«Репортер» поговорил со специалистом о минусах и плюсах (удивительно, но они есть!) дистанционного образования
О том, что хорошего в дистанте, а также о том, как облегчить жизнь ребенку, перешедшему в онлайн, «Репортеру» рассказывает директор городского Центра психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС-центра) Ирина ЛАГУНОВА.
Сложности, возникшие в связи с внедрением онлайн-обучения, психологи называют явлением временным и связывают с переходным периодом. «Все мы сейчас пока только учимся учиться и работать на дистанционке, поэтому сталкиваемся со множеством трудностей. Как только научимся, пройдут и паника, и недовольство», – говорит Ирина Николаевна Лагунова.
Дети адаптировались, взрослым – сложнее
– Ирина Николаевна, дистант перевернул привычную образовательную систему с ног на голову. О негативных психологических последствиях дистанционного образования заговорили даже на уровне правительства. При этом вице-премьер Татьяна Голикова поручила Минпросу разработать программу совершенствования компетенций педагогов-психологов. Для чего вообще психологическая служба образованию?
– Первоочередная цель – сохранить и укрепить психическое здоровье школьников. Если у ребенка есть психоэмоциональные и поведенческие нарушения, внутриличностные конфликты, задача психолога – помочь справиться с ними, чтобы он мог спокойно учиться. Кроме того, психологи помогают детям социализироваться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, адекватно реагировать в конфликтных ситуациях. Психологические тренинги, которые проводят специалисты ППМС-центра, формируют у детей ответственное поведение, предупреждают возникновение зависимостей. А например, тренинг «Моя профессия» помогает школьникам определиться с выбором будущей специальности. Активно работаем и с младшими школьниками.
– На какую помощь от «ППМС-центра» могут рассчитывать родители?
– С 2019 года ППМС-центр реализует федеральную грантовую программу «Поддержка семей, имеющих детей». В 2021 году реализация программы продолжится. За два года специалисты, задействованные в программе, – их более сорока, включая школьных психологов и специалистов Службы психолого-педагогической помощи семье, уже провели порядка 30 тысяч (!) консультаций для родителей. Получить консультацию можно при личном обращении в Центр или дистанционно – по телефону или через Интернет. Записаться на консультацию можно, оставив заявку на сайте Центра ппмс.рф или по телефону 26-02-11. Специалисты готовы ответить на любые вопросы, касающиеся воспитания, развития, обучения детей, в том числе дистанционного образования. Важно понимать, что ребенок – сверхсложный «механизм». Он родился, но «инструкции» к нему никто не дал, а родители должны знать о своем ребенке все. Вернее так: понимать его, уметь расшифровывать его поступки и поведение.
– Ирина Николаевна, Минздрав РФ констатирует ухудшение психического состояния у школьников из-за самоизоляции и дистанционного обучения. В нашем городе число родительских обращений в ППМС-центр в связи с переходом детей на дистант возросло?
– Дети адаптируются к новому гораздо быстрее взрослых. Они хорошо знакомы с современными технологиями. Другое дело, что они привыкли использовать их исключительно в развлекательных целях. Теперь учатся с их помощью обучаться – новый, полезный опыт. Это трудно...
Родителям и педагогам пришлось еще сложнее. При этом я не могу сказать, что обращаться за помощью к психологам в связи с переходом на дистант стали чаще. Звонков, обращений в нашу службу всегда много. Например, по очному консультированию в «ППМС-центр» очередь на месяц вперед – это обычное дело.
Недавние исследования, проведенные Минздравом РФ, показали: у 83,8% российских школьников из-за самоизоляции и дистанционного обучения ухудшилось психическое состояние.
Родителям хочется, чтобы кто-то за это ответил
– Дистант вынудил родителей стать непосредственными участниками образовательного процесса, взять на себя часть учительских обязанностей. Но как быть педагогом, если ты не педагог?
– Быть ответственным родителем вообще очень непросто… Для того чтобы обучаться дома, да еще самостоятельно, ребенку нужно иметь навыки самообразования, самодисциплины и самоорганизации. У маленьких детей этих навыков еще нет, да и не у всех подростков они сформированы. Отсутствие этих навыков приводит к сложностям в обучении – хоть очном, хоть дистанционном. Когда учитель перестал быть центральной фигурой образовательного процесса и часть его функции взяли на себя родители, проблема отсутствия этих навыков, неумения учиться стала явной. Дистант заострил ее. Навыки самостоятельности формируются в семье. В психологии есть такое понятие – локус контроля. Так вот, нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка формировался внутренний локус контроля – тогда он поймет, что его успех и неуспех – в его руках и зависит только от него, а не от мамы, папы или учителя.
– И все-таки сдерживать негативные эмоции родителям бывает очень трудно…
– Это происходит от отчаяния, растерянности, бессилия, от того, что у ребенка неуспехи. Родителям хочется, чтобы кто-то за это ответил. Но негативные высказывания по поводу дистанта при ребенке – не выход. Тем самым родители формируют у него отторжение не только к дистанционному обучению, но и к учебе вообще.
– Как правильно помогать ребенку учиться на дистанционке?
– Прежде всего важно правильно организовать его рабочее место. Если уж он учится дома, а не в школе, то нужно создать условные границы. Особенно это важно младшим школьникам. Ребенок понимает: сел за учебный стол – он учится, вышел – можно расслабиться. В идеале у него должна быть отдельная комната или хотя бы какая-то ее часть со столом и стулом. После занятий за компьютером – перемена. Нужно дать ребенку возможность выплеснуть эмоции, усталость. Вообще, в свободное время ребенок должен как можно больше двигаться. Отдыхать – это не значит зависать в телефоне.
Важный момент: родители должны обеспечить неприкосновенность ребенка во время учебы дома. Домашние должны знать: когда он учится, никто не имеет права его тревожить. Так формируется уважение семьи к его труду, а у школьника – понимание значимости обучения. Своим уважением родители формируют мотив для обучения. Так закрепляются навыки обучаться самостоятельно.
– Мотивировать к учебе. Не заставлять?
– Внутренняя мотивация к обучению есть лишь у 5% детей. Так заложено природой, и это нормально. У остальных – другие мотивы учиться. Одни учатся, чтобы сохранить хорошие отношения с родителями, другие – потому что нравится учитель, потому что учиться надо для получения определенной специальности, для того, чтобы получить награду за пятерку – родители что-то купят…
Вообще, мотивацию формирует семья. Маленьким детям особенно важна эмоциональная поддержка, похвала – тогда ребенок будет учиться с удовольствием. Детям с 6 до 12 лет не менее важно находиться в коллективе, в группе сверстников. Старшеклассники часто приходят в школу, чтобы «потусоваться», заявить о себе…
- Федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» с 2019 года реализуется «Центром психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» в Дзержинске.
- 39 консультационных пунктов психологической помощи родителям и детям открыты в рамках реализации программы в дзержинских школах и детсадах.
- Более 90 психологов (включая педагогов-психологов и специалистов ППМС-центра) оказывают психологическую помощь и поддержку семьям. В 2019–2020 гг. в рамках проекта проведено почти 30 тыс. консультаций для родителей.
Недостаток общения – главный минус
– Дистанционка лишила детей самого главного – общения.
– Это так. Ребенку не хватает личностного общения, эмоционально оскудевает его мир... Исчезает дух соревнования, поддержки... Нет социального взаимодействия со сверстниками. Из-за этого мотивация к обучению очень снижается. Особенно у подростков.
– Нарушается связь с учителем…
– Да, это тоже очень большая проблема. От этого страдают не только дети, но и педагоги. Педагог не видит непосредственных реакций детей: кто не понял, кто растерян, кто в тревоге… Раз он этого не видит, он не может вовремя на это реагировать. Если вообще среагирует: экран обезличивает. Что можно разглядеть, когда перед тобой 25–30 лиц размером с почтовую марку, а то и меньше? Кроме того, детям не хватает эмоциональной поддержки во время урока. Из-за этого школьники, склонные к интроверсии, могут замкнуться, почувствовать себя отрезанными от мира.
Педагогу же труднее эмоционально окрасить занятия, которые ведутся дистанционно. А знания без эмоциональной окраски дети воспринимают с трудом. Ребенку нужны вдохновение, пример, в конце концов. Связь «дети-учитель» на дистанте нарушена – это очевидно и значительно усложняет процесс обучения. То же самое касается и конфликтов внутри классов. Отследить их возникновение и потушить гораздо сложнее. Это может показаться странным, но дети на дистанте продолжают общаться и… конфликтовать. Реализовывают потребности, заложенные природой: заявляют о себе в группе, показывают, кто есть кто, устанавливают свои границы, определенную иерархию.
Словом, учителям так же, как и родителям, и детям, тоже нужно время, чтобы научиться работать по-новому.
– Ирина Николаевна, вы первый человек, от которого я услышала, что у дистанта есть и свои плюсы. Какие?
– У медали, как всегда, две стороны. Поэтому и у дистанционного обучения есть не только минусы, но и очевидные плюсы. Благодаря ему дети вынуждены будут обрести навыки самоорганизации, самодисциплины, самообучения. При поддержке родителей и учителей, конечно. Этот опыт детям колоссально пригодится в будущей жизни. Сейчас они вынуждены «взбивать маслице», как в пословице про лягушку. И те дети, которые в результате дистанционного обучения приобретут такие навыки, окажутся победителями. Умение получать знания онлайн в будущем позволит им расширить спектр своего профессионального приложения. Дистант – это работа на перспективу.
– То есть своеобразная школа жизни...
– Можно и так сказать. Перемены всегда подразумевают либо подъем, либо спад. Остаться на прежнем уровне не получится.
– По-вашему, образование – не та сфера, где нужно держаться за старое?
– Классическая школа – это основа, фундамент. Дистанционное обучение – своего рода надстройка. Обстоятельства жизни изменились, и очевидно, что возврата к старой системе обучения уже не будет. Надо привыкать. Нас должно выручить умение адаптироваться. Очень важное умение для современной жизни...
Елена АРТЕМОВА.