меня в шутку спрашивали, уж не в ФСБ ли я устраиваюсь, – продолжает наш собеседник. – А еще мы много раз переписывали заявление об устройстве на работу. В конечном итоге устроили нас вовсе не советниками директора, а экспертами по воспитательной работе. То есть называют нас по-прежнему советниками, а реально мы работаем экспертами.
На скорую руку
Потом было короткое, около недели, обучение в «Артеке». О том, что мы туда поедем, причем даром, нам сообщили с большим пафосом, однако билеты купили самые дешевые. Из Дзержинска направились в аэропорт Москвы, где несколько часов ждали рейса, который в итоге еще и задержали. Но нам повезло: например, педагоги из Омска вообще около 10 часов там сидели. В итоге до «Артека» мы добирались 14 часов, хотя из Нижнего есть прямой авиарейс до Крыма, который летит менее трех часов...
Что касается обучающих семинаров, они были интересные, хотя сказать, что я узнала много нового, не могу. В конце сессии надо было быстро сделать итоговую работу – программу воспитательных мероприятий для своей школы. Требовалось на скорую руку написать что-то нестандартное, на высоком уровне провести презентацию, продемонстрировать умения оратора. В общем, последние две ночи было не до сна, защита прошла успешно, а то, что программа мало соотносится с реальностью, никого не волновало.
Кстати, в «Артеке» выяснилось, что и в других регионах никаких конкурсов по выбору советников не было: людей просто уговорили. И нам даже там никто не объяснил, чем же мы должны заниматься, сколько денег за это будем получать.
Педагоги предыдущего потока спросили о зарплате у министра просвещения Сергея Кравцова, который приезжал в «Артек», так их потом отчитали за это. Так что представителей нашего потока четко проинструктировали, какие вопросы можно задавать министру при встрече, а какие нет.
Очередная ерунда
Более-менее ситуация прояснилась дома, в Дзержинске. Поначалу нам предложили устроиться в «Росдетцентр» на полную ставку с зарплатой 15 тысяч рублей и 28 днями отпуска. Но тогда эта странная организация стала бы нашим основным местом работы, а в школе мы бы числились только на полставки, а мы же все учителя. Понятно, что такая перспектива никого не прельстила, поэтому пришлось переиграть «сюжет»: в «Росдетцентр» нас в итоге взяли на полставки с зарплатой в 6,5 тысячи рублей, но работать, сказали, придется по полной, несмотря на то что нагрузка на учителей сейчас и так огромная.
Однако самое печальное в том, что заниматься по полной нам почти наверняка придется какой-то очередной ерундой.
РДШ идет в школы?
Когда знакомые спрашивают меня, что же конкретно я буду делать в новой должности, мне пока нечего ответить. Я подозреваю, что толком этого не знают даже сами инициаторы этого нововведения. Ясно только то, что, в отличие от завучей по воспитательной работе, мы будем ориентироваться на планы Российского движения школьников (РДШ), я так понимаю, что мы должны будем помогать его развитию. Не исключено, что в обозримом будущем первички этой организации появятся во многих наших школах – конечно же, сугубо добровольно.
Возможно, власти хотят таким образом привлечь к себе молодежь, но я полагаю, что затея эта бесперспективная, потому что вся наша деятельность в итоге сведется к тому, что мы будем участвовать в каких-нибудь конкурсах, инициированных этим РДШ, – никому не нужных и неинтересных, а также делать отчеты о них.
Это плюсом к тем бесконечным конкурсам разных уровней и масштабов, от которых школа задыхается уже сейчас.
Школа превратилась в дурдом
Причем ведь от педагогов требуют, чтобы эти конкурсы были массовыми с большим количеством участников. А желающих поучаствовать в них мало: никому это не надо. Вот и бегают учителя за детьми, уговаривают, порой подкупают: поучаствуйте в обмен на хорошие оценки.
А еще прибавьте сюда проектную деятельность, нескончаемые мониторинги, внеурочную деятельность у классных руководителей. Боже мой, сейчас даже классные часы просто так не проходят, надо обязательно фото или видеоотчет составить и отослать человеку, который несет за это ответственность. И вся эта имитация бурной деятельности происходит каждый день. Так что учитель просто обязан иметь хороший телефон, чтобы сделать фото соответствующего качества.
А может быть, главная цель у разработчиков таких проектов – банальное освоение денег? Сейчас вот у нас цифровизация. Кто-то же делает все эти цифровые платформы, где печатаются отчеты. Вот им они действительно нужны, а мы стали крайними.
Наши родные приходят домой и отдыхают, а мы вечно что-то пишем, распечатываем, записываем, монтируем. Причем это все никому не нужная бюрократическая пустота и профанация. Думаю, работа экспертов по воспитанию будет из той же серии. А на реальную, нужную работу с детьми у нас просто нет времени. Школа превратилась в дурдом.
Отношение, как к челяди
И конечно, очень удручает отношение к нам со стороны руководства. С нами разговаривают, как с челядью, никогда не похвалят, зато могут нахамить, наши возражения не принимаются в расчет. Мы всем чего-то должны – на том основании, что работаем в школе.
Вот типичная ситуация. Приходит распоряжение: все записываются на электронное голосование – тестировать систему. Ну кто ее еще будет тестировать, если не мы?! Зарегистрировались, протестировали, потом еще раз на реальных выборах проголосовали, директор отчитался.
Или голосуем за присвоение Дзержинску звания «Город трудовой доблести». И никто тебя не спрашивает, хочешь ли ты. Мало того, что сам должен проголосовать, так классные руководители должны скинуть ссылку в родительский чат, чтобы они тоже проголосовали, да еще отчитаться, сколько человек приняли участие в голосовании. Так и живем. И никакого просвета впереди.
Зачем и кому это нужно?
Информация о том, что в школах должны появиться советники директоров по воспитательной работе, прозвучала из уст министра просвещения Сергея Кравцова в конце января 2021 года и совпала по времени с протестными акциями, в которых участвовала в том числе и молодежь школьного возраста.
Впрочем, министр просвещения России Сергей Кравцов заявлял, что в рамках данного проекта не предполагается проведение какой-либо идеологической работы с детьми. Школьникам планируется прививать семейные ценности.
Исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева в разговоре с «Коммерсантом» сообщила, что основной задачей советников-воспитателей будет общение с молодежью. По ее словам, воспитатель должен говорить с детьми на одном языке и знать, чем они увлекаются: быть в курсе мемов, смотреть те же стримы и фильмы, слушать ту же музыку, разбираться в компьютерных играх.
Впрочем, спикер Совфеда Валентина Матвиенко высказала мнение о том, что введение должности советника-воспитателя проблему не решит.
«Не надо думать, что если мы во всех школах введем советника директора по воспитательной работе, то у нас все будет хорошо с воспитанием. Это очень поверхностный и неправильный подход», – сказала она, призвав министра посмотреть на проблему стратегически.
Политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин считает, что введение в школах советников по воспитательной работе обусловлено в первую очередь политическими причинами: «У власти есть опасения, что протесты продолжатся и их мотором будет выступать молодежь. Поэтому сейчас есть импульс со стороны верховной власти делать ставку на работу с молодежью на тех площадках, которые под контролем власти. И на этот импульс исполнители реагируют кто как может, в силу своих компетенций, должностей. Власть в лице близких к ним структур и образовательного блока правительства отреагировала введением соответствующих должностей в школах. Это люди, которые проводили бы то, что в советское время называли идеологической работой. Не важно, как это сейчас будет называться».
Наталья ПАНКРАТОВА.