«Репортер» разбирается, почему презентация проекта социокультурного кластера прошла за закрытыми дверями от широкой общественности
О планах по созданию в Дзержинске культурного кластера «с точками привлечения для людей разных возрастов и интересов» Евгений Кобылянский заговорил еще до назначения на пост директора ДКХ. Об этом он, в частности, рассказал порталу «Открытый Нижний» в октябре 2020 года, когда приезжал в наш город со своим мастер-классом.
Причем, сама задумка – создание культурного пространства в небольшом городе – появилась у Евгения Борисовича, по его словам, еще до знакомства с городом химиков и он целенаправленно искал площадку для ее реализации. И когда пригляделся к Дзержинску, то понял, что нашел идеальный город для воплощения своих идей на практике и что уже готова концепция, по поводу которой у него есть полное взаимопонимание с администрацией.
А в начале декабря, когда была обнародована информация о том, что Евгений Кобылянский возглавит ДКХ. В интервью «Нижегородским новостям» он сообщил, что его идею «создания единой экосистемы культуры на основе города компактного проживания» обсудили в городской администрации и «приняли как рабочий документ для развития».
За закрытыми дверями
Тем удивительнее, что за прошедшие восемь месяцев ничего конкретного о культурном кластере дзержинцам так и не рассказали. Более того, в середине июля Евгений Кобылянский в присутствии главы города Ивана Носкова познакомил с проектом социокультурного кластера представителей Российского авторского общества (РОА), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и, как сказано в пресс-релизе администрации, некоего Президентского фонда креативных инициатив (видимо, имеется в виду фонд культурных инициатив. – Прим. ред.).
Не очень понятно, какое отношение РОА и ВОИС имеют к Дзержинску и его культурным учреждениям. Сам Евгений Борисович полагает, что институты федерального уровня помогут, по его выражению, масштабировать шире разрабатываемую в Дзержинске структуру. Это при всем при том, что в Дзержинске о ней пока никому ничего толком не известно.
Но самое интересное в другом: презентация прошла за закрытыми дверями, как будто речь идет о какой-то военной тайне.
Построим – увидите
Ничего определенного не ответил Евгений Кобылянский и на вопросы читателей в паблике администрации. Он в очередной раз пообещал горожанам, что в обозримом будущем Дзержинск станет центром культурного притяжения и предложил... потерпеть. «Глубокоуважаемые дзержинцы. Красоты в словах мало... Мне сейчас важнее трудиться с надежной командой в плановом режиме, и это дает результаты. Мы не сетуем ни на что и не трубим о высоком, просто работаем. И этот подход уже принес некоторые положительные сдвиги и результаты... Давайте проявим терпение. По моим подсчетам, нужно порядка 4 лет минимум, чтобы произошли значительные изменения...»
Если убрать словесный пафос, то фактически получается, что один из городских чиновников предлагает налогоплательщикам не задавать лишних вопросов, а просто поверить ему на слово, что через четыре года здесь будет город-сад. Построит – тогда и увидим.
Примечательно, что никакой информации о кластере нет и у руководства крупных культурных учреждений города, которые должны войти в это объединение. Все они отказались обсуждать с нами эту тему, сославшись на то, что сказать им просто нечего.
Что общего у «скрябинки» и ЦОРа?
Итак, единственное, что на сегодняшний день более-менее известно: важной частью кластера станет большой городской интернет-портал «Культура Дзержинска», который будет действовать по принципу единого окна (об этом Евгений Кобылянский рассказал в декабре прошлого года корреспонденту «Репортера». – Прим. ред.).
В кластер войдут Дворец культуры химиков, молодежный центр «Спутник», музыкальная школа им. А.Н. Скрябина, театр драмы и театр кукол, Центр общественной работы, ДК им. Я.М. Свердлова, а также сцены на территориях парков и природных массивов, где в будущем возможно проведение общероссийских и областных фестивалей. Как сказано в недавнем пресс-релизе администрации, все эти учреждения и площадки объединятся общей творческой идеей и организационной структурой.
В отсутствие сколько-нибудь внятной официальной информации нам остается только задаваться вопросами. Например, что это за общая творческая идея? И зачем она, эта общая творческая идея, нужна, скажем, музыкальной школе им. А.Н. Скрябина и ДК Свердлова, кукольному театру и ЦОРу?
Очередная оптимизация?
С единой организационной структурой еще больше непонятного.
«Первое, на что инициаторы проекта должны были дать ответ, что культурный кластер будет представлять собой в организационном смысле, какова организационно-правовая форма объединения. Это ассоциация, некоммерческая организация, какое-то новое муниципальное предприятие или учреждение? Что это будет такое? Пока ответа нет. И второй: за чей счет банкет? Кто и конкретно на что даст денег: бюджет, некоммерческие организации, гранты?» – задается вопросами бывший чиновник администрации, пообщавшийся с нами на условиях анонимности.
«Пока из реальных дел мы видим только присоединение «Спутника» к ДКХ. Этим дело ограничится или нет? Если нет, то чем этот процесс отличается от пресловутой оптимизации, которая давно происходит в бюджетной сфере: в культуре, образовании, медицине? И кому от нее стало лучше?» – настороженно относится к затее Евгения Кобылянского сотрудница одного из культурных учреждений города, попросившая не называть ее имени.
Главный по гастролям?
В общем, пойдет ли это объединение (если оно вообще состоится) на пользу городской культуре – большой вопрос. При этом сам Евгений Борисович, как можно предположить, внакладе вряд ли останется.
«Возможно, он хочет создать некое новое учреждение и возглавить его. А в связи с тем, что подчиненных у него станет гораздо больше, больше будет и зарплата», – высказывает предположение наш собеседник.
Еще один наш источник обратил внимание на слова Евгения Кобылянского, упомянутые в пресс-релизе администрации, о том, что «первостепенными задачами работы в формате кластера являются создание единой системы художественного наполнения учреждений культуры для обеспечения единства действий и координации афишных мероприятий города».
Не исключено, что директор ДКХ попытается взять под свой контроль все более-менее приличные концертные залы города и гастрольную деятельность.
«Возможно, он хочет, чтобы все шли к нему и договаривались насчет залов, хочет контролировать денежные потоки в этой сфере», – сделал предположение бывший чиновник.
Надежда на финансирование
Впрочем, не исключено, что основная цель у тех, кто говорит о кластере,– получить федеральное финансирование на реализацию городских культурных инициатив. Вообще создается впечатление, что участие в разного рода федеральных программах – самоцель нынешней администрации.
Центром культурного кластера должен стать ДКХ. У Евгения Кобылянского, как известно, грандиозные планы по реконструкции и переоборудованию дворца. Там, по задумке Евгения Борисовича должен появиться современный концертный зал с изменяемым контуром акустики (его ноу-хау), что позволит проводить симфонические, камерные и эстрадные концерты, принимать полноценные спектакли с многоуровневыми декорациями. В разговоре с корреспондентом «Репортера» в декабре прошлого года новый директор не скрывал, что для реализации таких больших проектов понадобится в том числе федеральное финансирование: «Наши проекты включены в «Программу 100», которая финансируется в том числе из областного и федерального бюджетов... Думаю, что полгода уйдет только на утверждение проектно-сметной документации: она сложная, специфичная, связанная с акустикой. Потом эти документы будут поданы на участие в «Программе 100». Я полагаю, что мы приступим к работе ориентировочно года через полтора».
Полгода прошло – дело, судя по всему, не сдвинулось с мертвой точки. Во всяком случае, никакой информации о подвижках нет. И не исключено, что возобновившиеся после некоторого затишья красивые разговоры об уникальном культурном пространстве, которое должно возникнуть в Дзержинске, закрытые презентации с приглашением московских гостей всего лишь некая пиар-акция с конкретной целью – повысить шансы на получение средств из вышестоящих бюджетов для реконструкции ДКХ.
Ведь одно дело просить деньги на современный акустический зал в провинциальном Дворце культуры. И совсем другое – на реконструкцию флагмана культурного кластера Дзержинска, который к тому же можно «масштабировать шире».
«Репортер» будет следить за развитием событий.
Что рассказали о презентации проекта официально
По итогам презентации социокультурного кластера администрация Дзержинска распространила пресс-релиз. Конкретики относительно подробностей проекта в нем нет. Из более-менее внятного можно выделить следующую информацию:
– по задумке автора проекта – продюсера, директора Дворца культуры химиков Евгения Кобылянского – кластер объединит общей творческой идеей и организационной структурой крупнейшие культурные учреждения города: Дворец культуры химиков, молодежный центр «Спутник», музыкальную школу им. А.Н. Скрябина, театр драмы и театр кукол, Центр общественной работы, а также ДК им. Я.М. Свердлова;
– первостепенными задачами работы в формате кластера являются создание единой системы художественного наполнения учреждений культуры для обеспечения единства действий и координации афишных мероприятий города, повышение конкурентоспособности технического парка учреждений и в конечном итоге обеспечение высокого уровня развития культуры и досуга горожан;
– в кластер также войдут общественные пространства города: сцены на территориях парков и природных массивов, где в будущем возможно проведение общероссийских и областных фестивалей.
Наталья ПАНКРАТОВА.