«Репортер» выясняет, почему в этом году затягивается старт благоустройства дворовых территорий по программе ФКГС
На прошлой неделе наконец-то был утвержден перечень городских территорий, подлежащих благоустройству по программе «Формирование современной городской среды» в 2022 году. В него вошли всего 36 дворовых территорий – значительно меньше, чем в прошлом году (впрочем, есть надежда на расширение этого списка). Предпочтение отдавалось многоквартирным домам, готовым участвовать в софинансировании работ.
Дело в этом году явно застопорилось. Например, в прошлом году межведомственная комиссия, состоящая преимущественно из местных чиновников и депутатов, утвердила аналогичный перечень почти на два месяца раньше.
«В прошлые годы в это время обычно уже кипела работа: в конце мая проводились конкурсы по выбору подрядчиков на проведение асфальтировки, в июле основные асфальтные работы заканчивались, ожидались только укладка мягких покрытий, установка форм на детских и спортивных площадках», – говорит сотрудник одной из УК города.
«Естественно, поздновато начинают, осенью, что ли, благоустраивать дворы будут?» – вторит ему помощник депутата Гордумы.
Впрочем, не все настроены так пессимистично. Например, в управляющей компании «Управдом-Центр» нам сообщили, что в данный момент ищут подрядчиков, проводят конкурс и заключают договор. Благоустройство дворов, которые вошли в упомянутый список, планируется закончить уже к 1 сентября.
Другое дело, что утвержденный перечень включает в себя всего-навсего 36 дворовых территорий. Это при всем при том, что только в УК «Управдом-Центр» были подготовлены пакеты по 27 домам, по 20 домам геодезистами были проведены работы. Все документы направлены в администрацию, но одобрено благоустройство пока только территорий пяти домов. Аналогичная ситуация и в управляющей компании «ДУК».
«На сегодняшний день мы заключаем договоры на благоустройство территорий возле четырех домов, подавали на девять, всего у нас готовы проекты на благоустройство 11 домов, – сообщили в компании. – До этого года все проекты, которые мы подавали в администрацию, на 99% были воплощены в жизнь».
Надежда на второй перечень
Местные депутаты очень рассчитывают на то, что утвержденный перечень не окончательный.
«Это первый список. Дергунов, заместитель главы администрации городского округа, обещал, что при наличии средств будет и второй список, – рассказал «Репортеру» один из народных избранников. – Когда начнутся и закончатся работы по этому второму перечню, сейчас остается только гадать».
«Средств на благоустройство дворовых территорий по программе «Формирование современной городской среды» в этом году выделено не меньше, чем в прошлом. Другой вопрос, что финансирование осуществляется из разных источников. Первый этап, к которому мы сейчас приступаем, – это благоустройство на деньги муниципалитета. Так было и в прошлом году. Средства из регионального бюджета приходят в середине августа», – объяснил депутат, заместитель председателя городской Думы, директор ООО «ДУК» Олег Богданов.
По его словам, задержка связана прежде всего с ростом цен: «Нижегородсмета» долго проверяла документы. Тем не менее на этой неделе все договоры должны быть заключены, и начаты работы по программе за счет городских денег, а в конце октября, как полагает наш собеседник, будет второй этап благоустройства – уже на средства областного и федерального бюджетов.
Так, как должно быть, не бывает
«Поймите, не все зависит от городской администрации и от депутатов. Мы не знаем наверняка, придут деньги или нет, а если придут, то сколько и когда. Информация постоянно меняется, – откровенничает в приватной беседе со мной местный чиновник. – Конечно, должно быть по-другому. Но так, как должно быть, в реальности не бывает. На то есть и объективные причины: какие-то непредвиденные обстоятельства и банальная чиновничья волокита, причем не на местном уровне и даже, полагаю, не на региональном. Потом приходит осень, деньги остаются, их нужно срочно освоить, и начинается беготня. И тут самое главное – иметь готовый комплект документов, сидеть на низком старте и ждать. Проблема только в том, что за месяцы волокиты и цены тоже могут убежать».
Слуга народа в разговоре с нами попенял и на пассивность народа.
«Им бы кто-то все сделал, а они бы ходили и критиковали. Вот, например, дома должны стоять на кадастровом учете, чтобы участвовать в программе благоустройства. Как вы думаете, многие жители вообще знают о том, внесен их дом в соответствующий реестр или нет? Ответ очевиден, – сетует представитель местной власти. – Благоустройство по федеральной программе – многофакторная задача. Не сработает один фактор, и работа не будет сделана».
Круги ада
У противоположной стороны, понятно, своя правда.
«По сравнению с предыдущими годами стало намного хлопотнее: надо собрать бесконечное количество бумаг, сделать множество запросов для того, чтобы попасть в данную программу. Активный человек с утра до ночи должен ходить, собирать подписи, договориваться с сотрудниками УК, чтобы они составили смету, помогли с проектом. Люди помучаются и плюют, говорят: «Пусть уж лучше все остается как есть», – не скрывает эмоций помощник одного из местных депутатов. – Когда в 2017 году реализация этой программы только начиналась, было намного проще. Подавалась заявка, депутат делал проект, или жители обращались в какое-нибудь архитектурное бюро. Смету, хоть и с неохотой, делало МБУ «Город». И этого было достаточно. А потом началось: бумаги, бумаги, бумаги, бесконечные подписи, сначала 51% жителей, теперь 67%. Чтобы получить это софинансирование, людям надо несколько кругов ада пройти. Слишком все забюрократизировано».
Они такие же дзержинцы?
И это, увы, не единственные проблемы, связанные с реализацией программы. Как поговаривают злые языки, на заседании межведомственной комиссии по формированию современной городской среды некоторые депутаты возмущались тем, что в утвержденный перечень не вошло большинство дворовых территорий, заявлявшихся по так называемой минимальной программе благоустройства (она предполагает, как правило, только асфальтировку и не требует софинансирования со стороны жителей).
«Предпочтение отдается заявкам, которые предполагают софинансирование граждан. Остальные заявки оставляют на потом, ну, их забывают традиционно. Это несправедливо. Чем, скажите, жители маленьких двух-, трехэтажных домов хуже жителей многоэтажек, почему они должны жить в убитом дворе? Они такие же дзержинцы! – удивляется в разговоре с «Репортером» один из думцев. – Если дом многоэтажный и многоподъездный, естественно, на его счете больше средств, потому что собираемость больше, и объемы больше. Начали за здравие, а продолжили – как всегда. Но если этой программы не будет, я вообще не знаю, как мы дворы будем благоустраивать».
Будут беречь площадку
Представитель администрации негласно подтвердил нам: дворы, которые благоустраиваются при финансовом участии жителей, – в приоритете. И это осознанная позиция руководства города.
«Если люди вложили хотя бы копейку в благоустройство, они будут беречь имущество – например, детскую площадку. Более того, они будут обязаны ее содержать, следить за техническим состоянием, вовремя ремонтировать, подкрашивать. Вернее, это ляжет на плечи УК, но делаться будет за счет средств, собранных с жителей, – объясняет чиновник. – Да, у нас есть дома, придомовая территория которых так мала, что на ней ничего не поставишь. Думаю, какой-то выход для них будет найден».
Согласен с позицией администрации и Олег Богданов.
«Во-первых, в утвержденном списке немало небольших домов. Но я вообще против того, чтобы ограничивать благоустройство укладкой асфальта около дома: какая-то очень условная комфортная среда получается. Если нет парковки, машины как стояли на газоне, так и будут стоять, грязь после дождя как вытаскивалась на асфальт, так и будет вытаскиваться», – полагает наш собеседник.
Он уверен, что и возле маленького дома можно сделать достойное благоустройство. Это вопрос взаимодействия управляющей компании, жителей, администрации и депутата: «Возьмем какой-нибудь условный небольшой дом, в котором, например, 12 квартир. Для такого дома нужна парковка буквально на 5–6 автомобилей. Сумма софинансирования в итоге будет не слишком большая, и можно договориться с жителями о том, чтобы разбить ее, скажем, на полтора года. Ситуацию по каждому дому надо смотреть индивидуально».
Карусель со шлагбаумом
Возможно, софинансирование действительно сделает горожан более бережливыми в отношении дворового имущества, однако оно точно не будет способствовать добрососедским отношениям с жителями соседних домов. По словам помощников депутатов, они уже столкнулись с тем, что люди не хотят пускать на детскую или спортивную площадку деток из домов, расположенных буквально в нескольких десятках метров от нее. О парковках и речь молчит, туда соседям, естественно, путь закрыт.
Насколько правомерна такая ситуация, никто толком не знает. Мнения на сей счет у местных депутатов самые разные.
«Детская площадка стоит дорого, порой несколько миллионов рублей, жители того или иного дома профинансировали 20% этой суммы, взяли на себя ее содержание. А на нее начали ходить дети из десятка соседних домов. Естественно, площадка изнашивается в десять раз быстрее, а платить за содержание будут только жители одного дома. Это нормально? Нет. Поэтому недовольство людей вполне объяснимо», – высказывает мнение один из думцев.
Этих эксцессов, по мнению депутата, можно избежать, если ставить площадки не у конкретного дома, а в центре двора, как это и делалось раньше. То есть в софинансировании должен участвовать не один дом, а несколько. Тем более что в этом случае финансовое бремя для каждого из них будет меньше. Это немаловажно, так, как детские и спортивные площадки стоят действительно больших денег. Но во-первых, договориться об этом самом софинансировании с жителями сразу нескольких домов сложнее технически: кто-то хочет участвовать в программе, кто-то нет, на счете одного дома есть деньги, на счете другого нет. Во-вторых, федеральное законодательство упорно требует свой проект благоустройства и свою смету для каждого конкретного дома.
«Так и придется ставить у каждого дома маленькую качалку – целую площадку не каждый дом может потянуть, два шлагбаума и электронные ключи», – иронизирует народный избранник.
Ругаться не надо
Не отрицает проблемы и директор «ДУК» Олег Богданов.
«Возле одного дома на бульваре Космонавтов на нашей территории еще несколько лет назад был сделан корт с сеткой и резиновым покрытием. И туда действительно стали приходить дети из соседних домов. А возле дома №4 по улице Пушкинской гимназия №38 даже проводила занятия физкультурой, – говорит наш собеседник. – Резиновое покрытие рассчитано на определенную нагрузку. Когда она слишком интенсивная, естественно, покрытие быстрее приходит в негодность. Но ругаться не надо – надо смириться и понять, что благоустройство в данном случае делается не только за счет жителей, деньги выделяют федерация, область, город. И не у каждого дома есть средства на установку хорошей детской или спортивной площадки: это дорогое удовольствие. Соответственно, будем считать, что это общегородская территория.
К тому же можно найти выход и из такой сложной ситуации. Я предлагаю жителям следующее решение: давайте заложим хорошую площадку с резиновым покрытием и, например, шестью элементами, три из них – по программе формирования комфортной городской среды, а еще три добавит потом депутат за счет средств фонда поддержки территорий. И жители с этим соглашаются.
Но тут, повторюсь, нужен хорошо слаженный квартет, когда жители, администрация, депутат, управляющая компания работают в унисон».
«ДУК» не зарабатывает на благоустройстве ни копейки
Есть и еще одна проблема в этой истории. Для того чтобы участвовать в программе «Формирование современной городской среды», необходимо наличие кадастрового паспорта на дом. Этим занимается администрация Дзержинска: например, в прошлом году в реестр было внесено порядка 70–80 домов. Да, делается это бесплатно, но процедура идет не так быстро, как хотелось бы. Так, в прошлом году дожидаться получения паспорта нужно было без малого год.
Жители тех домов, которые не хотят ждать так долго, могут заказать паспорт у коммерческих фирм и получить его буквально через неделю, но платно. Кстати, кадастровый паспорт, в зависимости от площади дома, стоит от 20 до 40 тысяч рублей.
Поэтому в большинстве случаев жильцы принимают решение получить кадастровый паспорт платно за счет средств, которые собирает управляющая компания по статье «Текущее содержание и ремонт общего имущества МКД».
«Недавно в СМИ стала распространяться информация о том, что якобы «ДУК» берет себе деньги за постановку дома на кадастровый учет. Это ложь, – рассказал директор ООО «ДУК» Олег Богданов. – Жители домов, которые хотят получить паспорт быстро, голосуют за это, и мы заказываем паспорт в специализированной организации и, соответственно, платим ей деньги. У меня есть официальные документы, подтверждающие это, есть прайс организаций, которые занимаются изготовлением кадастровых паспортов. Как только мы получаем кадастровый паспорт, мы понимаем, где проходят границы дома, и начинаем делать проект для участия в программе формирования современной городской среды с учетом пожеланий жителей.
Еще раз повторю: кадастровый паспорт можно получить и бесплатно, но готов он будет не ранее конца ноября – начала декабря, когда выпадает снег, а проект надо делать летом, пока мы хорошо видим, где какие зоны находятся.
«ДУК» не зарабатывает ни копейки на реализации программы формирования современной городской среды, хотя работу проводим достаточно большую, в частности по формированию документов».
Наталья ПАНКРАТОВА.