Прощай, история?
Директор МУП «Экспресс» заявил о готовности пустить с молотка ретротрамвай.
Свое намерение директор обосновал тяжелым финансовым положением предприятия. «У нас огромная кредиторская задолженность, в данный момент она составляет 63 млн. рублей. Для выплаты долга мне нужны средства. Если администрация города согласует продажу ретротрамвая, я это сделаю», – пообещал Николай Небученых.
Напомним, ретротрамвай 30-х годов, полностью восстановленный к 70-летию дзержинского трамвая, «вставал» на рельсы и катал всех желающих по городу во время больших праздников. Как пояснил «Репортеру» бывший мастер технического обслуживания трамвая Сергей Гераськин, в 1969-м году вагон списали, и он долгое время хранился в трамвайном депо №1, однако позже у сотрудников предприятия появилась идея превратить его в памятник.
«Вагончик перенесли на постамент. Потом мы сделали его полностью ходовым. Мы своими руками красили его и перебирали двигатель. Работа была окончена в 2003 году. Несколько лет мы заботились о нем как могли. А теперь, послемассового сокращения, он просто стоит на улице и гниет. Не думаю, что с таким отношением его удастся сберечь», – рассказал Сергей Гераськин.
Между тем вагон является не только памятником городской истории, но и настоящей редкостью. По словам историков электротранспорта, подобных трамваев во всем мире осталось всего 11 штук. А таких, которые были бы на ходу и при этом полностью сохранили аутентичный вид, всего два – в Дзержинске и Туле.
Правда, несмотря на всю свою уникальность, наш ретротрамвай не имеет статуса памятника культурного наследия. С юридической точки зрения этот вагон – никому не принадлежащее деревянное сооружение с небольшим количеством металлических элементов. А потому и цена его, по оценкам экспертов, невысока – порядка 80 тысяч рублей.
Как эта сумма поможет предприятию, накопившему многомиллионный долг? Вопрос риторический, но вполне закономерный. На фоне активной реализации имущества легкость, с которой директор МУП готов отказаться от исторической реликвии собственного предприятия, наводит на определенные мысли. Складывается впечатление, что цель его антикризисной программы – распродать все и как можно скорее. Останется ли хоть что-то от предприятия «Экспресс» после гипотетического выхода из кризиса?
На постамент?
В пресс-службе администрации города корреспонденту «Репортера» сообщили, что согласовывать продажу ретротрамвая не будут. Чиновники осведомлены об опасной ситуации, в которой оказался вагон, и в данный момент решают, куда было бы лучше его определить. «Есть вариант поставить его на постамент, например, в детском парке «Радуга» за Дворцом детского творчества. Но скорее всего, предложений будет несколько. Возможно, мы даже организуем публичные слушания на эту тему», – рассказали в пресс-службе администрации.
Вместе с тем существует мнение, что установка вагона на постамент негативно скажется на его состоянии. «Во-первых, главное достоинство ретротрамвая в том, что он полностью в рабочем состоянии, он может ездить. Во-вторых, вагон почти полностью деревянный. Как вы думаете, долго ли он простоит на жаре, под ветрами, дождями и снегом?» – отмечает руководитель инициативной группы «Дзержинцы за общественный транспорт» Андрей Блохин.
«Экспрессу» помогли
Тем временем администрация выделила МУП «Экспресс» субсидии в размере 6,3 млн. рублей. Эти средства пойдут на оплату текущего газо- и энергопотребления предприятия, а также на частичное погашение кредиторской задолженности перед поставщиком топлива для автобусов, компанией «Лидер-Ойл». Напомним, что в апреле поставщик обратился в суд с заявлением о признании МУП «Экспресс» банкротом.
«С целью выхода из сложившейся ситуации было принято решение о субсидировании муниципального транспортного предприятия. Теперь причин для банкротства МУП нет. Мы прикладываем все усилия для того, чтобы сохранить в Дзержинске муниципальный транспорт и предприятие «Экспресс». Сейчас здесь идет процесс оптимизации и оздоровления», – считает заместитель главы администрации по городскому хозяйству, строительству и экономике Александр Кабанов.
Добавим, что на последнем заседании местной Думы депутаты решились в очередной раз профинансировать МУП с формулировкой: «Это в самый последний раз». Однако, по нашей информации, уже на апрельском заседании руководство предприятия намерено снова просить у народных избранников деньги.
Наталья СЛЕПНЕВА.