Ради безопасности на воде
Почти полтора десятка лет дзержинский участок Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) действует в составе российского МЧС.
О работе этой городской структуры, патрулировании водной акватории и ответственности судовладельцев в интервью «Репортеру» рассказал начальник дзержинского участка ГИМС Игорь ГУЗАНОВ.
– Игорь Викторович, каковы сегодня основные задачи Государственной инспекции по маломерным судам?
– Одна из важнейших задач – это обеспечение безопасности людей на водных объектах. Здесь важна профилактическая работа с населением. Это и оповещение, предупреждение людей об определенных угрозах, дабы избежать происшествий на воде.
Еще одно направление работы – регистрационно-надзорная деятельность. Мы регистрируем маломерные суда, используемые в некоммерческих целях. Коммерческими судами занимается Российский речной регистр. На сегодня регистрации в ГИМС подлежат суда весом свыше 200 кг (раньше было – грузоподъемностью от 220 кг) либо надувные лодки из ПВХ, которые используют двигатель мощностью свыше 11 кВт.
Соответственно и в удостоверение на право управления внесли поправки. Сейчас оно требуется только тем судоводителям, у которых маломерные суда мощностью свыше 10 лошадиных сил. Менее мощные регистрации не подлежат.
Также наша инспекция курирует базы для стоянок катеров и гидроциклов. Этих объектов в Дзержинске всего четыре: два – в Окском затоне, и еще столько же – непосредственно на реке. Если на стоянке свыше 10 судов, то владельцы базы обязаны предоставлять перечень документов, которые нам позволяют принимать или не принимать ее к эксплуатации. Ведь владельцы отвечают не только за сохранность судов, но и за выпуск их в плавание – с учетом исправности и наличия регистрации.
– А если контролирующие органы выявят нарушения, как будут наказаны виновные?
– Они будут наказаны серьезно, чаще всего – финансово. К сведению судовладельцев, недавно была повышена административная ответственность по ст. 11.7 («Нарушение правил плавания») и по ст. 11.8 КоАП РФ («Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления»). Так что штрафы и для судовладельцев, и для хозяев стоянок, нарушающих закон, серьезно возросли.
– Заметно ли менялось число судоводителей за последние годы?
– Да, менялось, и значительно. С 2005 года количество маломерных судов в нашем городском округе серьезно возросло. На данный момент на дзержинском участке ГИМС зарегистрировано порядка 2690 единиц судов.
– Находятся ли дзержинские пляжи в зоне ответственности ГИМС?
– Да, пляжами мы тоже занимаемся. Хотя, строго говоря, в Дзержинске уже несколько лет действует единственный официальный пляж на озере Святом. Он находится на балансе городской администрации. Хотелось бы, конечно, чтобы таких пляжей у нас было больше. Но все места купания не охватишь вниманием, а жаль. Статистика говорит о том, что на оборудованных пляжах, где территория купания очищена водолазами, есть пост спасателей и огороженная детская купальня, риск возникновения чрезвычайных ситуаций сведен к минимуму.
– Чем занимаются сотрудники инспекции зимой, когда наши реки и озера покрыты льдом, а суда не ходят?
– В холодный период мы ведем профилактическую работу и с рыбаками, и с руководством города, и с образовательными учреждениями.
В местах, где выставлены предупредительные аншлаги, мы рекомендуем рыбакам не выходить на лед. Это ведь азартные люди, и каждому хочется поймать «рыбу своей мечты», особенно по первому и по последнему льду, когда выходить на водоемы особенно опасно, но очень хочется. Впрочем, отрадно, что ни в прошлом, ни в этом году на дзержинском участке не было зарегистрировано случаев гибели людей. Ну и нужно отдать должное самим рыбакам и судовладельцам: за последние годы они стали намного более дисциплинированными. Имеются спасательные жилеты, судна зарегистрированы.
На всех лекциях, беседах, которые мы проводим в школах с учащимися, инспектора обговаривают меры безопасного поведения на льду, особенно на непрочном, который еще должен устояться.
– Как вы патрулируете водную акваторию?
– У нас составляются специальные планы-задания по патрулям. С учетом того, что значительно возросло количество маломерных судов, мы не всегда можем все охватить. Порой не хватает и времени, и средств. Протяженность дзержинского участка достаточно большая – 94 километра реки. Но часто нам помогают соседи с павловского участка ГИМС, равно как и мы им: совместно задачи решаем.
Впрочем, кроме реки на территории Дзержинска много закрытых водоемов – озер и прудов. Все крупные трудно перечислить. Туда тоже приезжают люди и купаться, и рыбу ловить. А значит, контроль наших инспекторов будет нелишним.
– Какие документы имеет право потребовать инспектор, заподозрив нарушение?
– Всегда требуется наличие удостоверения на право управления судном. Если лодка зарегистрирована – документ об ее техническом освидетельствовании (ТО). Инспектор ГИМС может также инициировать проверку на нахождение судоводителя в нетрезвом состоянии.
Но наши сотрудники не всегда пребывают на реке, они выполняют и другие служебные задачи. Поэтому были созданы две патрульные группы, которые постоянно нам помогают. Это Волжская патрульная группа и Окская патрульная группа.
– Как вы поступаете с нарушителями, если останавливаете их впервые?
– Изначально стараемся, конечно, воздействовать на них силой убеждения. Если уж попался в первый раз, надо сделать предупреждение: объяснить, рассказать, подсказать. Много курьезов было. Кто-то, купив гидроцикл, старается проехать по воде поближе к пляжу и показать себя, окатив брызгами отдыхающих. Это, конечно, не дело, и на такие проявления люди жаловались.
Для злостных же нарушителей предусмотрены законодательные меры.
Бывает и так, что некоторые горожане катаются на современных водных машинах с детьми, но защитных средств на ребятню не надевают. Между тем падение с гидроцикла может нанести человеку серьезные травмы.
– Часто ли бывают у ГИМС задачи, выходящие за рамки обыденности?
– Конечно, случается и такое. Года три-четыре назад, например, тушили лес на подходах к автозаправке. И был дан приказ, чтобы подготовить фарватер для посадки самолета-амфибии Бе-200 «Альтаир». Он способен взлететь как с земли, так и с водной поверхности. Одна из сфер применения – тушение пожаров.
Поступила команда, и мы за пару часов должны были подготовиться к прилету этого воздушного судна. Большую работу проделали. И успешно. Было 27 посадок этого самолета, грандиозно он садился на воду. А затем, забрав воду, тушил леса, находившиеся рядом с заправкой. Посадить такую махину на водное зеркало нашей обмелевшей Оки – это большое умение летчиков, работа профессионалов.
– Сколько людей работает на дзержинском участке ГИМС?
– Всего четыре человека: три инспектора и один техник. Хотелось бы побольше. Возможно, будет какое-то расширение штата. Количество маломерных судов увеличивается, и, чтобы решать задачи качественно, надо бы еще дополнительно привлекать специалистов.
Отмечу также, что, когда мы выходим на важные мероприятия, связанные в том числе и с патрулированием, такие рейды часто проводятся совместно с представителями местной администрации, пожарными, сотрудниками полиции и других служб.
Алексей МУХИН.