Ребенок леса
В артстудии «StandArt» бывшего кинотеатра «Спутник» проходит выставка удивительного дзержинского художника Валерия ИОНОВА.
За свою жизнь он успел побывать слесарем, спортсменом, врачом-педиатром, спортивным врачом, окулистом и педагогом. Но давно, еще в детстве, загорелась в нем нешуточная страсть к деревянному творчеству, которая с годами становилась только ярче.
Сейчас, будучи пенсионером, Валерий Никандрович исполняет давнюю мечту – полностью посвятить себя сотворению новых лесных шедевров. Прочие занятия остались чуть-чуть позади, выдвинув на первый план ипостась художника.
Родная роща
Наш герой родился в Дзержинске 4 августа 1940 года. Дом его детства своими руками строили родители и дедушка с бабушкой. Первые дни маленького Валеры были омрачены трагическим происшествием: всего за неделю до его появления на свет умер годовалый старший братик. Малыш отравился гнилым яблоком, и врачи не смогли его спасти. Беременная вторым сыном мать глубоко переживала потерю первенца, что только навредило и без того не особенно крепкому ее здоровью. До сих пор Валерий Никандрович считает, что его болезненное детство прямо связано с маминым ревматизмом.
Впрочем, середина прошлого века сама по себе не располагала к счастливой и беззаботной юности. 22 июня 1941 года, в день, когда мальчика крестили, началась Великая Отечественная война. Наступили страшные голодные годы. Отца забрали на фронт, мать крутилась как белка в колесе, подрабатывая швеей. Других детей в семье не было, как не было игрушек, телевизора, компьютера и других привычных сегодня развлечений. Иногда мальчик чувствовал себя довольно одиноко. Играть приходилось с корягами и пнями, торчащими из земли.
В детстве много времени Валерий Никандрович проводил среди вековых дубов, и оттого уверен, что именно лес его вырастил. Он говорит, что прогулки в роще сформировали в нем качества, крайне важные для художника, – умение замечать интересные детали и способность видеть прекрасное в мелочах. Если присмотреться и прислушаться, лес полон шедевров.
Сейчас художник уверен, что его призвание – давать вещам вторую жизнь, лечить через творчество и радовать людей своими деревянными скульптурами. В глубине души он всегда чувствовал связь с теплым и живым лесом и постоянно пытался выразить красоту, которую видел, – рисовал, фотографировал, лепил, обтачивал... Но вплотную заняться творчеством удалось далеко не сразу.
Выжил, потому что непослушный
В юношестве худой и бледный Валера все время мучился каким-нибудь недугом. В конце концов у него признали порок сердца, и в первый класс он пришел со справкой о строжайшем запрете на занятия спортом. Но к счастью для младшеклассника Ионова, школьного учителя по физкультуре эта бумажка никак не впечатлила.
Бориса Петровича Наумова – физкультурника-фронтовика, принимавшего участие в битве на Курской дуге и в сражении под Прохоровкой, – художник до сих пор вспоминает с благодарностью: «Он вдохновлял нас рассказами о том, что перенес тяжелейшие травмы только благодаря спорту. Для детей этот человек был настоящим авторитетом. И я, прислушиваясь к нему, начал заниматься спортивной гимнастикой. До второго разряда вырос. Выступал на соревнованиях».
Школьником Валерий Никандрович также увлекался лыжами и борьбой. Для набора мышечной массы тренировался дома, поднимая тяжеленные чугунные утюги. Он вообще жутко стыдился быть хилым, поэтому дорожил любой возможностью стать еще хотя бы чуточку сильнее. И эта увлеченность спортом, не дававшая ему спокойно сидеть на месте, вскоре сотворила чудо – мальчик перестал болеть.
Защищать честь школы приходилось под чужой фамилией, чтобы случайно не выяснилось, что спортсмен Ионов – сердечник. Но как-то раз высокий результат на областных состязаниях дал Валере возможность отправиться на первенство России, для чего предварительно требовалось пройти медкомиссию. Если бы врач узнал о проблемах со здоровьем, то о спортивных достижениях можно было бы забыть.
«Я шел до поликлиники №1, как старичок, – признается художник. – Два шага сделаю, присяду. Потом еще несколько шагов, и опять отдохнуть надо. До того мне страшно было. А пришел к врачу, осмотрел он меня и пишет везде «здоров» и «годен». Вот тогда я и осознал, что выздоровел благодаря своим наставникам и спорту. А прикрывался бы справкой об освобождении от физкультуры, еще неизвестно, что со мной было бы».
Влечение к спорту и привычка к систематическим занятиям навсегда остались в характере Валерия Никандровича. На соревнования он ездил в студенчестве и в годы армейской службы в медсанбате, а позже – во время работы на дзержинских заводах. Да и в наши дни случайный путник, гуляя по желнинской дубовой роще, может наткнуться на него в момент сосредоточенной отработки какого-нибудь приема айкидо.
Испробовав целительную силу борьбы на самом себе, художник Ионов понял, что обязан выяснить причины всех своих детских болезней и помочь другим ребятишкам. В 1963 году, сразу после армии, он поступил в Горьковский медицинский институт имени С.М. Кирова (ныне Нижегородская государственная медицинская академия), чтобы стать детским врачом.
Это ужасно – быть педиатром
Поступить оказалось значительно проще, чем учиться. Студенческие годы в кировском институте были настоящим кошмаром из-за непомерных умственных нагрузок, выдержать которые мог не каждый. По словам Валерия Никандровича, одна его одногруппница даже сошла с ума от бессонных ночей и постоянной зубрежки.
Как бы там ни было, сложная учеба не стала помехой для человека, который действительно хочет стать врачом. Но дело в том, что уже на втором курсе мединститута студент Ионов понял, что разочаровался в профессии и больше не хочет учиться на педиатра. «Я не гожусь туда. Надо быть женщиной, чтобы состояться на этой стезе», – утверждает наш герой.
Подумав немного, он решил изменить направление и уйти в спортивную медицину. Это помогло ему изменить отношение к врачебной профессии, облегчить семилетнее пребывание в мединституте и получить диплом доктора.
Выходя из стен института, он надеялся на то, что ему никогда не придется работать детским врачом. Но в 70-е годы больницам и поликлиникам не хватало именно их, поэтому уйти из педиатрии было почти невозможно. Выучился – будь добр работать. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы найти работу по душе.
После академии Валерий Ионов был педиатром в больнице №13, немного погодя устроился на полставки в команду «Химик». Работал детским доктором в Анапе, уезжал на специализацию в Сочи и там трудился врачом скорой помощи, желая наконец уйти из педиатрии. Он едва совсем не переехал на юг, но все же вернулся в Дзержинск, где устроился на работу окулистом и посвятил ей 25 лет, – сначала в поликлинике №2, потом на производстве «Дзержинскхиммаш».
За время работы в медицине он окончательно уверился в том, что помочь человеку лекарствами нельзя, особенно если речь идет о ребенке. Лечит не химия, а любовь. И еще – искусство.
Табуретка, посвященная Высоцкому
Первая скульптура из дерева появилась в доме Ионовых более 30 лет назад, еще до первой выставки в библиотеке имени Пушкина. Она представляла собой треногую табуретку, вытесанную из большой коряги и посвященную Владимиру Высоцкому. Жена Валерия Никандровича, Регина, до сих пор восторженно вспоминает о ней, заявляя, что это была вещь поразительной красоты.
Табуретка стала первой потугой. С той поры, как она появилась, дом художника с каждым днем становился все более деревянным – в комнатах складировалось такое количество заготовок, что иной раз и ступить было некуда. Из них было создано более 500 работ. Все они уникальны и представляют собой не просто некий предмет зрительного любования, а целый сюжет. Иногда это ясно даже просто из имени скульптуры. Понятно ведь, что за названием «Три стадии опьянения» должна крыться какая-то своя интересная история.
Кстати, сейчас скульптура «Три стадии опьянения» находится дома у нижегородского художника-монументалиста Валентина Любимова. Надо сказать, многие работы Ионова разошлись по частным коллекциям. Сначала – в качестве подарков друзьям или знакомым, потом – уже как предметы искусства, имеющие свою цену.
За несколько лет до пенсии Валерий Никандрович давал уроки мастерства в Эколого-биологическом центре и во Дворце детского (юношеского) творчества. Оставив работу врача, он начал участвовать в выставках и фестивалях, в том числе за пределами нашего городка. Со свойственным ему спортивным азартом он стремился показать себя в творческих конкурсах, часто побеждал. Сегодня его скульптуры с удовольствием выставляют все библиотеки и выставочные залы Дзержинска.
Вдохновляет художника Ионова прежде всего естественная лесная красота. «Иду и вижу: смотрит на меня чья-то «мордочка». Я ее сразу же забираю и несу домой, чтобы «оживить». Если ее на месте оставить, она же погибнет. Сожгут люди, или время превратит в труху. А так я ее спасу, поколдую над ней немного, и она будет радовать народ. Я люблю, когда люди радуются», – поясняет Валерий Никандрович.
Работает он там, где настигнет мысль. Во дворе – значит, во дворе. В доме – значит, в доме. Был бы под рукой обыкновенный, среднего размера, ножик... Полностью оборудованная деревянная мастерская – только в планах художника. Вместо нее – дом, находящийся в невообразимом беспорядке. В его стенах и рождается лесная сказка, обладающая собственной целительной силой. Смотришь на живую деревянную фигурку и вспоминаешь детство. Улыбаешься. А потом чувствуешь, что любая хворь, какая в тебе была, вдруг становится гораздо слабее.
Наталья СЛЕПНЕВА.