«Репортер» попытался найти ответ на вопрос: почему после дождей воды на наших улицах с каждым годом становится все больше?

Не будем перечислять все улицы, на которых во время ливней образовались огромные лужи. Скажем только, что, судя по комментариям в соцсетях, больше всего возмущения у дзержинцев вызвал потоп в только что реконструированном Центральном парке, случившийся как раз на день города.
А 8 июня первое место по количеству размещенных фото и видео и, конечно, нелицеприятных для власти комментариев занял проспект Ленина, в самом начале которого появилось настоящее озеро. Если верить соцсетям, счет испорченных в нем авто идет на десятки.
Кто-то из дзержинцев матерился, попав в такую передрягу, однако нашлись среди горожан и весельчаки, вышедшие на улицу с удочками и что-то ловившие в мутных потоках, текущих по городским улицам.
Так почему же с каждым годом воды на наших улицах становится все больше? «Репортер» задал этот вопрос нескольким бывшим сотрудникам администрации, имевшим отношение к благоустройству и содержанию дорог, которые согласились пообщаться с нами на условиях анонимности.
Парк никогда не заливало
Если проблема затопления дорог появилась не вчера – она лишь с каждым годом усугубляется, то Центральный парк, как отмечают мои собеседники, поплыл впервые. «К лужам в конце проспекта Циолковского люди, в общем-то, уже привыкли: там вода давно скапливается после каждого дождя. А вот парк никогда прежде не заливало – в этот раз там же воды было если не по колено, то выше щиколотки точно. Да, дождь был сильный, да, осадков было много, но в истории Дзержинска такие дожди бывали не раз, однако потопа в парке не происходило, – констатирует один из наших собеседников. – Причина, думаю, в том, что при реконструкции не правильно сделали отводы воды, и теперь она, вместо того чтобы уходить в грунт, стоит большой лужей около фонтана».
Последний раз чистили в 2010 году
Пресс-служба администрации на своей странице «ВКонтакте», комментируя потоп в центре города, ничтоже сумняшеся объявила: причина в том, что в городе, мол, отсутствует ливневка.
«Первая ливневая канализация спроектирована и строится на улице Красноармейской, на остальных участках города используется техника для откачивания воды», – ошарашили пользователей соцсетей пиарщики мэрии.
«Некоторые «компетентные» товарищи говорят, что в городе нет ливневой канализации. Это не так: она есть, хотя и не везде. Однако старый город ею обеспечен точно. Взять ту же улицу Красноармейскую – там же будут делать врезку в уже давно существующую ливневую канализацию, которая идет по проспекту Ленинского Комсомола, – объясняет наш собеседник. – В частности, колодцы идут по всему проспекту Ленина, есть они и в его начале (8 июня в этом месте образовалось настоящее озеро. – Прим. ред.). Сечение трубы там – 200 миллиметров. Если мне не изменяет память, последний раз ее чистили в 2010 году».
«Здесь вопрос содержания ливневой канализации – ее надо обслуживать, чистить перед зимой, чтобы талые воды уходили, после таяния снега ее еще раз надо посмотреть. Это делается специальной техникой, расход средств здесь существенный, но этим нужно заниматься. Следует до конца разобраться, куда какие трубы идут, разобраться в схемах – они есть», – вторит ему другой наш спикер.
По его словам, в старые времена обслуживанием и содержанием ливневой канализации занимался водоканал. Уже в постсоветское время администрация заключала контракт с иногородней фирмой на содержание и прочистку системы, но в последние годы до нее, судя по всему, никому нет дела.
Конечно, время от времени случаются так называемые пиковые нагрузки – например, во время сильных ливней, когда объем осадков в три-четыре раза превышает расчетные нормативы. Есть в городе места, куда потоки стекаются со многих улиц и проспектов, – например, улица Урицкого, улица Октябрьская около рынка, район вокзала. И там, скорее всего, какое-то количество воды будет скапливаться даже при наличии исправной ливневки, но все же затопление не будет столь впечатляющим, как в конце мая и начале июня нынешнего года.
Ремонт ничего не меняет
Сложнее обстоит дело с дзержинскими окраинами, где ливневая канализация зачастую действительно отсутствует. Причем на некоторых дорогах лужи с каждым годом становятся все больше, а долгожданные ремонты, к большому разочарованию жителей, ничего не меняют.
Это неудивительно, ведь, как объяснил один из наших собеседников, ремонты ограничиваются заменой дорожного полотна: оно укладывается ровно так, как было уложено когда-то при строительстве дороги. А ведь с тех далеких пор многое могло измениться. Типичный пример – проезжая часть на улице Советской. Когда ее строили, на одной обочине дороги был лес, в сторону которого и был сделан уклон, и почва принимала все излишки жидкости. Однако без малого десять лет назад напротив самого низкого места дороги было начато строительство десятиэтажки (ЖК «Радуга»), после чего отток воды был нарушен. Теперь на дороге после каждого дождя образуется внушительная лужа.
Другой пример – Чернореченская объездная дорога, которая сейчас буквально тонет каждую весну. Она строилась, когда на полную мощь работали гиганты советской химии, в частности «Корунд», потребляющие огромное количество воды, из-за чего уровень грунтовых вод был на порядок ниже. После того как производство встало, вновь появилась речка Черная и стала заливать дорогу. В обозримом будущем область, в подчинении которой находится дорога, вроде бы собирается ее реконструировать, чтобы как-то решить проблему. Но о реконструкции других магистралей пока остается только мечтать, особенно тех, которые находятся в ведении муниципалитета, учитывая суммы, которые на это требуются.
Обошлись без геодезистов
Другой наш собеседник затронул иной аспект дорожно-ремонтной проблемы. Ситуацию усугубляет и крайне низкое качество проектной документации, необходимой для ремонта городских дорог. При ее составлении, как правило, не учитывается мнение специалистов, в частности геодезистов. Вернее сказать, у заказчика (МБУ «Город») сейчас просто нет возможности это мнение узнать.
«При ремонте городских дорог не проводятся инженерно-геодезические изыскания. Когда деньги на ремонт выделены, на скорую руку составляется смета, формируется конкурсная документация. А потом подрядчик выходит на дорогу и у него возникают вопросы: куда воду отвести, потому что определить это на глаз невозможно – нужен инструментальный контроль, – уверен дорожник со стажем. – Почему так происходит? Потому что геодезист, как и любой высококвалифицированный узкий специалист, за копейки работать не будет. Содержать его у МБУ нет финансовых возможностей».
Заключить разовый договор со специалистом тоже не получается, потому что муниципальные бюджетные учреждения (МБУ) очень ограничены в своих действиях Федеральным законом №44, который предписывает практически все услуги и товары, даже копеечные, закупать через торги, что сильно осложняет и затягивает процесс. А расходы внутри учреждения на геодезистов и других узких специалистов там и вовсе не предусмотрены.
По той же причине, кстати, в «Городе» нет сметчиков, дизайнеров, проектировщиков.
«МБУ – это инструмент в руках администрации, с помощью которого выполняются те или иные задачи, но ресурса ему не дают, просто выжимают максимум из сотрудников. Вот и получается, что на дорогах стоит вода, Центральный парк затапливает, а деревья, высаженные в городе, засыхают», – заключает наш собеседник. По его словам, городские власти могли бы ослабить остроту проблемы, изменив статус МБУ, например реорганизовав их в МКУ или МУП, но, видимо, чиновников все устраивает.
Откачка подкачала
После потопа, случившегося 8 июня, замглавы города по ЖКХ Денис Дергунов заявил, что принятые администрацией меры позволили не допустить затопления городских участков дорог. Между тем, огромные лужи образуются по большей части именно на дорогах областного подчинения: в конце проспекта Циолковкого, на проспекте Ленина, в районе ДКХ и так далее. Из этого можно сделать вывод, что местные чиновники сняли с себя ответственность за потоп на региональных магистралях регионального, изящно переложив ее, эту ответственность, на областные власти.
Однако один из наших собеседников не согласился с такой постановкой вопроса. По его словам, контракты на обслуживание этих дорог предусматривают определенный перечень работ. И если откачка воды не предусмотрена в контрактах, заключенных с подрядчиками, тогда это зона ответственности муниципалитета. И уже местные чиновники должны изыскать средства для выполнения этих работ. Судя по всему, городские службы попросту оказались не готовы к природному катаклизму. Если бы на проблемных участках дорог было выставлено максимальное количество откачивающих машин, если бы были мобилизованы все возможные ресурсы, столь масштабного разлива не случилось бы.
Нужны ли бордюры
Многие горожане удивляются: а зачем на затапливаемых дорогах при ремонте устанавливают бордюрный камень, который только мешает оттоку воды? По словам наших собеседников, таково требование соответствующих регламентов. В любом случае от бордюра больше пользы, чем вреда: он хорошо укрепляет кромку дороги, значительно увеличивая срок ее службы.
Однако в местах скопления воды действительно бордюрные камни следует убирать – делать водоотводы. Конечно, лучше водоотводы делать сразу, а не разбирать потом то, что уже сделано, однако, учитывая качество проектной документации, заранее угадать место водоотведения получается далеко не всегда.
Наталья ПАНКРАТОВА.